Энгельберт Хумпердинк (1854 – 1921)
родился в Зигбурге близ Бонна. Учился в Кёльне и Мюнхене, путешествовал по
Италии, где в 1881 встретился с Рихардом Вагнером и был приглашен им в Байройт.
Там Хумпердинк помогал Вагнеру в подготовке к изданию партитуры «Парсифаля».
После смерти своего наставника, Хумпердинк учился в Испании и Германии. Как
педагог он воспитал целую плеяду композиторов, музыкантов, дирижёров. Среди
сочинений композитора – музыка к драматическим пьесам, несколько опер, среди
которых «Гензель и Гретель» и «Королевские дети», а также песни для хора,
камерные и симфонические сочинения.
Наибольшую известность Хумпердинку
принесла опера-сказка «Гензель и Гретель». Идея оперы принадлежит сестре
композитора Адельхайд Ветте, которая в 1890 году попросила написать его
несколько песен к домашнему кукольному представлению на Рождество. Впоследствии
четыре песенки дополнились другими музыкальными номерами и превратились в
своеобразный зингшпиль с фортепианным сопровождением. В 1891-1892 годах
Хумпердинк занимался оркестровкой произведения, и постепенно музыкальные
зарисовки и песни превратились в полномасштабную оперу. Премьера оперы
состоялась в Веймаре в канун Рождества 1893 года под управлением Рихарда
Штрауса, который назвал её «шедевром высокого качества». Через год опера была
представлена в Гамбурге (дирижировал Густав Малер), а вскоре обошла сцены
многих европейских городов.
Русская премьера состоялась в 1895
году в Петербурге (частная антреприза К. Винтер, постановка Мамонтова).
Затем опера неоднократно ставилась в Большом, Мариинском и других
театрах (под названием «Ваня и Маша»). В 1914 году, после вступления
Германии в Первую мировую войну, опера из патриотических соображений была
удалена из репертуара.
Опера основана на одноименной сказке, в
которой дети бедного вязальщика метелок Гензель и Гретель, посланные матерью в
лес за ягодами в наказание за проказы, заблудились в дремучем лесу. Всю ночь
они искали путь домой и только под утро
вышли на полянку, где стоял удивительный домик — из ржаного хлеба с
крышей из пряников и сахарными окнами. Хозяйка домика, добрая старушка, охотно
пригласила детей к себе. Гензель и Гретель не знали, что на самом деле она —
злая ведьма… Гензелю и Гретель, однако, удается перехитрить ведьму и, засадив
ее в печь, освободить и вернуть к жизни заколдованных ею детей. Сама же ведьма
превращается в огромный превкусный пирог.
Этот нехитрый сюжет позволил развернуть
большое феерическое представление, в котором причудливо сплелись элементы
детской сказки и романтической оперы. Музыкальные принципы, которым
следовал композитор, обусловлены Вагнером. Хумпердинк не только использовал его
характерные приемы, но и пытался создать аналогичные в
музыкально-драматургическом отношении ситуации: вступление ко II действию — «Скачка
ведьмы» — подражает «Полету валькирий», а сцена в лесу явно ориентирована на
«Зигфрида». Трогательная атмосфера рождественских историй и элементы феерии
определили в свое время успех оперы, особенно у детской аудитории, и ныне она
является одной из самых любимых сказочных опер в мировом репертуаре.