В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
26 февраля 2015
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №1:
Оперные шедевры
Энгельберт Хумпердинк (1854 – 1921) родился в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кёльне и Мюнхене, путешествовал по Италии, где в 1881 встретился с Рихардом Вагнером и был приглашен им в Байройт. Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры «Парсифаля». После смерти своего наставника, Хумпердинк учился в Испании и Германии. Как педагог он воспитал целую плеяду композиторов, музыкантов, дирижёров. Среди сочинений композитора – музыка к драматическим пьесам, несколько опер, среди которых «Гензель и Гретель» и «Королевские дети», а также песни для хора, камерные и симфонические сочинения.
Наибольшую известность Хумпердинку принесла опера-сказка «Гензель и Гретель». Идея оперы принадлежит сестре композитора Адельхайд Ветте, которая в 1890 году попросила написать его несколько песен к домашнему кукольному представлению на Рождество. Впоследствии четыре песенки дополнились другими музыкальными номерами и превратились в своеобразный зингшпиль с фортепианным сопровождением. В 1891-1892 годах Хумпердинк занимался оркестровкой произведения, и постепенно музыкальные зарисовки и песни превратились в полномасштабную оперу. Премьера оперы состоялась в Веймаре в канун Рождества 1893 года под управлением Рихарда Штрауса, который назвал её «шедевром высокого качества». Через год опера была представлена в Гамбурге (дирижировал Густав Малер), а вскоре обошла сцены многих европейских городов.
Русская премьера состоялась в 1895 году в Петербурге (частная антреприза К. Винтер, постановка Мамонтова). Затем опера неоднократно ставилась в Большом, Мариинском и других театрах (под названием «Ваня и Маша»). В 1914 году, после вступления Германии в Первую мировую войну, опера из патриотических соображений была удалена из репертуара.
Опера основана на одноименной сказке, в которой дети бедного вязальщика метелок Гензель и Гретель, посланные матерью в лес за ягодами в наказание за проказы, заблудились в дремучем лесу. Всю ночь они искали путь домой и только под утро вышли на полянку, где стоял удивительный домик — из ржаного хлеба с крышей из пряников и сахарными окнами. Хозяйка домика, добрая старушка, охотно пригласила детей к себе. Гензель и Гретель не знали, что на самом деле она — злая ведьма… Гензелю и Гретель, однако, удается перехитрить ведьму и, засадив ее в печь, освободить и вернуть к жизни заколдованных ею детей. Сама же ведьма превращается в огромный превкусный пирог.
Этот нехитрый сюжет позволил развернуть большое феерическое представление, в котором причудливо сплелись элементы детской сказки и романтической оперы. Музыкальные принципы, которым следовал композитор, обусловлены Вагнером. Хумпердинк не только использовал его характерные приемы, но и пытался создать аналогичные в музыкально-драматургическом отношении ситуации: вступление ко II действию — «Скачка ведьмы» — подражает «Полету валькирий», а сцена в лесу явно ориентирована на «Зигфрида». Трогательная атмосфера рождественских историй и элементы феерии определили в свое время успех оперы, особенно у детской аудитории, и ныне она является одной из самых любимых сказочных опер в мировом репертуаре.
Лилианна Петрусенко родилась в 1980 году в Москве. В 1997–2002 гг. училась на дирижерско-хоровом и вокальном факультетах Киевского государственного высшего музыкального училища имени Р. М. Глиэра, в 2002–2006 гг. – на факультете сольного пения в Национальной музыкальной академии имени П. И. Чайковского в Киеве. Л. Петрусенко совершенствовала вокальное мастерство под руководством выдающихся певиц, среди которых Народная артистка Украины В. А. Кочур, Народная артистка Украинской ССР, народная артистка СССР, профессор Д. И. Петриненко, Народная артистка РСФСР, профессор И. И. Масленникова, Народная артистка СССР Г. П. Вишневская.
По окончании учебы Лилианна Петрусенко была солисткой киевских театров – Муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества (2006–2007) и Национального академического театра оперетты (2007–2009). В 2009–2011 гг. выступала в Центре оперного пения Галины Вишневской (Москва).
Среди партий, исполненных артисткой в разное время: Марфа («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова, Оперная студия Киевской консерватории, 2004–2006 гг.), Цыганка Аза («Марица» И. Кальмана, Киевский театр оперетты), Фраскита («Кармен» Ж. Бизе, Центр оперного пения Галины Вишневской), а также партии в оратории В. А. Моцарта и «Страстях по Матфею» И. С. Баха.
Помимо этого в репертуаре певицы партии Микаэлы («Кармен» Ж. Бизе), Джильды («Риголетто» Дж. Верди), Виолетты («Травиата» Дж. Верди), Донны Анны («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Людмилы («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мисс Дулиттл («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу), Виолетты («Фиалка Монмартра» И. Кальмана).
Лилианна Петрусенко является обладательницей I премии международного конкурса «Воронцовские встречи» в Алупке (2007), приза зрительских симпатий международного конкурса «Зорепад-2001» на Украине, дипломантом Конкурса имени А. С. Караманова в Москве (2009).
Александра Кадурина родилась в Киеве в семье музыкантов. В 2010 году окончила Национальную музыкальную академию Украины (класс Зинаиды Бузиной). Принимала участие в постановках оперной студии НМАУ. Лауреат Международного конкурса «Искусство XXI века» (Киев – Ворзель, 2006), III Всероссийского открытого конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2008) и Международного конкурса имени Антонина Дворжака (Карловы Вары, Чехия, 2008).
В 2009–2011 годах – артистка Молодежной оперной программы Большого театра России. На сцене театра дебютировала в 2010 году в партии Третьей дамы («Волшебная флейта» Моцарта, дирижер Кристофер Мулдс). В том же году исполнила партию меццо-сопрано в балете с пением Стравинского «Пульчинелла» с оркестром Большого театра под управлением Василия Синайского, участвовала в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» Равеля (партии Кушетки, Белой кошки, Пастушка и Белки) под управлением Бенжамина Пьоннье, мировой премьере оперы Филиппа Фенелона «Вишневый сад» (партия Гриши) в рамках Года Франции в России в Большом театре и Санкт-Петербургской филармонии (фестиваль «Площадь искусств»). С труппой театра принимала участие в концертных исполнениях оперы «Иоланта» Чайковского в Варшавской филармонии и дрезденской Земпер-опере, а также оперы «Псковитянка» Римского-Корсакова в Псковском Кремле.
С 2011 года – приглашенная солистка Большого театра. В ее репертуаре – партии Дорабеллы и Керубино («Так поступают все женщины» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Октавиана («Кавалер розы» Р. Штрауса), Князя Орловского («Летучая мышь» И. Штрауса), Леля («Снегурочка» Римского-Корсакова), Фёдора («Борис Годунов» Мусоргского), Лауры («Иоланта» Чайковского), Принцессы Линетты («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева).
В сезоне 2011/12 участвовала в постановке оперы «Вишневый сад» Фенелона на сцене Опера Гарнье в Париже. Сотрудничала с Оперой Франкфурта («Сорока-воровка» Россини – Пиппо), Королевским театром Мадрида («Борис Годунов» Мусоргского – Фёдор), Женевской оперой («Так поступают все женщины» Моцарта – Дорабелла) и Комише Опер в Берлине («Сказки Гофмана» Оффенбаха – Никлаус).
С сезона 2017/18 – солистка Баденского государственного театра в Карлсруэ, где исполняет партии Секста («Милосердие Тита» Моцарта), Ино («Семела» Генделя), Стефано («Ромео и Джульетта» Гуно), Вельгунды («Золото Рейна» Вагнера), Сметона («Анна Болейн» Доницетти), Лиса Златогривека («Приключения лисички-плутовки» Яначека), Мелизанды («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси). В сезоне 2019/20 репертуар певицы пополнился ролями в операх «Сказки Гофмана» Оффенбаха (Никлаус) и «Фауст» Гуно (Зибель). Партию Зибеля певица также исполнит на сцене Цюрихской оперы.
Сотрудничала с дирижерами Туганом Сохиевым, Василием Синайским, Стефано Монтанари, Джанлукой Капуано, Уильямом Лейси, режиссерами Стивеном Лоулессом, Флорисом Виссером, Патриком Кинмонтом, Александром Тителем, Евгением Писаревым и другими. Принимала участие в абонементах Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнёва и Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского. В 2016 году выступала в опере «Семён Котко» Прокофьева на сцене амстердамского зала Консертгебау (с Филармоническим оркестром и хором Нидерландского радио, дирижер Владимир Юровский).
В рамках абонемента Московской филармонии «Оперные шедевры» исполняла партии Беппе («Друг Фриц» Масканьи, дирижер Антонино Фольяни), Гензеля («Гензель и Гретель» Хумпердинка, дирижер Ричард Фарнес) и Зибеля («Фауст» Гуно, дирижер Михаэль Гюттлер). В мае 2021 года певица выступит в концертной версии оперы «Лакме» Делиба.
Ксения Вязникова окончила Московскую государственную
консерваторию имени П. И. Чайковского (класс Ларисы Никитиной).
Стажировалась в Венской академии музыки (класс Ингеборг Вамзер). Была удостоена звания лауреата
на международных конкурсах вокалистов имени
Ф. Шуберта (I премия) и имени Н. Печковского (II
премия) и диплома Международного конкурса имени Н. А. Римского-Корсакова. Стипендиат программы
«Новые имена планеты».
В 2000 году Ксения Вязникова стала солисткой Московского камерного музыкального театра под управлением Б. А. Покровского. В настоящее время — солистка театра «Геликон-опера» (с 2003 года) и приглашенная солистка Большого театра (с 2009 года).
В репертуаре певицы партии Ольги («Евгений Онегин»), Полины («Пиковая дама»), Кончаковны («Князь Игорь»), Марины Мнишек («Борис Годунов»), Марфы («Хованщина»), Ратмира («Руслан и Людмила»), Вани («Жизнь за царя»), Любаши («Царская невеста»), Кащеевны («Кащей бессмертный»), Керубино и Марселины («Свадьба Фигаро»), Амнерис («Аида»), Фенены («Набукко»), Азучены («Трубадур»), Мисс Квикли («Фальстаф»), Далилы («Самсон и Далила»), Кармен («Кармен»), Ортруды («Лоэнгрин») и многие другие ведущие партии в операх М. Мусоргского, С. Танеева, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Тухманова, С. Баневича, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, В. Беллини, Дж. Верди, А. Дворжака, Р. Штрауса, Ф. Пуленка, А. Берга, партии меццо-сопрано в кантатно-ораториальных сочинениях, романсы и песни русских и зарубежных композиторов.
География гастролей артистки весьма обширна: это более 25 российских городов и свыше 20 зарубежных стран. Ксения Вязникова выступала на сценах Венской государственной оперы, Чешской национальной оперы в Брно, Опера де Масси и Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля в Казани. Участвовала в постановке оперы «Набукко» Дж. Верди в Нидерландах (дирижер М. Боэми, режиссер Д. Криеф, 2003), опер «Набукко» (2004) и «Аида» (2007) во Франции (постановка Д. Бертмана).
В Большом театреКсения Вязникова дебютировала в 2009 году в опере «Воццек» (партия Маргрет). В рамках перекрестного года культуры России и Франции приняла участие в концертном исполнении оперы «Дитя и волшебство» М. Равеля, а также спела партию Фирса в мировой премьере оперы «Вишневый сад» Ф. Фенелона в рамках совместного проекта Парижской национальной оперы и Большого театра (2010).
В 2011 году Ксения спела партию Фрикки в концертном исполнении оперы «Валькирия» Р. Вагнера с Российским национальным оркестром под управлением Кента Нагано. Участница фестивалей имени Шаляпина в Казани, имени Собинова в Саратове, «Самарская весна» и Большого фестиваля Российского национального оркестра. В рамках фестиваля, приуроченного к 75-летию Р. Щедрина, приняла участие в исполнении оперы «Не только любовь» (партия Варвары).
В 2013 году выступила на сцене Комической оперы Берлина в «Огненном ангеле» С. Прокофьева и «Солдатах» Б. Циммермана.
Певица сотрудничала со многими известными дирижерами, среди которых Хельмут Риллинг, Марко Боэми, Кент Нагано, Владимир Понькин и Теодор Курентзис.
Ксения Вязникова записала на компакт-диски редко исполняемые вокальные циклы И. Брамса «Прекрасная Магелона» и «Четыре строгих напева». Кроме того, она участвовала в записи драматической симфонии Г. Берлиоза «Ромео и Джульетта» и оперы «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта (фондовая запись телеканала «Культура»).
В 2008 году была удостоена звания «Заслуженная артистка Российской Федерации».
Штефан Генц родился
в 1973 году в Эрфурте. Начал заниматься музыкой в знаменитом Лейпцигском хоре
мальчиков. Затем обучался в консерваториях Лейпцига и Карлсруэ (педагоги
Ханс-Иоахим Бейер, Мицуко Шираи, Хартмут Хёль), а также брал уроки у знаменитых
мастеров вокального искусства – Дитриха Фишера-Дискау и Элизабет Шварцкопф.
Первая известность к Штефану приходит в 1994 году после его побед на вокальных конкурсах имени И. Брамса в Гамбурге и имени Г. Вольфа в Штутгарте. За сравнительно короткое время он становится одним из самых востребованных в мире певцов. Особенно ему удается исполнение немецкой Lied – песен Брамса, Шуберта, Шумана, Вольфа, Малера.
В 1997 году Генц успешно дебютировал с сольным концертом в лондонском Wigmore Hall. С тех пор выступления артиста прошли в крупнейших музыкальных центрах мира: в Амстердаме (Консертгебау), Франкфурте (Альте опер), Кёльнской филармонии, Брюсселе (Королевская опера Ла Моннэ), Париже (театры Шатле, Елисейских Полей, Лувр), Нью-Йорке (зал Элис Тулли, Рокфеллеровский центр, зал коллекции Фрика), Гонконге, Токио (Сити-опера, Оджи-холл, Сантори-холл), Осаке, на фестивалях в Экс-ан-Провансе, Эдинбурге, Люцерне, Вербье, Монтрё, «Флорентийский музыкальный май», «Декабрьские вечера» в Москве, «Шубертиада» в Австрии. В 1998 году певец получил Премию Брамса земли Шлезвиг-Гольштейн, а в 2000 был назван бельгийской критикой «артистом года». В 2002 году он совершил большое турне по Соединенным Штатам и Канаде.
Не менее востребован Штефан Генц и на оперной сцене. Он выступал в самых известных театрах мира, среди которых Берлинская государственная опера, Дрезденская Semperoper, Парижская национальная опера (Garnier), театр Елисейских полей, миланский Ла Скала, венецианский Ла Фениче, Большой театр в Москве, женевский Grand Theater, театры Страсбурга, Кёльна, Пармы, Монте-Карло. Принимал участие в оперных фестивалях в Баден-Бадене и Экс-ан-Провансе.
В 2002 году состоялся его дебют в Гамбургской опере, где он спел партию Гульельмо в опере «Так поступают все» Моцарта, а его брат, тенор Кристофер Генц — партию Феррандо. В 2004 году артист принял участие в Баховском фестивале в Лейпциге, где исполнил большую программу из произведений И. С. Баха и К.Ф. Э. Баха.
Штефан Генц сотрудничает со многими именитыми дирижерами, среди которых Джузеппе Синополи, Кент Нагано, Мюнг-Вун-Чунг, Даниэль Хардинг, Филипп Херревеге, Рене Якобс, Томас Хенгельброк, Густав Кун, Хесус Лопес-Кобос, Фабио Луизи, Джеффри Тейт, Марио Вензаго, Элиаху Инбал, Николаус Арнонкур и многие другие.
Огромный репертуар певца запечатлен на более чем на 50 дисках. Многие его альбомы были отмечены престижными наградами, включая Gramophone Award. Diapason d' Or, Timbre de Platin, Preis der deutschen Schallplattenkritik. Значительную часть дискографии занимает камерная музыка. В числе других работ – записи опер Р. Штрауса «Ариадна на Наксосе» (премия Grammy) и «Каприччио», вокального цикла «Волшебный рог мальчика» Малера.
С сентября 2012 года Штефан Генц преподает в Национальной консерватории Парижа.
В России певец гастролировал в 2009 году: на Новой сцене Большого театра в рамках Большого фестиваля РНО (Российского Национального оркестра) он принял участие в концертном исполнении оперы «Волшебная флейта» (партия Папагено), в 2010 году дал сольный концерт (совместно с сопрано Люси Кроу) на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». В 2012 году дебютировал в Большом театре в партии Айзенштайна в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь». В сезоне 2014-15 он выступил на сцене Концертного зала имени Чайковского в опере Хумпердинка «Гензель и Гретель», а также исполнил песни из вокального цикла Малера «Волшебный рог мальчика» с Российским национальным оркестром.
Среди других ангажементов певца: Гульельмо в «Так поступают все» Моцарта на фестивале в Баден-Бадене, Франк/ Фриц в опере «Мертвый город» Корнгольда в Театре Ла Фениче в Венеции, Деметриус в опере Бриттена «Сон в летнюю ночь» в женевском Grand Theater, Граф в опере Р. Штрауса «Каприччио» в Оперном театре Метца. В 2015 году с пианистом Мишелем Дальберто он записал вокальный цикл Шуберта «Зимний путь». В августе 2016 года это же произведение Штефан Генц исполняет на фестивале Вербье в Швейцарии в ансамбле с Михаилом Плетнёвым.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).