Госкапелла России, Геннадий Рождественский, Виктория Постникова : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов 
на отмененные концерты вы можете посмотреть здесь.
Берегите себя и будьте здоровы!

    Госкапелла России, Геннадий Рождественский,
    Виктория Постникова

    19 мая 2014

    Большой зал Консерватории

    схема проезда
    Государственная академическая симфоническая капелла России
    Дирижёр – Геннадий Рождественский
    Виктория Постникова (фортепиано)

    Комментарии к программам цикла – Геннадий Рождественский

    В программе:
    Дилиус
    Концерт для фортепиано с оркестром
    Брамс
    Вариации и фуга на тему Генделя для фортепиано соло
    Дэвис
    Фокстрот «Пробуждение Святого Фомы»

    Пёрселл – Дэвис
    Фантазия на одну ноту

    Брамс – Руббра
    Вариации на тему Генделя


    12+

    Абонемент №68:

    Туманный Альбион. Дирижирует Геннадий Рождественский

    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским. 

    Оркестр возник в 1957 году и до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием 

    Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «А зори здесь тихие».

    Геннадий Рождественский

    Геннадий Рождественский – яркая личность и могучий талант, гордость русской музыкальной культуры. Блестящий симфонический и театральный дирижер, пианист, педагог, композитор, автор книг и статей, великолепный оратор, исследователь, реставратор многих партитур, тонкий ценитель живописи, знаток литературы, страстный коллекционер, эрудит.

    Геннадий Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве. Закончил Московскую государственную консерваторию по классу фортепиано у Льва Оборина и классу дирижирования у своего отца, выдающегося дирижера Николая Аносова, а также аспирантуру при Консерватории.

    Много ярких страниц творческой биографии Рождественского связано с Большим театром. Еще будучи студентом Консерватории, он дебютировал балетом Чайковского «Спящая красавица» (весь спектакль молодой стажер провел без партитуры). В том же 1951 году, пройдя конкурс, был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 года. Дирижировал балетами «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Золушка», «Сказ о каменном цветке» и другими спектаклями театра, участвовал в постановке балета Щедрина «Конек-Горбунок» (1960).

    В 1965-1970 гг. Рождественский был главным дирижером Большого театра, где его репертуар охватывал около 40 опер и балетов. Принимал участие в постановках балетов «Спартак» Хачатуряна (1968), «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (1967), «Щелкунчик» Чайковского (1966) и других; впервые на русской сцене поставил оперы «Человеческий голос» Пуленка (1965), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965). В 1978 году он возвратился в Большой театр (где работал до 1983), участвовал в постановках целого ряда оперных спектаклей, среди них «Катерина Измайлова» Шостаковича (1980) и «Обручение в монастыре» Прокофьева (1982). Много лет спустя в юбилейном 225 сезоне Большого театра Геннадий Рождественский стал генеральным художественным руководителем ГАБТа (с сентября 2000 по июнь 2001), за это время разработал для театра ряд концептуальных проектов и подготовил мировую премьеру оперы «Игрок» Прокофьева в первой авторской редакции.

    В 1950-х гг. имя Геннадия Рождественского стало хорошо известно и поклонникам симфонической музыки. За более чем полувековую творческую деятельность маэстро Рождественский стоял за дирижерским пультом практически всех прославленных российских и зарубежных симфонических коллективов. В 1961-1974 гг. он был главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. В 1981 году создал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ.

    С 1974 по 1985 гг. Рождественский – музыкальный руководитель Московского камерного музыкального театра, где вместе с режиссером Борисом Покровским возродил к новой жизни оперы «Нос» Шостаковича и «Похождения повесы» Стравинского, провел ряд интересных премьер. В 2010 году Рождественский дирижировал в театре возобновлением «Похождений повесы», в 2011 – оперой «Идоменей» Моцарта в редакции Р. Штрауса. С сентября 2012 – художественный руководитель Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. В июне 2013 осуществил постановку оперы Вебера «Три Пинто» в редакции Малера (российская премьера), а в ноябре 2013 года выступил в роли музыкального руководителя и дирижера постановки оперы Бриттена «Блудный сын» (также впервые на российской сцене).

    Крупнейший интерпретатор музыки ХХ века, Рождественский познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Шёнберга, Хиндемита, Бартока, Мартину, Мессиана, Мийо, Онеггера; по существу, он вернул России наследие Стравинского. Под его управлением прозвучали премьеры многих произведений Щедрина, Слонимского, Эшпая, Тищенко, Канчели, Шнитке, Губайдулиной, Денисова. Значителен и вклад дирижера в освоение наследия Прокофьева и Шостаковича. Геннадий Рождественский стал первым исполнителем в России и за рубежом многих произведений Альфреда Шнитке. В целом, выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 – впервые в мире. Рождественскому посвятили свои произведения Щедрин, Шнитке, Губайдулина и многие другие композиторы.

    К середине 70-х годов Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы. С 1974 по 1977 гг. возглавлял Стокгольмский филармонический симфонический оркестр, позднее руководил оркестром Би-би-си в Лондоне (1978-1981), Венским симфоническим (1980-1982). В разные годы работал с Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго, Кливленда и Токио (почетный и действующий дирижер оркестра «Иомиури») и другими коллективами. В общей сложности Рождественским с разными оркестрами записаны свыше 700 пластинок и CD, в том числе все симфонии Прокофьева, Шостаковича, Малера, Глазунова, Брукнера, многие произведения Шнитке. Записи дирижера удостоены наград: Гран-при фирмы Lе Chant Du Mondе, диплома Академии Шарля Кро в Париже (за записи всех симфоний Прокофьева, 1969).

    Много времени и творческих сил Рождественский отдает педагогической деятельности. С 1974 года преподает на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 – профессор, с 2001 – заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования. Воспитал целую плеяду талантливых дирижеров, среди которых народные артисты России Валерий Полянский и Владимир Понькин, а также Максим Шостакович, Александр Анисимов, Мурад Аннамамедов, Вячеслав Валеев, Л. Гершкович, Михаил Грановский, Мария Максимчук и другие.

    Рождественский – автор книг «Дирижерская аппликатура», «Мысли о музыке», «Треугольники». В книге «Преамбулы» собраны тексты-пояснения, с которыми он выступал в своих концертах, начиная с 1974 года. В 2010 году вышла в свет новая книга – «Мозаика». Рождественский – автор нескольких сочинений, среди которых монументальная оратория «Заповедное слово русскому народу» для чтеца, солистов, хора и оркестра на слова Алексея Ремизова.

    Заслуги Геннадия Рождественского перед искусством отмечены почетными наградами и званиями: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Геннадий Рождественский – Почетный член Шведской Королевской академии, Почетный академик Английской Королевской академии музыки, профессор. Среди наград музыканта: болгарский орден Кирилла и Мефодия, японский орден Восходящего Солнца, российский орден «За заслуги перед Отечеством» IV, III, II, I степени. В 2003 году маэстро получил звание Офицера Ордена Почетного легиона Франции.

    В 2013-2016 гг. на сцене Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского Рождественский подготовил и осуществил постановки опер «Лазарь, или Торжество Воскрешения» Шуберта – Денисова, «Леонора» Бетховена (первая редакция оперы «Фиделио»), «Блудный сын» Бриттена, «Лиса-плутовка» Яначека и «Сервилия» Римского-Корсакова. Постановка оперы Римского-Корсакова – всего лишь третья в истории, включая премьеру в Мариинском театре в 1902 году. Накануне московской премьеры Рождественский с оркестром и солистами театра осуществил первую в мире запись «Сервилии» на CD.

    В феврале 2016 года Рождественский провел цикл из 6 концертов с Чикагским симфоническим оркестром. 4 мая 2016 года отметил 85-летие. В день юбилея в Большом театре, с которым тесно связан творческий путь маэстро, состоялся грандиозный концерт в трех отделениях. Рождественский предстал во всех ипостасях своей профессии, продирижировав балетом Глазунова «Времена года» в постановке Джона Ноймайера (мировая премьера), III актом оперы Прокофьева «Семен Котко» и симфонией Шостаковича №9. В декабре 2016 года Рождественский поставил в Камерном музыкальном театре оперу Глюка «Орфей и Эвридика» в редакции Берлиоза.

    «Полифония» интересов маэстро проявляется в полной мере в «режиссуре» его ежегодных абонементных программ с Государственной академической симфонической капеллой России, проводимых Московской филармонией уже более 10 лет. Среди них – цикл «Семеро их» (Прокофьев, Скрябин, Рахманинов, Стравинский, Мясковский, Шнитке, Шостакович); абонемент «Скандинавская триада», посвященный музыке Нильсена, Грига, Сибелиуса; несколько циклов, объединенных названием «Мозаика»; наконец, грандиозный трехлетний абонемент «Туманный Альбион», посвященный музыке английских композиторов. В мае 2016 года Рождественский завершил свой новый двухлетний цикл «Моцарт и…», где наряду с 8 мессами Моцарта прозвучали симфонические сочинения Хиндемита, Шимановского, Прокофьева, Шостаковича, Лютославского, Пярта, Шнитке, Бартока. Летом 2017 года маэстро открывает летний абонемент Госоркестра «Исторические программы великих дирижёров».

    Виктория Постникова

    Народная артистка России Виктория Постникова входит в число выдающихся исполнителей нашего времени. Она давно завоевала мировое признание, за полвека блестящей карьеры не раз покоряя своим искусством залы Москвы, Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Токио, Буэнос-Айреса и других музыкальных столиц мира. Исключительная природная одаренность, темперамент и совершенная техника, высочайшая культура исполнения и стремление к глубокому постижению творчества великих мастеров – всё это выделяет пианистку среди современников.

    Виктория Постникова родилась в Москве в семье музыкантов и уже в возрасте трех лет начала играть на фортепиано. В шесть лет она поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории к известному педагогу Элеоноре Мусаэлян. В семь лет впервые выступила с оркестром, исполнив концерт № 23 Моцарта. В 1962–1967 гг. обучалась в Московской консерватории у профессора Якова Флиера (первой ученицей которого была ее мать, М.А. Постникова). У него же в 1969 году завершила учебу в аспирантуре. 

    Пианистка завоевала награды на престижных международных конкурсах: почетный диплом конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (1965), вторую премию на конкурсе пианистов в Лидсе (1966), первую премию конкурса имени Вианы да Мотта в Лиссабоне (1968), третью премию IV международного конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1970). Благодаря этим успехам имя Виктории Постниковой стало широко известно в нашей стране и за рубежом. С тех пор она с неизменным триумфом выступает в крупнейших музыкальных центрах Европы, Азии, Африки, Австралии и Америки. 

    Артистка играла со всеми ведущими оркестрами СССР и России, оркестрами Берлинской филармонии, амстердамского Концертгебау, самыми известными коллективами Великобритании (оркестр ВВС, Лондонский симфонический, Королевский филармонический), США (Нью-Йоркский, Бостонский, Чикагский, Кливлендский, Филадельфийский оркестры), Франции (оркестр де Пари), Австрии, Чехии, Японии и других стран. Со многими из этих оркестров Постникова гастролировала в Европе, Японии, Австралии, Южной Америке. Ее сценическими партнерами были сэр Адриан Болт, сэр Джон Барбиролли, сэр Колин Дэвис, сэр Саймон Рэттл, лорд Иегуди Менухин, Курт Мазур, Кирилл Кондрашин, Юрий Темирканов. 

    Почти 50 лет она выступала в великолепном тандеме с супругом – маэстро Геннадием Рождественским: как солистка с руководимыми им оркестрами и в фортепианном ансамбле. Была бессменным участником его филармонических абонементов. 

    Репертуар пианистки включает 80 концертов для фортепиано с оркестром, в том числе все концерты Бетховена, Чайковского, Шопена, Брамса, Прокофьева, многие – Моцарта и Гайдна, огромное количество сольных и камерных произведений: Баха, Шумана, Мендельсона, Рахманинова, Листа, Скрябина, Бартока, Бриттена, Р. Штрауса, Дилиуса, Шнитке. 

    В камерном репертуаре она много лет сотрудничала с Иегуди Менухиным, не раз исполнив с ним все сонаты для скрипки и фортепиано Брамса, а также сонаты Моцарта, Бетховена, Бартока. В последние годы постоянно выступает в дуэте с сыном – скрипачом Александром Рождественским. 

    Среди многочисленных записей Виктории Постниковой, сделанных на крупнейших отечественных и мировых лейблах (Decca, Erato, Chandos, «Мелодия»), особое место занимает впервые в истории записанное собрание всех произведений для фортепиано 

    Чайковского на семи компакт-дисках, выпущенное французской фирмой Erato; три концерта Чайковского с Венским симфоническим оркестром; полные собрания фортепианных произведений Мусоргского, Глинки, Яначека; все концерты Шопена, Брамса, Прокофьева; концерты и другие сочинения Скрябина, Бузони; «Песни без слов» Мендельсона, сочинения Сен-Санса, Тищенко и многих других композиторов XVIII–XX веков. 

    В 2004 году пианистка удостоена звания народной артистки Российской Федерации.