Онлайн-трансляция

РНМСО, Александр Сладковский, Павел Милюков, Нарек Ахназарян

Российский национальный молодёжный симфонический оркестр
Александр Сладковский дирижер
Павел Милюков скрипка
Нарек Ахназарян виолончель

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Павел Милюков скрипка | Нарек Ахназарян виолончель | Александр Сладковский дирижер | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Онлайн-трансляция Павел Милюков скрипка | Нарек Ахназарян виолончель | Александр Сладковский дирижер | Концертный зал имени П. И. Чайковского

Энгельберт Хумпердинк
(160 лет со дня рождения).
«Гензель и Гретель» – опера в концертном исполнении

четверг, 19:00

В программе:

Хумпердинк
(160 лет со дня рождения)
«Гензель и Гретель» – опера в концертном исполнении

Абонемент продан

Энгельберт Хумпердинк (1854 – 1921) родился в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кёльне и Мюнхене, путешествовал по Италии, где в 1881 встретился с Рихардом Вагнером и был приглашен им в Байройт. Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры «Парсифаля». После смерти своего наставника, Хумпердинк учился в Испании и Германии. Как педагог он воспитал целую плеяду композиторов, музыкантов, дирижёров. Среди сочинений композитора – музыка к драматическим пьесам, несколько опер, среди которых «Гензель и Гретель» и «Королевские дети», а также песни для хора, камерные и симфонические сочинения.

Наибольшую известность Хумпердинку принесла опера-сказка «Гензель и Гретель». Идея оперы принадлежит сестре композитора Адельхайд Ветте, которая в 1890 году попросила написать его несколько песен к домашнему кукольному представлению на Рождество. Впоследствии четыре песенки дополнились другими музыкальными номерами и превратились в своеобразный зингшпиль с фортепианным сопровождением. В 1891-1892 годах Хумпердинк занимался оркестровкой произведения, и постепенно музыкальные зарисовки и песни превратились в полномасштабную оперу. Премьера оперы состоялась в Веймаре в канун Рождества 1893 года под управлением Рихарда Штрауса, который назвал её «шедевром высокого качества». Через год опера была представлена в Гамбурге (дирижировал Густав Малер), а вскоре обошла сцены многих европейских городов.

Русская премьера состоялась в 1895 году в Петербурге (частная антреприза К. Винтер, постановка Мамонтова). Затем опера неоднократно ставилась в Большом, Мариинском и других театрах (под названием «Ваня и Маша»). В 1914 году, после вступления Германии в Первую мировую войну, опера из патриотических соображений была удалена из репертуара.

Опера основана на одноименной сказке, в которой дети бедного вязальщика метелок Гензель и Гретель, посланные матерью в лес за ягодами в наказание за проказы, заблудились в дремучем лесу. Всю ночь они искали путь домой и только под утро  вышли на полянку, где стоял удивительный домик — из ржаного хлеба с крышей из пряников и сахарными окнами. Хозяйка домика, добрая старушка, охотно пригласила детей к себе. Гензель и Гретель не знали, что на самом деле она — злая ведьма… Гензелю и Гретель, однако, удается перехитрить ведьму и, засадив ее в печь, освободить и вернуть к жизни заколдованных ею детей. Сама же ведьма превращается в огромный превкусный пирог.

Этот нехитрый сюжет позволил развернуть большое феерическое представление, в котором причудливо сплелись элементы детской сказки и романтической оперы. Музыкальные принципы, которым следовал композитор, обусловлены Вагнером. Хумпердинк не только использовал его характерные приемы, но и пытался создать аналогичные в музыкально-драматургическом отношении ситуации: вступление ко II действию — «Скачка ведьмы» — подражает «Полету валькирий», а сцена в лесу явно ориентирована на «Зигфрида». Трогательная атмосфера рождественских историй и элементы феерии определили в свое время успех оперы, особенно у детской аудитории, и ныне она является одной из самых любимых сказочных опер в мировом репертуаре.

Другие
концерты этого абонемента