Концерт для
скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса – среди популярнейших
произведений на мировой и на отечественной сцене. В один из недавних сезонов
Московской филармонии по частоте исполнений ему уступили даже фортепианные
концерты Чайковского и Рахманинова. Виртуозные сольные партии, их
завораживающие диалоги, богатство мелодий, великолепие оркестровки, гений
композитора – все это делает Двойной концерт сочинением единственным в своем
роде. Любое крупное произведение для скрипки и виолончели с оркестром обречено
на сравнение с ним, и за неполные полтора столетия с его премьеры не появилось
ни одного подобного концерта, который занял бы такое же место в мировом
репертуаре.
Тем более
уникальна возможность услышать в течение вечера несколько концертов для скрипки
и виолончели с оркестром, особенно когда один из них – абсолютный раритет.
Двойной концерт Бенджамина Бриттена, крупнейшего композитора ХХ века, был
написан им в 18-летнем возрасте; при жизни автора не публиковался и не
исполнялся. Лишь в 1997 году, через 65 лет после появления на свет, он впервые
прозвучал на основанном Бриттеном фестивале в Олдборо (пять лет спустя
состоялась и российская премьера). Концерт написан для скрипки и альта; версию
для скрипки и виолончели представят Павел Милюков и Александр Князев.
На концерте в
«Филармонии-2» программу дополнит еще одно сочинение молодого Бриттена –
«Простая симфония». Днем позже, в Зале Чайковского, к концертам Брамса и
Бриттена добавится знаменитая Концертная симфония Моцарта. Александр Князев
переложил для своего инструмента целый ряд сочинений, написанных для скрипки
или альта, и Концертную симфонию исполняет регулярно, играя партию альта на
виолончели. «С ней я порядком намучился, но технологическое решение опять же
подсказал мне сам Моцарт, – рассказывает маэстро. – Я обратился к уртексту, в
котором обнаружил, что партия альта у него перестроена на полтона ниже. То есть
в ре мажоре. И в один момент произведение из неисполнимого стало страшно легким
и теперь прочно вошло в мой репертуар».