Жертвам блокадного Ленинграда посвящается. Верди – Реквием : Московская государственная академическая филармония

    Жертвам блокадного Ленинграда посвящается. Верди – Реквием

    27 января 2019

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
    Дирижёр – Владимир Федосеев
    Государственная академическая
    хоровая капелла России
    имени А. А. Юрлова
    Солисты Московского музыкального театра «Геликон-опера»
    Анна Пегова (сопрано)
    Александра Ковалевич (меццо-сопрано)
    Иван Гынгазов (тенор)
    Александр Киселёв (бас)

    Художник по видео – Дмитрий Костяев
    Исполнительный продюсер – Руслан Черкашин

    Видеоэкраны предоставлены ООО «SPM»

    Постановка: Сергей Новиков

    В программе:
    Верди
    Реквием для солистов, хора и оркестра

    Реквием исполняется на русском языке 




    12+

    27 января, в День 75-летия снятия блокады Ленинграда в Концертном зале им. С. В. Рахманинова в Филармонии-2 прозвучит Реквием Джузеппе Верди. Он будет исполнен на русском языке в сопровождении художественного видеоряда и кадров военной хроники.

    В концерте принимают участие Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капеллы им. А. А. Юрлова и солисты московского театра «Геликон-опера» Анна Пегова, Александра Ковалевич, Иван Гынгазов и Александр Киселев. Этим исполнением музыканты отдают дань памяти жертвам блокады Ленинграда.

    Те страшные 872 дня вошли в историю страны как одна из самых героических и трагичных страниц. 872 дней борьбы, надежды и отчаяния, когда встречи со смертью каждый мог ждать в любую секунду. Казалось, что День гнева уже наступил: лютый холод и беспощадный вражеский огонь, жестокий голод и казавшаяся бесконечной изоляция… 650 тысяч погибших горожан, почти 500 тысяч военных. 

    «Подвиг ленинградцев – это пример самопожертвования, силы духа, народного единства, который в истории больше не имеет аналогов. Это подвиг именно гражданского населения, рабочих, которые ни на день не останавливали работу предприятий для нужд фронта. При этом делали это в невыносимых, нереальных даже для военного времени условиях», – говорит автор идеи постановки, ответственный секретарь Российского Организационного Комитета «Победа» Сергей Новиков.

    Страшные образы блокадного Ленинграда очень созвучны мощной экспрессии музыки Реквиема Верди – самого театрального из всех произведений, созданном в этом литургическом жанре. Его огромный гражданский пафос объясняется и тем, что он написан на смерть друга композитора – литератора, ученого и общественного деятеля Алессандро Мандзони, и тем, насколько горячим сторонником свободы человека и государства был сам Верди. Соединение музыки и документальной кинохроники создает диалог эпох, благодаря чему героические события приобретают вневременной характер. Такое исполнение воздействует особенно сильно, но этот сложный художественный опыт необходим каждому из нас, чтобы чтить подвиг тех, кто отдал свои жизни в той страшной войне, чтобы не забывать, как велика ценность мира. Чтобы не позволить трагедии повториться.

    Русский перевод, в котором прозвучит сочинение, делает доступным для широкой аудитории латинский текст Реквиема и дает возможность слушателям в неразрывном единстве воспринять всю силу духовного и общечеловеческого содержания этого великого произведения.

    «Для меня очень важно, что именно молодежь обращается к великому произведению Верди, интерпретируя его в национальном историческом контексте, – говорит генеральный директор Филармонии Алексей Шалашов. – Наша цель – предложить современному зрителю возможность взглянуть на этот шедевр с нового – актуального – угла зрения».

    В концерте принимают участие Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла им. А. А. Юрлова и солисты московского театра «Геликон-опера»: Анна Пегова, Александра Ковалевич, Иван Гынгазов и Александр Киселев. Этим исполнением музыканты отдают дань памяти жертвам блокады Ленинграда.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    «Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия» – уникальный музыкальный коллектив и крупнейший молодежный проект в области оркестровой культуры. Он создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония. 

    По итогам Первого Всероссийского конкурса молодых артистов оркестра РНМСО объединил 100 талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет из 28 городов России; сегодня в коллективе 108 исполнителей. В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов. 

    Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: в свой первый сезон (2018/19) он провел 40 концертов, выступив в 13 российских городах – от Санкт-Петербурга до Иркутска, от Вологды до Нижнего Новгорода. Концерты посетили более 40000 слушателей. 

    Оркестр выступал под управлением выдающихся дирижеров: Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев и целая плеяда талантливых молодых солистов, в том числе лауреаты XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Сергей Догадин, Анастасия Кобекина, Александр Канторов, Константин Емельянов, Мао Фудзита и Кеннет Броберг. Концерты РНМСО проходят на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. 

    В первый год своей творческой жизни РНМСО представил ряд крупных симфонических программ, принял участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева, «Рахманиновские дни», «Русская зима», а также в крупных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия Книжного фестиваля «Красная площадь», открытие XXXIX Международных Ганзейских дней Нового времени во Пскове. 

    Большое внимание Молодежный оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; оркестр выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). Оркестр принял участие в специальных проектах Московской филармонии «Мама, я меломан» и «Язык музыки». В просветительских концертах с оркестром выступают молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. 

    Просветительская роль коллектива необычна для традиционной оркестровой культуры: РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, полагая, что есть сферы, в которых сверстники лучше поймут друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения. В России, где старые оркестровые традиции не раз прерывались, где молодых музыкантов готовят к сольным карьерам, но 95% из них приходят в оркестры, – это уникальная образовательная платформа, которая дает молодым исполнителям возможность профессионального роста и одновременной вовлеченности в актуальный художественный процесс. 

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С молодыми музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, амстердамского оркестра Консертгебау, оркестров Большого и Мариинского театров, оркестра MusicAeterna и французского ансамбля Matheus. В рамках академии только за первый год музыканты прошли более 1400 часов занятий с педагогами и солистами лучших российских и зарубежных оркестров. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки и осваивают широкий репертуар. 

    Оркестр активно начал концертный сезон 2019/20, насыщенный новыми программами и встречами с выдающимися музыкантами. За пульт оркестра встанут Александр Лазарев, Юрий Симонов, Леонард Слаткин, Василий Петренко, Кристиан Ярви и другие известные дирижеры, в числе солистов – Денис Мацуев, Борис Березовский, Барри Дуглас, Николай Луганский, Сергей Крылов, Алина Ибрагимова, Максим Рысанов. Репертуар РНМСО пополнится симфониями Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Малера, а также Девятой симфонией Бетховена, сочинениями Моцарта, Шумана, Респиги, Тарнопольского. В планах оркестра – выступления в городах России, гастроли в Беларуси и Германии, а также циклы камерных концертов «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодёжкой”».


    Владимир Федосеев

    Владимир Федосеев родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. Музыкальное образование получил в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных) и в аспирантуре Московской консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Лео Гинзбурга). Карьеру симфонического дирижера начал в оркестре Ленинградской филармонии по приглашению Е. А. Мравинского. В Ленинграде состоялся и дирижёрский дебют Владимира Федосеева в Государственном академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинском театре), где им была поставлена «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова.

    В восьмидесятые и девяностые годы в парижском зале «Плейель» под управлением Владимира Федосеева были представлены в концертном исполнении оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и «Алеко» С. Рахманинова. В исполнении Международного фестивального хора и выдающихся солистов Кэрол Ванесс, Флоренс Квивар, Лучано Паваротти, Роберто Скандуцци в Осло, Стокгольме и Мюнхене прозвучал «Реквием» Дж. Верди. Кроме того, в это время дирижёром были осуществлены постановки опер и балетов в крупнейших театрах Европы: Ла Скала («Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, 1988; «Пиковая дама» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, 1989), Венской опере («Кармен» Ж. Бизе, 1993; «Борис Годунов» М. Мусоргского, 1994; «Волшебный мандарин» Б. Бартока, 1995), цюрихском Opernhaus («Жизнь за царя» М. Глинки, 1996; «Демон» А. Рубинштейна, 1999; «Аттила» Дж. Верди, 1998). Сотрудничество с крупнейшими театрами продолжается и в настоящее время: в 2015–2016 годах Владимир Федосеев дирижировал в Ла Скала в новых постановках балетов «Щелкунчик» (хореограф Начо Дуато) и «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореограф Алексей Ратманский). А в январе 2017 года дирижировал в премьерных показах оперы «Турандот» Дж. Пуччини в «Геликон-опере», после чего был приглашён в театр на должность музыкального руководителя. 

    Имя дирижёра связано со многими оркестрами мира. Владимир Федосеев – первый приглашённый дирижёр оркестра Токийской филармонии (с 2000 г.); приглашенный дирижёр оркестра Баварского радио (Мюнхен), Национального филармонического оркестра французского радио (Париж), Симфонического оркестра финского радио, Берлинского симфонического, Дрезденского филармонического, оркестров Штутгарта и Эссена, Кливленда и Питтсбурга. С 1997 по 2005 год Владимир Федосеев являлся главным дирижёром Венского симфонического оркестра, и это десятилетие вошло в историю коллектива триумфальными гастролями по странам центральной Европы, азиатскими турне по Японии, Китаю и Филиппинам; циклом «Все симфонические произведения Бетховена», завершившимся 1 января 2000 года исполнением «Торжественной мессы» Бетховена. При всём многообразии творческой деятельности центральное место в жизни Владимира Федосеева, безусловно, занимает Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, художественным руководителем и главным дирижёром которого он является уже более четырёх десятилетий. За эти годы Владимир Федосеев сформировал особенный, узнаваемый почерк, принесший БСО международную известность, организовал с оркестром множество премьер сочинений современных композиторов, постоянно развивая творческие контакты с русскими и западными авторами: в начале карьеры – с Д. Шостаковичем и Г. Свиридовым, позже – с Ф. Роузом (США), Кш. Пендерецким (Польша), Р. Сёдерлиндом (Норвегия), В. Рубиным и Р. Леденёвым (Россия). Первыми крупными работами дирижёра с БСО стали концертные постановки, а также записи в фонд радио и на пластинки опер «Сельская честь» П. Масканьи, «Черевички» П. И. Чайковского, «Снегурочка» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова. Многие записи Владимира Федосеева, в числе которых все симфонии Л. Бетховена, симфонии П. И. Чайковского, Г. Малера и С. Танеева, становились бестселлерами. Пластинка с 

    записью оперы «Майская ночь» получила приз «Золотой Орфей» французской академии грамзаписи «Шан дю Монд» и была признана лучшей оперной записью 1976 года. В дискографии дирижёра также представлены все симфонии И. Брамса, выпущенные фирмой Warner Classics & Jazz, симфонии Д. Шостаковича, изданные в Японии компанией Pony Сanyon. 

    Владимир Федосеев – обладатель множества премий и наград, среди которых Серебряный приз телерадиокомпании «Асахи» в Японии (за программы, включающие сочинения П. И. Чайковского и Д. Шостаковича), орден «За заслуги перед Отечеством» (IV, III, II и I степеней), орден Святого Владимира, орден преподобного Сергия Радонежского I степени, Серебряный крест Австрийской республики и орден Почётного Креста I степени за заслуги в культуре Австрии, золотая медаль Международного общества Густава Малера. В марте 2013 года дирижёр получил в Праге Европейскую премию «Треббия» за творческую деятельность. В октябре 2013 года в Кремле президент Российской Федерации В. В. Путин наградил В. И. Федосеева орденом Почёта. В 2016 году дирижёр стал обладателем почётного звания «Заслуженный деятель музыкальных искусств» и лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства. В 2017 году Мэр Москвы Сергей Собянин наградил маэстро Знаком отличия «За заслуги перед Москвой» за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства. А в январе 2018 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил В. И. Федосееву орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени. 

    «Успех пришел к Владимиру Федосееву естественно, как к человеку выдающегося дарования, много сделавшему для большой музыки и имеющему настоящую творческую жизнь», – писал о дирижёре композитор Борис Чайковский. А Тихон Хренников отмечал: «Дирижерское дарование – совершенно особый род музыкального таланта. Как у певца, у дирижёра должен быть свой “дирижерский голос”. Федосеев – счастливый обладатель такого голоса. Воля руководителя, темперамент артиста, пластика жестов – во всем слышится этот ясно звучащий дирижёрский голос».

    Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова

    Государственная академическая хоровая капелла России имени Юрлова – всемирно известный коллектив, один из старейших в Москве. Его история восходит к любительскому хору регента Ивана Юхова, созданному на рубеже XIX–XX веков. Судьбоносным событием в истории коллектива стало назначение в 1958 году на должность его руководителя Александра Юрлова (1927–1973). В 1960-х годах под началом выдающегося хормейстера Капелла выдвигается в ряды лучших музыкальных коллективов страны. Хор сотрудничает с прославленными композиторами Георгием Свиридовым и Дмитрием Шостаковичем, становится первым исполнителем сочинений Владимира Рубина, Родиона Щедрина. Преемниками Александра Юрлова были талантливые музыканты, дирижеры-хормейстеры Юрий Ухов и Станислав Гусев, много сделавшие для преумножения славы коллектива.

    С 2004 года Капеллу возглавляет Геннадий Дмитряк – заслуженный деятель искусств России, профессор, один из ведущих российских хоровых и оперно-симфонических дирижеров. Под его началом Капелла снова выдвинулась на авансцену концертной жизни страны, стала реализовывать крупные творческие проекты. Среди них – музыкальные фестивали «Кремли и храмы России», «Любовь святая», возрождающие традиции просветительских вокально-хоровых концертов. В 2016 году в рамках фестиваля «Кремли и храмы России» прошли концерты Капеллы в Москве, Нижнем Новгороде, Великом Новгороде, Ярославле, Пскове, Костроме. 

    География гастролей Капеллы охватывает всю территорию России от Магадана до Калининграда – города Золотого кольца, Поволжья, Урала, Сибири. Огромный успех имели концерты коллектива в Испании, Греции, Великобритании, Белоруссии, Армении, Польше, Украине, Северной Корее, в странах Прибалтики. Коллектив – постоянный участник Московского Пасхального фестиваля, Большого фестиваля Российского национального оркестра, Международного фестиваля Мстислава Ростроповича, Международного фестиваля «Хоровые ассамблеи», фестивалей в Испании, Греции, Польше, Литве и других крупных событий. Весной 2014 года Капелла принимала активное участие в подготовке и проведении XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в Сочи. 

    Среди симфонических дирижеров, работающих с Капеллой – Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Сергей Скрипка, Дмитрий Юровский, Владимир Юровский, Александр Сладковский, Павел Коган, Теодор Курентзис. Репертуар хора включает практически все произведения кантатно-ораториального жанра русской и западноевропейской музыки – от Мессы си минор Баха до сочинений Бриттена, Бернстайна, Шнитке, Канчели, Тавенера. Крупным проектом Капеллы последних лет стала студийная запись Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова, приуроченная к 100-летию со дня рождения композитора.

    Анна Пегова

    Анна Пегова — солистка Государственной академической симфонической капеллы России. Родилась в Москве. Окончила Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Н. Троицкой). Лауреат Международного студенческого конкурса Bella voce (2005, Москва, I премия), Дрезденского конкурса итальянской оперы (2007, II премия и премия публики), Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (2004, Москва, III премия). В 2005 году дебютировала в партии Дидоны в опере Перселла «Дидона и Эней» на фестивале «Открытая сцена» в Москве (режиссер - Юрий Хочин). Принимала участие в постановках опер Перселла «Король Артур» и «Королева фей».

    В 2008 году выступила на Дрезденском оперном балу в Semper Opera. Исполнила партию Александры Федоровны в постановке оперы Джея Риза «Распутин» в «Геликон-опере» (режиссер - Дмитрий Бертман). Также принимала участие в постановке оперы «Магомет II» Россини в Бременском оперном театре в Германии (партия Анны).

    С 2008 года Анна Пегова является солисткой ГАСК России под управлением Валерия Полянского. Совместно с Капеллой исполнила партии сопрано в таких произведениях, как «Реквием» Дж. Верди, «Коронационная месса» и «Реквием» В. А. Моцарта, Месса ля-бемоль мажор Ф. Шуберта, «Реквием» Г. Форе, «Торжественная месса», Месса до мажор, Девятая симфония Л. ван Бетховена, «Вечное Евангелие» Л. Яначека и других. Также пела в концертных постановках опер Дж. Верди - «Травиата» (Виолетта), «Луиза Миллер» (Луиза Миллер), «Фальстаф» (Наннетта), «Риголетто» (Джильда); Чайковского - «Евгений Онегин» (Татьяна), «Черевички» (Оксана); Римского-Корсакова - «Ночь перед Рождеством» (Оксана) под управлением Валерия Полянского. Исполнила партию Графини Людмилы в опере «Домашняя война» Ф. Шуберта (дирижер - Геннадий Рождественский).

    В 2012 году Анна Пегова принимала участие в гастрольной программе капеллы в Хорватии, исполнила партии в «Хорватской мессе» Бориса Папандопуло, а также в «Свадебке» И. Стравинского и в кантате К. Орфа Catulli carmina.

    Летом 2012 года певица получила специальную премию Дмитрия Бертмана и «Геликон-оперы» на конкурсе «Бельведер» (Вена, Австрия). Также стала выпускницей академии «Россиниана» в Италии (Пезаро) и исполнила партию Мадам Кортезе в опере Дж. Россини «Путешествие в Реймс» в молодежной постановке Фестиваля Россини под руководством Альберто Дзедды.

    В репертуаре Анны Пеговой арии из опер Дж. Пуччини, Л. Керубини, В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Б. Перголези, Г. Ф. Генделя, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Бойто, Ш. Гуно, Р. Штрауса, арии из оперетт И. Штрауса и Ф. Легара, романсы русских и зарубежных композиторов.

    Александр Киселёв

    Александр Киселёв (баритон) — лауреат международных конкурсов, солист Московского театра «Геликон-Опера» с 2000 года. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.

    Завоевал первые призы на Международном фестивале вокалистов в Йоханнесбурге (1995), Международном конкурсе вокалистов в Большом театре (1997), Международном конкурсе вокалистов фонда «Личия Альбанес-Пуччини» (2003). Обладатель приза Шаляпина на Фестивале им. Глинки, финалист конкурса Пласидо Доминго «Опералия-1996», лауреат III премии Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва, 1998).

    Участвовал в гастролях Большого театра России за рубежом, выступал как приглашенный солист в Нью-Йорке, Париже, Гааге, Праге (фестиваль «Пражская осень», 2001), Берлине, Загребе, Страсбурге, Лиссабоне и других городах мира.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    90-летию со дня рождения
    А.А.Юрлова посвящается.
    IV Музыкальный фестиваль
    «Любовь святая»

    20.09.2017

    В программе:
    Свиридов
    Произведения для хора

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Концерт, посвящённый 70-летию
    Геннадия Дмитряка и 50-летию
    его творческой деятельности

    14.05.2017

    В программе:
    Рахманинов
    «Всенощное бдение» (фрагменты)
    Гендель
    Zadok the Priest для хора и органа
    Бриттен
    Festival Te Deum для хора и органа
    Танеев
    «Развалину башни, жилище орла» из цикла «Двенадцать хоров на стихи Я.Полонского»
    Гречанинов
    «Верую»
    Щедрин
    Хоровая поэма «Казнь Пугачёва»
    А. Чайковский
    «Не могу напиться...» из цикла «Монологи пьющего человека»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Православные песнопения.
    Памяти художественного руководителя
    Международного фестиваля
    православной музыки в России
    Георгия Поляченко

    12.05.2015

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Музыкальный фестиваль Капеллы России имени А. А. Юрлова «Любовь святая». Концерт-открытие фестиваля

    18.10.2012

    В программе:
    Свиридов
    «Поэма памяти Сергея Есенина» для тенора, хора и симфонического оркестра