Джеймс Крюс. «Тим Талер, или Проданный смех» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже абонементы сезона 2019-2020. Перейти к списку абонементов

    Джеймс Крюс.
    «Тим Талер, или Проданный смех»

    3 ноября 2014

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Сергей Шакуров (художественное слово)
    Академический симфонический оркестр
    Московской филармонии
    Дирижёр – Игорь Манашеров
    Петр Татарицкий (ведущий)

    Автор литературно-музыкальной
    композиции – Ксения Суетина

    Оформление сцены – Анна Ремизова

    В программе:
    Бетховен
    Бетховен Симфония № 7
    Увертюра «Эгмонт»
    Шуберт
    Симфония № 8 «Неоконченная»
    Брамс
    Симфония № 1
    Мендельсон
    Симфонии № 3 «Шотландская», № 4 «Итальянская» и № 5 «Реформационная»
    Гуно
    «Траурный марш марионеток»
    «Куплеты Мефистофеля» из оперы «Фауст»
    Бизе
    Увертюра к опере «Кармен»
    Берлиоз
    Увертюра «Римский карнавал»
    Сен-Санс
    Симфония № 2
    «Алжирская сюита»
    Дюка
    «Ученик чародея»
    Малер
    Симфонии №№ 5 и 6
    Р. Штраус
    Симфоническая поэма «Смерть и просветление»
    «Домашняя симфония»
    Вагнер
    Увертюра «Фауст»
    Шостакович
    «Таити-трот»
    Симфонии №№ 3, 4, 13
    Прокофьев
    Симфония № 7
    Стравинский
    «Поганый пляс Кащеева царства» из музыки балета «Жар-птица»

    Теодоракис
    «Сиртаки»

    (В музыкальном оформлении использованы фрагменты произведений)

    Литературно-музыкальная композиция
    по сказке Джеймса Крюса
    «Тим Талер, или Проданный смех»

    6+

    Абонемент №54А:

    Сказки с оркестром. Избранное

    Сергей Шакуров

    Сергей Шакуров рос в большой и дружной многодетной семье. Он был очень свободолюбивым ребенком и почти всегда делал только то, что хотел, даже в школе.

    Его любимыми предметами были физкультура и география, эти уроки он не прогуливал никогда. После занятий вместе с товарищами – послевоенными арбатскими мальчишками – они бегали босяком по Москве, играя в «Казаки-разбойники», прятки, догонялки, шалили, возникавшие разногласия решали в драках, но при этом не были «шпаной» в классическом смысле этого слова, поскольку имели ясные представления о дружбе, порядочности, честности и чести. 

    В 10 лет Сергей серьезно увлекся акробатикой и даже стал позднее самым молодым мастером спорта Советского Союза. Но в восьмом классе случайно попал в драмкружок под руководством Валентина Ивановича Заходы, после чего долго колебался в выборе профессии между спортом и искусством, но, в конце концов, предпочел искусство. Сергей поступил в школу-студию при Центральном Детском театре, по окончании которой был принят в Театр Советской армии, а позже стал актером Драматического театра им. К. С. Станиславского. В настоящее время Сергей Шакуров сотрудничает с Театром юного зрителя и Московским Художественным театром им. А. П. Чехова, все эти годы снимается в кино, блистательно сыграв более ста ролей.

    В сентябре 2012 г. лауреат Государственной премии СССР, народный артист России Сергей Шакуров дебютировал в проекте «Сказки с оркестром», блистательно исполнив философскую повесть-сказку немецкого писателя Джеймса Крюса «Тим Талер, или Проданный смех». В сезоне 2017/18 вместе с юными слушателями актер совершит сказочные путешествия на корабле Синдбада Морехода.

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.

    За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром выступали практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Артуро Бенедетти Микеланджели, Мстислав Ростропович, Артур Рубинштейн, Маурицио Поллини, Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Маурицио Поллини, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Ирина Архипова и многие другие.

    Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.

    Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).

    Новый этап в истории оркестра начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни: при его участии проходят выступления звезд мировой оперы, концертные исполнения популярных и малоизвестных опер, крупнейшие музыкальные форумы. Оркестр участвовал в Международном конкурсе имени Чайковского (в 2007 году аккомпанировал вокалистам, в 2015 – скрипачам), в Первом и Втором Всероссийских музыкальных конкурсах по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». Часто выступает в городах России, успешно гастролирует в Испании, Великобритании, Японии, Гонконге, Республике Корея.

    В 2013 году Юрий Симонов и оркестр совместно с Государственным академическим русским хором имени Свешникова осуществили новую запись Гимна Российской Федерации. В 2014 году участвовали в торжественном открытии Концертного зала имени Рахманинова «Филармонии-2» и вместе с Денисом Мацуевым открыли концертом в Концертном зале имени Чайковского Всероссийский виртуальный концертный зал. Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» прославленный коллектив постоянно сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов.

    Деятельность дирижера и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».

    Среди постоянных партнеров оркестра – выдающиеся солисты современности: Валерий Афанасьев, Борис Березовский, Николай Луганский, Алексей Любимов, Олег Майзенберг, Алексей Володин, Юйцзя Ван, Лукас Генюшас, Барри Дуглас, Джон Лилл, Марк-Андре Амлен, Александр Романовский, Виктор Третьяков, Дмитрий Ситковецкий, Максим Венгеров, Виктория Муллова, Вадим Репин, Акико Суванаи, Никита Борисоглебский, Сергей Крылов, Юлиан Рахлин, Борис Белкин, Юрий Башмет, Борис Андрианов, Давид Герингас, Сергей Ролдугин, Александр Князев, Лора Клейкомб, Анна Аглатова, Вероника Джиоева, Хибла Герзмава, Патриция Чьофи, Василий Ладюк, Суми Чо; дирижеры Марис Янсонс, Александр Лазарев, Семён Бычков, Александр Ведерников, Александр Дмитриев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Лучано Акочелла, Леонард Слаткин, Михаэль Гюттлер и другие.

    В последние годы оркестр представил ряд московских, российских и мировых премьер, среди которых «Реквием для Ларисы» Сильвестрова, «Итайпу» Гласса, Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром Пендерецкого, Симфония №27 («Лирическая») Слонимского, «Реквием Принцессы Гальяни» Тищенко, ряд сочинений Геннадия Гладкова и Софии Губайдулиной. Событием стала мировая премьера Концерта для оркестра «Десять взглядов на десять заповедей» – коллективного сочинения десятерых современных композиторов, посвященного газете «Музыкальное обозрение». Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.

    В сезоне 2018/19 оркестр выступает в различных залах Москвы, а также в Ярославле, Вологде, Череповце, Самаре, Саранске, Ульяновске и в городах Южной Кореи, участвует в XIX Международном телевизионном конкурсе юных музыкантов «Щелкунчик», аккомпанирует выступлениям скрипачей на III туре XVI Международного конкурса имени Чайковского.

    Игорь Манашеров

    Игорь Манашеров родился в Ленинграде. Окончил с отличием Хоровое училище имени Глинки и Санкт-Петербургскую консерваторию по специальностям хоровое дирижирование (класс профессора Татьяны Хитровой) и оперно-симфоническое дирижирование (класс профессора Равиля Мартынова). Совершенствовал мастерство на международных дирижерских мастер-курсах Юрия Симонова в Венгрии (2005–2008). Победитель I Международного конкурса дирижеров Audite (Польша, 2017). На I Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности оперно-симфоническое дирижирование был отмечен почетной грамотой жюри.

    В годы учебы был художественным руководителем и дирижером Санкт-Петербургского симфонического оркестра Дома ученых имени Горького. Как оперный дирижер дебютировал в 2004 году в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в опере «Евгений Онегин» Чайковского. В сезоне 2006/07 занимал пост главного приглашенного дирижера Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени Шнитке, с которым гастролировал в Испании и Италии. Также выступал в Норвегии с Камерным оркестром Мурманской филармонии, сотрудничал с оркестром Liszt-Wagner в Будапеште, с симфоническим оркестром Польской Балтийской филармонии и Камерным оркестром Радома в Польше.

    С 2008 года – ассистент дирижера, с 2012-го – дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). С этим коллективом постоянно выступает в программах популярного цикла «Сказки с оркестром», летнего абонемента «Музыкальные путешествия» и других абонементных концертах. С 2013 года постоянно участвует в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, где сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром и Академическим симфоническим оркестром Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова.

    В сезоне 2017/18 дирижер дебютировал с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии; в сезоне 2018/19 выступил с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан. Среди солистов, с которыми сотрудничал Манашеров, – пианисты Алексей Володин, Лукас Генюшас, Михаил Лидский, Алексей Набиулин, Сергей Редькин, Злата Чочиева, скрипачи Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Алексей Лундин, Граф Муржа, Михаил Почекин, виолончелист Александр Рамм и многие другие.

    Петр Татарицкий

    Пётр Татарицкий (Алмазов) – член Союза театральных деятелей России и Международного союза музыкальных деятелей; член-корреспондент РАЕН (направление «Гуманитарные науки, образование и творчество»); актер, режиссер, мастер звучащего слова, ведущий важных событий в мире классической музыки и искусства, постоянный участник престижных международных музыкальных фестивалей.

    Окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина (мастерская В. И. Коршунова). Артистическую карьеру начинал в московском театре «У Никитских ворот» Марка Розовского, где в течение 12 лет был одним из ведущих артистов. На сегодняшний день он сыграл порядка 50 ролей в кино и театре. Более 25 лет успешно работает в качестве режиссера-постановщика и сценариста театрализованных представлений, концертных программ, официальных церемоний. Пётр Татарицкий – автор оригинальных чтецких проектов в жанре мелодекламации с участием симфонических оркестров и камерных ансамблей.

    В рамках событий перекрестного Года культуры Великобритании и России (2014) осуществил мировую премьеру оперы «Буря» А. Алябьева, выступив одновременно как автор оригинальной сценической версии, режиссер-постановщик и актер (роль волшебника Просперо). Спектакль с успехом был показан на фестивалях «Английские сезоны в Царицыно», «Диалог культур» в Московской консерватории, «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» ГМИИ имени А. С. Пушкина.

    С 1997 года Пётр Татарицкий – ведущий концертов Московской филармонии.

    Он является автором и ведущим цикла просветительских музыкальных программ «В гостях у сказочника» в Музее-заповеднике «Царицыно» и цикла программ «Сказки Пушкина» в Концертном зале имени П. И. Чайковского.

    В последние годы П. Татарицкий неоднократно сотрудничал с Государственной академической симфонической капеллой России под управлением Валерия Полянского в качестве сценариста и режиссера-постановщика концертных версий оперетт «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Граф Люксембург» и «Веселая вдова» Ф. Легара, исполненных в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Он также работает на других крупных столичных площадках – сценах Большого театра России, Государственного Кремлевского Дворца, Зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. В 2016 году в Большом зале Дома Правительства РФ состоялся юбилейный вечер артиста, посвященный 25-летию творческой деятельности.

    Пётр Татарицкий удостоен множества государственных и общественных наград и званий, в числе которых гранты Президента России и Правительства Москвы; премии «Персона России», «Профессионалы – гордость России», «Овация»; ордена издательства “Who is Who” (Швейцария), Признания, Серебряная Звезда Ордена «Служение искусству»; медаль «За гражданское достоинство», Медаль Жукова, серебряная медаль Международного союза музыкальных деятелей «За выдающийся вклад в развитие музыкального искусства» и другие награды. За большой вклад в развитие культуры России удостоен Благодарности Министра культуры РФ (2012). В 2016 году награжден Премией Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность» за сохранение наследия отечественной музыкальной классики (за постановку оперы «Буря» Алябьева).