Духовные стихи из областей России, Украины и Белоруссии : Московская государственная академическая филармония

    Духовные стихи из областей России,
    Украины и Белоруссии

    25 ноября 2016

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Тина Георгиевская (вокал)
    Мария Шенталинская (исторические народные иструменты)
    В программе:

    «Духовные стихи про человека»
    Из  областей России, Украины и Белоруссии

    12+

    Абонемент №200:

    Диалоги. От древнерусской до европейской духовной музыки XVI-XVII вв.

    Духовные стихи и народные христианские песнопения были популярным жанром в дореволюционной России. Их пели во время постов и церковных праздников, исполняли в благочестивых семьях в деревне и в городе, в мужских и женских монастырях, стихи эти звучали в исполнении бродячих певцов, их мелодии и тексты служили материалом для творчества поэтов и композиторов.

    Прежде всего, жанр духовных стихов специфичен не мелодикой, а текстами, и человек непосвященный, услышав само название «Духовные стихи», не поймет, что речь идет еще и о некоей музыкальной форме. Сами народные исполнители считают главным в духовных стихах слово, что принципиально отличает этот жанр от народной песни. Даже терминологически певцы часто разделяют характер своего исполнения: песню «играют», а стихи «поют».

    Поэтому трудно идентифицировать духовные стихи по напеву – мелодия может принадлежать фактически любому народно-песенному жанру: былине или романсу, колыбельной, плясовой; равно возможны и простейшая попевка календарной песни, и развитая мелодика баллады. С точки зрения фольклористики духовные стихи можно было бы рассматривать как своеобразную хрестоматию, каталог народной музыкальной культуры, где представлены самые разнообразные жанры.

    С самого начала духовные стихи несли просветительскую, апостольскую миссию, служили «переводом» христианской книжной культуры на понятный народный язык. Христианские миссионеры для своей проповеди использовали всю атрибутику и знаковую систему традиционной культуры, специфичную для того народа, которому они несли Благовестие. Так и духовные стихи усваивали музыкальный и образно-поэтический язык народа, вплетаясь в ткань фольклорной культуры. Один из первых исследователей духовных стихов Ф. Буслаев так определил их основное значение: «Что касается до духовного стиха, то в нем наши предки нашли примирение просвещенной христианской мысли с народным поэтическим творчеством».

    В программе – духовные стихи разного времени, различных народно-музыкальных жаров, стихи письменной и устной традиции из разных областей России, Украины и Белоруссии, из разных социальных слоев – нищенских, казачьих, монашеских, крестьянских…

    В Церковной жизни есть некое встречное движение – от Бога к человеку и от человека к Богу. Желанием исполнителей было обозначить направление этого движения.

    С одной стороны, духовные стихи это песни о святых и грешных, о подвигах и покаянии, стихи, пересказывающие евангельские притчи и жития святых. И во всех них одна общая мысль, – человек на земле есть «странник и пришелец».

    С другой – это сюжеты, отражающие народные представления о рае, духовные стихи о Матери Божьей, о Рождестве, Страстях и Воскресении Христа. О стремлении души вырваться из «страстного пленения», чтобы чистым сердцем «видеть Бога в небесах».

    Тина Георгиевская

    Тина Георгиевская – актриса, певица, педагог, член Союза театральных деятелей России, член Союза журналистов Москвы, преподаватель Школы-студии МХАТ, лауреат национальной премии в области журналистики.

    С 1989 года – певица, солистка и научный консультант по духовному стиху ансамбля старинной духовной музыки «Сирин» под руководством Андрея Котова. Тина Георгиевская занимается реконструкцией текстов духовных стихов, является автором и аранжировщиком многих «хитов» ансамбля. В составе ансамбля и как солистка она участвовала в культурных проектах под руководством Татьяны Гринденко. Исполнительница записала порядка десятка дисков и кассет для детей со сказками-мюзиклами, колыбельными и оригинальной обучающей программой Сергея Железнова.

    Тина Георгиевская сыграла и озвучила более 20 драматических спектаклей, кинофильмов и перформансов, среди которых знаменитые постановки Анатолия Васильева «Плач Иеремии», «Моцарт и Сальери», фильм – лауреат «Золотой пальмовой ветви» в Каннах «Изгнание» (режиссер Андрей Звягинцев). Она сотрудничала с такими деятелями искусства, как режиссеры Юрий Любимов и Кама Гинкас, актеры Николай Чиндяйкин и Игорь Ясулович, хореограф и актер Мин Танака, певцы Анна Троттье и Марк Таккер; давала сольные концерты в Conway Hall в Лондоне, в культурном центре «Дом» и клубе «Проект ОГИ» в Москве.

    Авторству Валентины принадлежат около 40 статей, в том числе по теме голосовых стратегий, множество литературных текстов, публикации в журналах «Современная малая проза», «Молодая русская литература» (Москва) и «Стетоскоп» (Париж). В последние годы она ведет голосовые тренинги в Университете риторики и ораторского мастерства.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ты не становишься воспоминаньем…
    Валерий Баринов, Ольга Кабо
    (художественное слово)

    24.02.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Самое любимое». Константин Райкин
    (художественное слово)

    27.01.2013

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Золотые голоса Серебряного века». Читает Вениамин Смехов

    08.04.2012