«Кино о музыке и музыкантах». Избранные страницы классики отечественной киномузыки : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Кино о музыке и музыкантах».
    Избранные страницы классики
    отечественной киномузыки

    3 марта 2023

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    В программе:

    Кабалевский («Мусоргский»)

    Шебалин («Глинка»)

    Тёмкин («Чайковский»)

    Шварц («Мелодии белой ночи»)

    И. Дунаевский («Весёлые ребята»)

    Цфасман («Весёлые звёзды»)

    Астраданцев («Музыкальная история»)

    Чистяков («Прощание с Петербургом»)

    Шнитке («Маленькие трагедии»)

    Баневич («Никколо Паганини», «О тебе»)

    Минков («Мы из джаза»)

    Подэльский («Шляпа»)

    Зацепин («31 июня»)

    Лебедев («Небесные ласточки», «Только в мюзик-холле»)

    Гаранян («Рецепт её молодости»)

    М. Дунаевский («Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Маленькое одолжение»)

    Соловьёв-Седой («В один прекрасный день»)

    12+

    Абонемент №105:

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Российский государственный симфонический оркестр кинематографии

    Коллектив ведет свою историю со времен «великого немого», когда в сентябре 1924 года в московском кинотеатре «Арс» на Тверской место перед экраном занял не пианист-тапер, а оркестр. Музыкальное сопровождение фильмов имело успех у зрителей, и вскоре коллектив, которым руководил композитор и дирижер Давид Блок, стал играть и в других кинозалах. Отныне и навсегда судьба оркестра была связана с кинематографом. В 1938 году оркестр, до этого момента не имевший постоянного состава, был приписан к студии «Союздетфильм». В 1943 году оркестр и хор «Союздетфильма» были выделены в самостоятельную единицу, коллектив получил статус государственного.

    Оркестр внес свою лепту в создание лучших фильмов довоенного и военного времени выдающихся режиссеров Сергея Эйзенштейна, Всеволода Пудовкина, Григория Александрова, Григория Козинцева, Ивана Пырьева. Во время войны был эвакуирован в Среднюю Азию, продолжая непрерывно работать практически над всеми отечественными фильмами и фронтовой хроникой. 1944 год ознаменовался двумя историческими событиями: оркестр принял участие в записи музыки Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна и дал концерт к своему двадцатилетию в Колонном зале Дома Союзов, который открывала только что записанная музыка Дмитрия Шостаковича к фильму «Зоя» Лео Арнштама. 

    В послевоенные десятилетия оркестр записывает музыку ко множеству фильмов, среди которых «Баллада о солдате» Григория Чухрая с музыкой Михаила Зива, «Война и мир» Сергея Бондарчука с музыкой Вячеслава Овчинникова, «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая с музыкой Александра Зацепина, «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова (музыка Алексея Рыбникова), «Мэри Поппинс, до свидания!» Леонида Квинихидзе (музыка Максима Дунаевского), «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина (музыка Евгения Геворгяна), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (музыка Сергея Никитина), «Покровские ворота» Михаила Козакова (музыка Георгия Гараняна) и многие другие. 

    В 1993 году оркестр возглавил Сергей Скрипка, сумевший сохранить коллектив и поддержать его высокий исполнительский уровень. В числе работ оркестра последних лет – запись музыки Эдуарда Артемьева, Юрия Красавина, Артема Васильева, Анджело Бадаламенти и других композиторов к фильмам и сериалам «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Щелкунчик и Крысиный король», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Ликвидация», «Тихий Дон» и «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка, «Брестская крепость» и «Спитак» Александра Котта, «Достоевский», «Бесы» и «Меморандум Парвуса» Владимира Хотиненко, “Weekend” и «Конец прекрасной эпохи» Станислава Говорухина, «Время первых» Дмитрия Киселёва, «Легенда № 17» и «Экипаж» Николая Лебедева, «Сталинград» Фёдора Бондарчука, «Хождение по мукам» Константина Худякова, «Дух Соноры» (по рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты») и «Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова, «Медный всадник России» Василия Ливанова, «Собибор» Константина Хабенского и многим другим. 

    С оркестром сотрудничали лучшие отечественные композиторы – Исаак Дунаевский, Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Андрей Петров, Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Гия Канчели, Эдуард Артемьев, Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Евгений Дога и другие. В разные годы за его пультом стояли Давид Блок, Александр Гаук, Василий Небольсин, Григорий Гамбург, Николай Аносов, Арий Пазовский, Николай Голованов, Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Марк Эрмлер, Газиз Дугашев, Вероника Дударова, Юрий Силантьев, Арнольд Ройтман, Эмин Хачатурян, Юрий Николаевский, Владимир Васильев, Мартин Нерсесян, Давид Штильман, Константин Кримец, Николай Соколов. С коллективом выступали Давид Ойстрах, Эмиль Гилельс, Иван Козловский, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Борис Гмыря, Владимир Крайнев, Даниил Шафран, Александр Слободяник, Михаил Плетнёв, Дмитрий Хворостовский. 

    Оркестр – один из самых мобильных российских коллективов, способных играть в любых больших и малых составах, трансформироваться в эстрадный и джазовый ансамбль, совмещать концертную деятельность со студийной работой. Постоянно участвует в абонементах Московской филармонии, лучшими среди которых стали «Живая музыка экрана» на сцене Концертного зала имени Чайковского и «Кино без границ» в зале «Филармония-2». Свыше двух десятков лет сотрудничал с выдающимся лектором-музыковедом Светланой Виноградовой. Участник музыкальных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Музыка друзей», «Московская осень», «Славянский базар», Фестиваль российской культуры в Индии, крупных телевизионных концертных проектов, среди которых «Призрак оперы» на Первом канале и «Большая опера» на телеканале «Культура». В 2013 году оркестр удостоен Гранта Правительства России.

    Сергей Скрипка

    Бòльшая часть творческой жизни Сергея Скрипки связана с Российским государственным симфоническим оркестром кинематографии. Он начал сотрудничать с этим коллективом в 1977 году, будучи студентом Московской консерватории в классе профессора Лео Гинзбурга, с 1993 года – художественный руководитель и главный дирижер оркестра. Под руководством Сергея Скрипки Оркестр кинематографии озвучил большинство отечественных кинолент, а также ряд зарубежных фильмов. За это время маэстро обрел уважение коллег, а его творчество стало неотъемлемой частью отечественного кинематографа.

    Творческая дружба связывает музыканта с известными мастерами кино. Неоднократно на сцену с маэстро и его оркестром выходили выдающиеся режиссеры Эльдар Рязанов, Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Пётр Тодоровский, знаменитые артисты, композиторы, сценаристы. Слушателям запомнились яркие программы, посвященные юбилеям Геннадия Гладкова, Эдуарда Артемьева, Александра Зацепина, Алексея Рыбникова, Владимира Дашкевича, Полада Бюльбюль-оглы, Максима Дунаевского, вечера памяти Тихона Хренникова, Андрея Петрова, Исаака Шварца, Евгения Птичкина, Оскара Фельцмана, Микаэла Таривердиева, Никиты Богословского, Кирилла Молчанова, Георгия Гараняна, Ролана Быкова. С 2006 года Сергей Скрипка и оркестр кинематографии осуществляют в Московской филармонии уникальный проект – персональный абонемент «Живая музыка экрана». 

    Сергей Скрипка сотрудничал со многими российскими коллективами, гастролировал в России и за рубежом. Выступал и записывался с известными солистами – Михаилом Плетнёвым, Дмитрием Хворостовским, Сергеем Судзиловским, Александром Ведерниковым, Любовью Казарновской, Алексеем Любимовым, Андреем Диевым, Родионом Замуруевым, Александром Гиндиным, Алексеем Набиулиным, Алёной Баевой, Гайком Казазяном, Никитой Борисоглебским и другими. С 1975 года руководит Жуковским симфоническим оркестром. В течение 27 лет был профессором кафедры оркестрового дирижирования РАМ имени Гнесиных. 

    В репертуаре дирижера – произведения разных эпох и жанров: от барокко до новейшей музыки, от высокой классики до лучших образцов эстрады. Впервые в России маэстро исполнил ораторию «Страсти по Марку» Рейнхарда Кайзера, а также осуществил первые записи на CD ряда произведений Глиэра, Мосолова, Шебалина, Денисова. В 2018 году Сергей Скрипка провел мировую премьеру реквиема «Девять шагов к преображению» Эдуарда Артемьева. Постоянный участник жюри кинофестивалей и музыкальных конкурсов. Входит в состав двух российских киноакадемий – «НИКА» и «Золотой орёл», член Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1993), Народный артист Российской Федерации (1998), Почётный гражданин города Жуковского (2004), лауреат премии Правительства России в области культуры (2010), награжден Орденом Почета (2016).

    Валерия Ланская

    Валерия Ланская – одна из самых ярких актрис молодого поколения, звезда мюзиклов, кино, телесериалов, многократный лауреат престижных премий. Среди ее наград – премия зрительских симпатий имени А. Ромашина (за роль Корделии в мюзикле «Лиромания»; 2006), звание «Открытие – 2008», премия «Любимые артисты артистов мюзикла» (2010). В 2011 году в День мюзикла в России она была признана «Любимой актрисой зрителей», а через год на фестивале кино и театра «Амурская осень» победила в номинации «Лучшая женская роль» (Катюша Маслова в спектакле «Спасенная любовь») и получила специальный спонсорский приз за продюсерский дебют. Актриса была номинанткой премии «Золотой Орел – 2009» за роль Александры Земской фильме «Жизнь, которой не было» и национальной театральной премии «Золотая маска – 2010» за роль Мерседес в мюзикле «Монте-Кристо».

    Валерия Ланская родилась в Москве. В детстве занималась фигурным катанием, художественной гимнастикой, игрой на фортепиано, различными видами танцев. В 14 лет поступила на курсы балетмейстеров «Спутник» при Российской академии театрального искусства. Некоторое время играла в детских театрах («Экспромт», Музыкальный театр юного актера), а затем поступила в Театральный институт имени Б. Щукина на курс Ю. В. Шлыкова. Уже в начале третьего курса Валерия Ланская играла в театре «Сатирикон» имени А. Райкина (художественный руководитель – К. Райкин), сотрудничала с Театром имени Е. Вахтангова, а к концу учебного года снялась в нескольких фильмах. В 2006 году перешла в труппу «Театра Луны» (художественный руководитель С. Проханов).

    Актриса полюбилась телезрителям в таких ролях, как Наталья Ротмистрова в молодежном сериале «Кадетство», Анастасия Соколовская в телесериале «Принцесса цирка», Виктория Полонская в телесериале «Жаркий лед». В. Ланская много играет в мюзиклах, исполняя ведущие роли в спектаклях «Лиромания», «Алые паруса», «Мэри Поппинс-Next», «Приключения Оливера Твиста», «Юнона и Авось», «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты», «Монте Кристо», «Зорро».

    В паре в фигуристом Алексеем Ягудиным она принимала участие в телевизионных проектах Первого канала «Ледниковый период-2» и «Ледниковый период-лучшее», завоевав бронзовую и серебряную награды.

    Андрей Гусев

    Андрей Гусев родился в 1968 году в Воронеже. Окончил Воронежский государственный институт искусств по специальности «актер драматического театра и кино». Работал в Воронежской филармонии, «Театре на Соборной» (Рязань), театре «Мюзик-Холл» (Санкт-Петербург).

    Играл в мюзиклах «Норд-Ост», «Энни», «Воины Духа», “We Will Rock You”, “MAMMA MIA!”. С 2007 года – вокалист ансамбля «Фонограф» под руководством Сергея Жилина, в составе которого участвовал в постановке рок-оперы «Парфюмер» Игоря Демарина. Выступал во многих музыкальных телевизионных программах. Солист и участник проекта «Мюзикл.Ру» и шоу-программ «Мультибенд» и «Кабаре Бубы Касторского».

    С 2013 года – артист Московского театра мюзикла, где выступает в спектаклях «Жизнь прекрасна!», «Мамонтенок», «Преступление и наказание», «ПраймТайм», «Чудеса и куралесы», «Всё о Золушке». 

    Леонид Серебренников

    Леонид Серебренников – российский певец, чей голос звучит более чем в 70 кинофильмах, актер, заслуженный артист России, заслуженный артист Дагестана. Он окончил Театральное училище имени М. С. Щепкина, где и обнаружился его вокальный талант. Наставник молодого артиста народный артист СССР Н. А. Анненков сказал во время одной из репетиций: «Тебе петь надо, ты в пении раскрываешься!». По окончании учебы Л. Серебренников начал выступать на профессиональной эстраде.

    В 1976 году получил диплом Всероссийского конкурса эстрадной песни в Сочи, а в 1977 – Всесоюзного телевизионного конкурса «С песней по жизни». Актерский дар и музыкальность открыли певцу путь в мир оперетты.

    Им исполнены более ста песен в кинофильмах, среди которых: «Обыкновенное чудо», «Рожденная революцией», «Бархатный сезон», «Мария, Мирабела», «Дульсинея Тобосская», «Под куполом цирка», «Петербургские тайны» и другие.

    Телезрители помнят программы с его участием: «Утренняя почта», «Вечер артистов оперетты», «Встреча в концертной студии Останкино», «Песня года», «Зеленая лампа» и др. Новый виток популярности принес артисту статус автора и ведущего в цикле передач «Романтика романса» на телеканалах «Культура» и «РТР-Планета».

    Леонид Серебренников концертирует в России и за рубежом. Он – постоянный участник концертов абонемента Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под управлением Сергея Скрипки в Концертном зале имени П. И.Чайковского.