Каролин Видман, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр, Максим Емельянычев : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Каролин Видман,
    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр,
    Максим Емельянычев

    15 октября 2021

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:
    Равель
    «Гробница Куперена»
    Прокофьев
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Брамс
    Симфония № 2

    12+

    Абонемент №93:

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр продолжает выступления со всемирно известными солистами и дирижерами. 15 и 16 октября с оркестром выступают скрипачка Каролин Видман и дирижер Максим Емельянычев. 

    Среди дирижеров, с которыми в нынешнем сезоне выступает Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (РНМСО), выделяются трое, основная специальность которых – музыка барокко в аутентичном (исторически информированном) исполнении: Филипп Херревеге, Марк Минковски, Максим Емельянычев. И хотя в программах, которые они представляют за пультом РНМСО, звучит музыка XIX – первой трети ХХ вв. (Бетховен, Брамс, Бизе, Равель, Прокофьев), в трактовках выдающихся дирижеров отражается и их многолетний опыт интерпретации старинной музыки. Это подтверждают недавние концерты РНМСО под управлением Филиппа Херревеге, где симфонии XIXстолетия были исполнены традиционным составом большого оркестра на современных инструментах – и в то же время звучали абсолютно свежо.

    Вслед за Четвертой симфонией Брамса, завершавшей программу Херревеге, Максим Емельянычев представляет Вторую. Музыка Брамса занимает в его репертуаре важное место: для своего недавнего дебюта со знаменитым лондонским оркестром «Филармония» дирижeр выбрал программу только из сочинений Брамса, несколько лет назад выпустил запись его «Вариаций на тему Гайдна» cкамерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», высоко оцененную мировой критикой. Емельянычев регулярно участвует в исполнении камерных ансамблей Брамса как пианист, в том числе в концертах Московской филармонии, и этот бесценный опыт наверняка отразится в его трактовке Второй симфонии, как и его погруженность в мир барокко, с которым много общего у музыки Брамса. 

    Если Филипп Херревеге и Марк Минковски представляют за пультом РНМСО чисто оркестровые произведения, Максим Емельянычев включил в программу и сочинение с участием солиста – Второй скрипичный концерт Прокофьева, который сыграет Каролин Видман. Исполнительница мирового уровня, до сих пор она выступала в России считанные разы, и познакомиться с ее искусством – редкая и счастливая возможность. Младшая сестра известного композитора и кларнетиста Йорга Видмана, она не осталась в тени знаменитого брата, став солисткой и ансамблисткой с узнаваемым почерком и собственным взглядом на репертуар. 

    Каролин Видман выступает с лучшими оркестрами и дирижерами мира, она – постоянный участник крупнейших музыкальных фестивалей. Не избегая наиболее популярных скрипичных концертов, Видман отдает предпочтения камерному музицированию и сочинениям последнего столетия. В ее репертуаре – сочинения Томаса Адеса, Пьера Булеза, Паскаля Дюсапена, Дьёрдя Лигети, Франка Мартена, Вольфганга Рима, Карла Амадеуса Хартмана, она – первая исполнительница произведений Джулиана Андерсона, Йорга Видмана, Джона Вулрича, Зева Гордона, Филипа Грейнджа, Энно Поппе, Ребекки Сондерс и других. Предисловием к концерту Прокофьева в ее исполнении станет «Гробница Куперена» Равеля – изящная отсылка к дорогой Максиму Емельянычеву эпохе барокко.

    Каролин Видман

    Исполнительница мирового уровня, Каролин Видман до сих пор выступала в России считанные разы, и познакомиться с ее искусством – редкая и счастливая возможность. Не избегая популярных скрипичных концертов, Видман отдает предпочтение камерному музицированию и сочинениям последнего столетия. Младшая сестра знаменитого композитора и кларнетиста Йорга Видмана, она не осталась в тени брата, став солисткой и ансамблисткой с узнаваемым почерком и собственным взглядом на репертуар.

    Каролин Видман родилась в 1976 году в Мюнхене. Училась в Высшей школе музыки в Кёльне у Игора Озима, Консерватории Новой Англии в Бостоне у Мишель Оклер и Высшей школе музыки и театра Гилдхолл в Лондоне у Дэвида Такено. Выступает с ведущими коллективами, среди которых Берлинский филармонический оркестр, Немецкий симфонический оркестр Берлина, оркестры Баварского радио, цюрихского Тонхалле, лейпцигского Гевандхауса, Северогерманского радио и корпорации Би-би-си, «Филармония» (Лондон), Оркестр де Пари, Королевский филармонический оркестр Стокгольма, симфонические оркестры Сиэтла и Сиднея, Чешский филармонический оркестр; сотрудничала с известными дирижерами, такими как Саймон Рэттл, Риккардо Шайи, Роджер Норрингтон, Эдвард Гарднер, Сакари Орамо, Владимир Юровский, Алан Гилберт, Дэниел Хардинг, Кристоф фон Донаньи, Франсуа-Ксавье Рот и другие. 

    Выступает с сольными и ансамблевыми программами в лондонском Уигмор-холле, парижском Лувре, Центре изящных искусств (Bozar) в Брюсселе, Фестивальном театре Баден-Бадена, Берлинской филармонии и венском Концертхаусе, на фестивалях в Берлине, Зальцбурге, Люцерне, Рейнгау, Мекленбурге – Передней Померании, «Равиния» в Чикаго (США), на «Осеннем фестивале» в Париже, а также на Дягилевском фестивале в Перми. В ее репертуаре – камерная музыка Моцарта, Гайдна, Брамса, Яначека, Шёнберга, Мессиана. 

    Каролин Видман получила широкую известность как исполнительница новой музыки, ей посвящены многие сочинения ведущих композиторов нашего времени. В ее программах звучат сочинения Карла Амадеуса Хартмана, Франка Мартена, Джачинто Шельси, Дьёрдя Лигети, Пьера Булеза, Паскаля Дюсапена, Вольфганга Рима, Сальваторе Шаррино, Томаса Адеса, Ханса Абрахамсена, она – первая исполнительница произведений Джулиана Андерсона, Йорга Видмана, Джона Вулрича, Зева Гордона, Филипа Грейнджа, Энно Поппе, Ребекки Сондерс и других. 

    Активно участвует в проектах, сочетающих различные виды и формы искусства. Выступала в постановке Gefaltet хореографа Саши Вальц на фестивале «Неделя Моцарта» в Зальцбурге и в Филармонии на Эльбе в Гамбурге; играла на футбольном стадионе во Франкфурте в рамках проекта американского архитектора Даниэля Либескинда; участвовала в перформансе Марины Абрамович; давала концерты в музеях современного искусства в Кёльне и Франкфурте. Исполняет также музыку барокко на исторических инструментах, совмещая амплуа солистки и дирижера, в том числе с Берлинской академией старинной музыки. 

    Среди недавних ангажементов артистки – сольный тур по Северной и Южной Америке, дебюты с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром (дирижер – Эса-Пекка Салонен), Шотландским камерным оркестром (дирижер – Максим Емельянычев), Камерным оркестром Парижа, Малеровским камерным и оркестром Accademia Bizantina, концерты с Симфоническим оркестром Венского радио в Музикферайне, оркестром Северогерманского радио в Гамбурге и Бонне, оркестром Западногерманского радио (Кёльн), Симфоническим оркестром Би-би-си и Симфоническим оркестром Сан-Паулу, а также нью-йоркский дебют с Камерным оркестром «Орфей» (в качестве солистки и дирижера). 

    В 2018 году Каролин Видман исполнила Концерт № 2 для скрипки с оркестром Йорга Видмана в токийском Сантори-холле с Токийским симфоническим оркестром Метрополитен под управлением автора (премьера), с Оркестром де Пари и Симфоническим оркестром Шведского радио под управлением Дэниела Хардинга, а также с Симфоническим оркестром Радио Франкфурта под управлением Андреса Ороско-Эстрады. 

    В сезоне 2021/22 выступает с филармоническими оркестрами Мюнхена, Дрездена, Южных Нидерландов, Радио Франс, Немецким симфоническим оркестром Берлина, оркестром Insula, Национальным оркестром Би-би-си Уэльса, Филармоническим оркестром Остравы имени Яначека (Чехия) и Российским национальным молодежным симфоническим оркестром; дает сольные концерты в Италии с венгерским пианистом Денешем Варьоном. В сентябре 2021 года Видман участвовала в премьере концертной поэмы Георга Фридриха Хааса «Что мне сказал Бетховен» (Was mir Beethoven erzählt) для скрипки, контрафорте и оркестра с Базельским камерным оркестром в Бонне и Базеле (дирижер – Сильвен Камбрелен), запланированы также исполнения в Гштаде и Берлине. В апреле 2022 года она представит премьеру Скрипичного концерта Лизы Штрайх с Мюнхенским камерным оркестром (дирижер – Энрико Онофри). 

    Дебютный диск Каролин Видман Reflections I (2006, сочинения Булеза, Изаи, Шаррино, Видмана) стал «Выбором года» Ассоциации немецких критиков. Она получила премию Diapason d'Or и Премию немецких критиков за альбомы со скрипичными сонатами Шуберта и Шумана и премию ICMA за запись скрипичных концертов Мендельсона и Шумана с Камерным оркестром Европы (2016, ECM, солистка и дирижер). В ее дискографии также сочинения Фелдмана, Шёнберга, Мессиана, Ксенакиса, Циммермана, Дюсапена, Тюура. 

    Каролин Видман удостоена премии ICMA в категории «Музыкант года» (2013), Баварской музыкальной премии от Министерства науки и искусств Баварии (2017) и других престижных наград. Играет на скрипке работы Джованни Баттиста Гваданини 1782 года. С 2006 года преподает в Лейпцигской высшей школе музыки и театра имени Феликса Мендельсона.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия – создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра более 120 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.

    В сентябре 2023 года коллективу исполнилось 5 лет. Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за пять сезонов оркестр провел более 220 концертов, выступив в 33 городах в разных уголках страны, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

    Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской культуры и письменности. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступают звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, Тертеряна, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Сысоева, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», участвовал в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии, а также в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер.

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.

    В сезоне 2023/24 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Солист Денис Мацуев», «Диалоги с Брамсом», а также «Другое пространство. Continuo» и «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду», где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Бернда Алоиса Циммермана, Оливье Мессиана, Николая Обухова и Артура Лурье. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Александра Лазарева, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Дмитрия Синьковского, Фёдора Леднёва, солистов Дениса Мацуева, Николая Луганского, Сергея Давыдченко, Юрия Фаворина, Константина Емельянова, Дмитрия Маслеева, Вадима Репина, Даниила Когана, Николая Диденко, Натальи Мурадымовой и многих других.

    Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1692 заявки, а в прослушиваниях участвовали 1062 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра был зачислен 201 артист: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.

    Максим Емельянычев

    Максим Емельянычев родился в 1988 году в семье музыкантов. Окончил Нижегородский музыкальный колледж имени М. А. Балакирева (класс фортепиано профессора Валерия Старынина, класс оперно-симфонического дирижирования профессора Александра Скульского) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Геннадия Рождественского). Изучал игру на клавесине и хаммерклавире под руководством Марии Успенской. Лауреат многих международных конкурсов, в том числе конкурса пианистов-дирижеров имени Ханса фон Бюлова в Майнингене (Германия), конкурсов клавесинистов в Брюгге (Бельгия) и имени Андрея Волконского в Москве.

    Впервые встал за дирижерский пульт в возрасте 12 лет. Сегодня работает со многими российскими и зарубежными оркестрами, среди которых Королевский симфонический оркестр Севильи, оркестр Итальянской Швейцарии, Симфонический оркестр Милана имени Верди, лондонский Королевский филармонический оркестр, Королевский филармонический оркестр Ливерпуля, Национальный оркестр Бельгии, Антверпенский симфонический оркестр, Нидерландский филармонический оркестр, национальные оркестры Лиона и Бордо, Токийский симфонический оркестр, оркестр Санкт-Петербургской филармонии, оркестр берлинского Концертхауса, Исландский симфонический оркестр, Национальный симфонический оркестр Латвии, оркестры Сиэтла и Гран-Канарии. С 2016 года постоянно сотрудничает с Национальным оркестром Капитолия Тулузы. 

    С 2016 года – главный дирижер оркестра Il Pomo d’Oro, специализирующегося на исторически информированном исполнительстве (сотрудничает с этим коллективом с 2011 года в качестве дирижера и клавесиниста). В сентябре 2019 года Максим Емельянычев занял пост главного дирижера Шотландского камерного оркестра (контракт подписан до 2025 года). 

    Успешно выступает как солист, часто совмещает дирижерское и сольное амплуа. Сотрудничает с известными артистами, среди которых Джойс Дидонато, Макс Эмануэль Ценчич, Юлия Лежнева, Франко Фаджоли, Мари-Николь Лемьё, Дмитрий Синьковский, Алексей Любимов, Патриция Чьофи, Катя и Мариэль Лабек, Стивен Хаф и Ричард Гуд. 

    Активно выступает как оперный дирижер. В 2014 году дебютировал в Театре Маэстранца в Севилье с оперой «Дон Жуан» Моцарта, в 2016 году – в Цюрихской опере в моцартовском «Похищении из сераля». Летом 2019 года представил оперу «Ринальдо» Генделя на Глайндборнском фестивале (Оркестр эпохи Просвещения, режиссер – Роберт Карсен, в заглавной партии Якуб Юзеф Орлиньский), в сентябре дебютировал в Королевском театре Ковент-Гарден с «Агриппиной» Генделя (режиссер – Барри Коски, в главных партиях Джойс Дидонато и Франко Фаджоли). С участием оркестра Il Pomo d’Oro под управлением Емельянычева состоялись концертные исполнения опер Генделя «Ксеркс», «Агриппина», «Роделинда» и «Тамерлан» на ведущих концертных площадках Европы, а также во время гастролей Джойс Дидонато по городам Европы, США, Азии и Ближнего Востока. 

    В сезоне 2020/21 Максим Емельянычев выступил дирижером-постановщиком оперы «Милосердие Тита» Моцарта в Большом театре Женевы, сотрудничал с Оркестром де Пари, Лондонским филармоническим оркестром, Национальным оркестром Бельгии, Филармоническим оркестром Люксембурга, оркестром фонда Гюльбенкяна в Лиссабоне и Симфоническим оркестром Атланты. В августе 2021 года выступил на фестивале BBC Proms и Эдинбургском фестивале с Шотландским камерным оркестром и на Зальцбургском фестивале с Il Pomo d’Oro и Джойс Дидонато. 

    Среди ангажементов сезона 2021/22 – выступления с оркестром Академии Санта-Чечилия (Рим), оркестром королевского Консертгебау (Амстердам), Немецким симфоническим оркестром Берлина, Роттердамским и Бергенским филармоническими оркестрами, симфоническими оркестрами Антверпена, Торонто, Радио Франкфурта, Финского радио, Новым Японским филармоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля. 

    В ноябре 2021 года Максим Емельянычев представляет ораторию «Феодора» Генделя в венском Театре ан дер Вин, миланском Ла Скала, Театре Елисейских Полей в Париже, Люксембургской филармонии и Филармонии Эссена (оркестр Il Pomo d’Oro, солисты – Лисетт Оропеса, Джойс Дидонато, Майкл Спайрз, Поль-Антуан Бено-Джиан). Весной 2022 года выступает с Il Pomo d’Oro и Джойс Дидонато в городах Европы, США, Канады и в Москве с новой программой «Эдем» (сочинения Генделя, Глюка, Вагнера, Малера, Айвза и других), а также проведет «Волшебную флейту» Моцарта в лондонском театре Ковент-Гарден. 

    С оркестром Il Pomo d’Oro Максим Емельянычев участвовал в записи опер Генделя «Ксеркс» (Deutsche Grammophon, в заглавной партии Франко Фаджоли, диск удостоен премии имени Франко Аббьяти) и «Агриппина» (Erato, в главных партиях Джойс Дидонато и Франко Фаджоли, диск получил премию Gramophone в категории «Опера»), симфонии «Курица» и инструментальных концертов Гайдна (премия ECHO Klassik), сольных альбомов Джойс Дидонато (In War and Peace, премия Gramophone и номинация на «Грэмми»), Макса Эмануэля Ценчича (Arie Napoletane) и Якуба Орлиньского (Anima Sacra, альбом удостоен премии OPUS Klassik, и Facce d’Amore, удостоен International Opera Awards в категории «сольная запись»). Среди релизов Максима Емельянычева также «Героическая симфония» Бетховена и «Вариации на тему Гайдна» Брамса с камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода», сольный альбом с сонатами Моцарта, удостоенный премий Choc de Classica (2018) и International Classical Music Awards (2019). В ноябре 2019 года под лейблом Linn Records вышла первая запись дирижера с Шотландским камерным оркестром (Девятая симфония Шуберта). 

    Максим Емельянычев удостоен специального приза российской национальной театральной премии «Золотая маска» (за исполнение партии хаммерклавира в спектакле «Свадьба Фигаро» Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, 2014) и International Opera Awards (категория «Открытие», 2019), а также ежегодного приза российской Ассоциации музыкальных критиков «за диапазон неординарных дирижерских работ» (2019).