Орган Концертного зала имени С.
В. Рахманинова – уникальное явление в концертной практике. Он создан в 2018
году органостроительной фирмой «Флойгельс» (Германия) совместно с коллективом
специалистов Московской филармонии. Современный электронный органный комплекс –
плод новейших достижений в области компьютерной технологии: благодаря ему
любители музыки имеют возможность в одном зале услышать разные органы, наслаждаться
тембровой палитрой инструментов, созданных крупнейшими органостроителями разных
эпох в разных уголках земного шара.
Импозантная кафедра органа обладает
мощным встроенным компьютером. В центре ее – четыре ручные клавиатуры («мануалы»)
и педальная клавиатура, а по сторонам – 80 многофункциональных рукояток, которые
приводят в действие регистры и вспомогательные устройства. Под мануалами и над
педальной клавиатурой имеются кнопки секвенсора, позволяющие исполнителю без
помощи ассистента мгновенно менять регистровку.
Качественное звучание органа обеспечивает
расширенная акустическая система, включающая более 20 модулей, расположенных в разных
частях зала, а также комплекс усилителей и звуковых процессоров фирмы Fohhn
(Германия). Центром системы является процессорный модуль, разработанный
инженерами компании Müller-BBM (Германия) и адаптированный специально для Концертного
зала имени С. В. Рахманинова. Эта система органично дополняет естественную
акустику.
Перечень органов, доступных для
воспроизведения в зале имени С. В. Рахманинова, постоянно обновляется.
Сегодня здесь можно услышать инструменты таких прославленных мастеров, как Арп
Шнитгер, Готфрид Зильберманн, Эудженио Каспарини, Аристид Кавайе-Коль и
другие. Поэтому органные концерты не теряют своей новизны и привлекательности
для знатоков классической музыки, стремящихся к расширению знаний об инструменте с
богатейшей, более чем 2000-летней историей. Для исполнителей, играющих на этом
«органе XXI века», также открываются новые горизонты: они могут
достигать максимально высокого уровня интерпретации, выбирая для исполнения те инструменты,
которые наилучшим образом соответствуют природе и стилю каждого произведения.