Российский государственный симфонический оркестр кинематографии, Сергей Скрипка, Артём Варгафтик, Сергей Тарасов : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Дорогие друзья, в продажу вышли абонементы сезона 2021-2022.

Абонемент № 8 (Оркестры) поступит в продажу позднее, дата выхода будет объявлена дополнительно.

Бронирование абонементов по телефону осуществляться не будет.

    Российский государственный
    симфонический оркестр кинематографии,
    Сергей Скрипка, Артём Варгафтик,
    Сергей Тарасов

    12 сентября 2015

    Большой зал Консерватории

    В программе:
    Григ
    Концерт для фортепиано с оркестром
    «Пер Гюнт» – музыка к одноименной драме Г.Ибсена

    6+

    Абонемент №84:

    Музыка души. Субботние дневные просветительские симфонические концерты для всей семьи

    Воскресным днем, 12 сентября, после чашки утреннего ароматного кофе отправляемся в центр столицы – в Большой зал Московской консерватории – провести время в компании с Артёмом Варгафтиком. Артём — человек-энциклопедия, знающий о музыке и музыкантах все и обладающий редчайшим даром рассказчика с большой буквы! Слушая его, понимаешь: его лекции — не обучение, не назидание, а увлекательнейшие истории с приключениями и детективными акцентами. Будучи фантастическим интеллектуалом и обаятельнейшим интеллигентом, он излучает столько добра и любви, дарит столько знаний, что слушать его хочется бесконечно — и взрослым, и детям.

    На этот раз Артём Варгафтик расскажет нам о Норвегии и самом знаменитом композиторе этой страны — Эдварде Григе, чья музыка способна растопить самое суровое сердце. Мы услышим любимейший фортепианный концерт Грига и его «Пера Гюнта», музыка к которому стала чуть ли не более популярной, чем сама драма Генрика Ибсена. Обязательно приходите всей семьей: после встречи с Артёмом и героями его концерта вам будет что обсудить, о чем порассуждать и чем поделиться друг с другом! А это так сближает и дарит поистине незабываемые мгновения счастья!

    Артём Варгафтик

    Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику. 

    Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.

    В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция». 

    В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2020/21 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра», ведущий концертов проекта «Мама, я меломан» и др.). Кроме того, Артём Варгафтик – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки.

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. Больше десяти лет Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана».

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных.

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Сергей Тарасов

    Сергей Тарасов – востребованный концертирующий пианист, постоянно выступает с сольными концертами в России и за рубежом. Музыкант играет в крупнейших залах мира: Большом зале Московской консерватории и Московском международном Доме музыки, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Сантори-холл в Токио и Фестивал-холл в Осаке (Япония), Зале Верди в Милане (Италия), Сиднейской опере (Австралия), Моцартеуме в Зальцбурге (Австрия), зале Гаво в Париже (Франция), зале Маэстранца в Севильи (Испания) и других.

    «Его руки за роялем приводят в смятение. Тарасов превращает музыку в чистое золото. Его талант ошеломляет и оценивается во много карат», – писала пресса о выступлениях пианиста в Мексике.

    Сергей Тарасов – победитель крупнейших международных соревнований, входящих во Всемирную Федерацию международных музыкальных конкурсов. Он – обладатель Гран-при и победитель конкурсов «Пражская весна» (1988, Чехословакия), в Алабаме (1991, США), Сиднее (1996, Австралия), Хайене (1998, Испания), Порто (2001, Португалия), Андорре (2001, Андорра), Варалло, Вальсесия (2006, Италия), конкурса композиторов Испании в Мадриде (2006, Испания). Он также является лауреатом престижнейших музыкальных конкурсов – пианистов в Монте-Карло, имени П. И. Чайковского в Москве, имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве, имени Бузони в Больцано и других.

    Неоднократно принимал участие в престижных музыкальных фестивалях в Германии (фестиваль земли Шлезвиг-Гольштейн, Рурский фестиваль, Башмет-фестиваль в Роландсеке), Японии (фестиваль в Осаке), Италии (Римини), Франции (в Ла-Рок-д’Антерон), Словении (Люблянский фестиваль), Хорватии (Летний фестиваль в Дубровниках), Швейцарии (Фестиваль И. Менухина в Гштааде) и других.

    С. Тарасов сотрудничал со всемирно известными коллективами: как Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Санкт-Петербургский симфонический оркестр, а также Токийский столичный симфонический оркестр, Сиднейский симфонический, Израильский филармонический оркестры. В его биографии выступления с симфоническими оркестрами Новосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Ярославля, Костромы и других городов России.

    С. Тарасов записал несколько компакт-дисков с произведениями Шуберта, Листа, Брамса, Чайковского, Рахманинова, Скрябина.

    С 2010 года музыкант является профессором южнокорейского Keimyung University.

    Ольга Полторацкая

    Ольга Полторацкая (сопрано) родилась в Москве в семье профессиональных музыкантов (отец – композитор и пианист Виктор Полторацкий - был одним из основателей Камерного оркестра «Виртуозы Москвы», мать – Лариса Полторацкая – альтистка, артистка оркестра ГАБТ России). С ранних лет Ольга занималась на скрипке, обучалась в ЦМШ при Московской консерватории и Гнесинской школе-десятилетке. С 2000 года участвовала в программах Благотворительного Фонда В.Спивакова и была награждена именной стипендией С.Лейферкуса.

    В 2001 году окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории по специальности «сольное пение» (класс М.Михайловской); продолжила обучение в Государственной классической Академии им. Маймонида (класс профессора В.Журавлёвой); в 2010 году окончила аспирантуру Московской консерватории (класс профессора М.Алексеевой).

    Дипломант Всероссийского конкурса «Bella Voce» (2001). Лауреат молодёжной премии «Триумф» (2004). Участвовала в Международном музыкальном фестивале в г. Кольмаре (Франция, 2004).

    С 2003 года Ольга Полторацкая выступает в концертах Московской филармонии, проводимых известными музыковедами – С.Виноградовой, Н.Панасюк, А.Варгафтиком. Сотрудничала с дирижерами Сергеем Скрипкой, Мариусом Стравинским. В сезоне 2009-2010 гг. исполнила партии Иоланты в опере П.И.Чайковского «Иоланта» и Виолетты в опере Дж.Верди «Травиата» на сцене Большого зала Московской консерватории в спектаклях Оперного театра Московской консерватории. В марте 2010 г. участвовала в серии концертов «Три Рима» в Москве и Стамбуле с Российским Национальным оркестром (дирижер Алексей Пузаков). В апреле 2010 г. исполнила партию сопрано в премьере балета Ф.Амирова «Тысяча и одна ночь» на сцене Кремлевского Дворца (дирижер Александр Петухов).