Госоркестр России имени Е.Ф.Светланова, Владимир Юровский, Квартет имени Бородина : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

Уважаемые слушатели, посмотреть расписание детских концертов вы можете в разделе «Детям»

    Госоркестр России
    имени Е.Ф.Светланова, Владимир Юровский,
    Квартет имени Бородина

    15 февраля 2018

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    схема проезда
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Дирижёр – Владимир Юровский
    Евгения Кузнецова (меццо-сопрано)
    Всеволод Гривнов (тенор)
    Дмитрий Чеблыков (баритон)
    Государственный квартет
    имени Бородина

    Рубен Агаронян, Сергей Ломовский,
    Игорь Найдин, Владимир Бальшин

    В программе:
    Й. Гайдн
    Симфония № 39
    Мартину
    Концерт для струнного квартета и оркестра
    Стравинский
    «Пульчинелла» – музыка балета в одном акте для малого оркестра и трёх голосов

    12+

    Абонемент №86:

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2016 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 80 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили выдающиеся музыканты Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965) и Евгений Светланов (1965–2000). В 2005 году коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2000–2002 гг. оркестр возглавлял Василий Синайский, в 2002–2011 гг. – Марк Горенштейн. 24 октября 2011 года художественным руководителем коллектива назначен Владимир Юровский, всемирно известный дирижер, сотрудничающий с крупнейшими оперными театрами и симфоническими оркестрами мира. С сезона 2016/17 главный приглашенный дирижер Госоркестра – Василий Петренко.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Надежды Гулицкой, Екатерины Кичигиной, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на фестивалях в Графенегге (Австрия), Kissinger Sommer в Бад-Киссингене (Германия), Hong Kong Arts Festival в Гонконге, «Опера live», XIII и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, VIII Международном фестивале Дениса Мацуева в Перми, IV Международном фестивале искусств П. И. Чайковского в Клину; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, I и II Международном конкурсе молодых пианистов Grand Piano Competition; семь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; четырежды участвовал в фестивале актуальной музыки «Другое пространство»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Перу, Уругвая, Чили, Германии, Испании, Турции, Китая, Японии.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» стал Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации.

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Эйслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с ведущими симфоническими коллективами: филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, оркестрами Гевандхауса, Консертгебау, Баварского радио и многими другими.

    В 2001–2013 гг. – музыкальный руководитель оперного фестиваля в Глайндборне. В 2005-2009 гг. – главный приглашенный дирижер Российского национального оркестра. С 2007 года – главный дирижер Лондонского филармонического оркестра и один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения, с которыми провел фестивали «Открывая Чайковского», «Альфред Шнитке. Меж двух миров», «Дальше – шум», «Меняя лица. Путешествие Стравинского». С 2009 года сотрудничает с Камерным оркестром Европы. С 2017 года – художественный руководитель Фестиваля имени Энеску в Бухаресте, главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    С 2011 года – художественный руководитель Госоркестра России имени Евгения Светланова. Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III симфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, «AGES» Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории «El Nino» Адамса, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина, московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского и ряда других сочинений. По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2019 году в Зале имени Чайковского в седьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Джулиана

    Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013 номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора Королевского колледжа музыки (Лондон) и почетного профессора Московского государственного университета.

    Всеволод Гривнов

    Всеволод Гривнов родился в 1968 году в Москве. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова и Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс Евгения Белова). В 1990–1996 гг. был солистом московского театра «Новая опера» (ныне имени Евгения Колобова), в 1994–1996 гг. – солистом Оперы Ниццы (Франция), в 1996–1999 гг. – солистом Датской Королевской оперы. С 2001 года выступает в Большом театре России. 

    Принимал участие в Уэксфордском фестивале в Ирландии, фестивале «Флорентийский музыкальный май» (Италия), Глайндборнском фестивале (Великобритания), Савонлиннском оперном фестивале (Финляндия). Выступал на обеих сценах Парижской национальной оперы, в Немецкой опере (Берлин), Королевском оперном театре Ковент-Гарден (Лондон), Берлинской государственной опере, театре Ла Скала (Милан), в оперных театрах Кальяри, Болоньи, Женевы, Кёльна, Сан-Франциско, Хьюстона, Лос-Анджелеса, Новой Израильской опере (Тель-Авив), лиссабонском театре Сан-Карло, венецианском Ла Фениче, театре Массимо в Палермо, Королевском театре де ля Монне в Брюсселе, Королевском театре в Мадриде и многих других.

    Сотрудничал с выдающимися дирижерами и режиссерами, в числе которых Геннадий Рождественский, Мстислав Ростропович, Джеймс Конлон, Владимир Юровский, Михаил Юровский, Василий Синайский, Казуси Оно, Лев Додин, Франческа Замбелло, Юрий Александров, Грэм Вик, Моше Ляйзер, Патрис Корье, Клаус-Михаэль Грубер, Дэниел Слейтер и другие. 

    В репертуаре певца – Водемон, Ленский, Андрей, Княжич Юрий («Иоланта», «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Чародейка» Чайковского), Ричард, Измаил, Фентон, Альфред, Герцог, Якопо, Рудольф («Бал-маскарад», «Набукко», «Фальстаф», «Травиата», «Риголетто», «Двое Фоскари», «Луиза Миллер» Верди), Морис («Адриенна Лекуврер» Чилеа), Анатоль Курагин («Война и мир» Прокофьева), Хозе («Кармен» Бизе), Самозванец, Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Князь («Русалка» Даргомыжского), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Эдгар («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Левко, Лыков («Майская ночь» и «Царская невеста» Римского-Корсакова), Синодал («Демон» Рубинштейна) и другие партии. 

    В числе заметных событий последних сезонов – исполнение партии Голицына в опере «Хованщина» Мусоргского в лондонском Королевском Альберт-холле (2017, Симфонический оркестр Би-би-си, дирижер Семен Бычков), партии Логе в опере «Золото Рейна» Вагнера в Оденсе (2018, Симфонический оркестр Оденсе, дирижер Александр Ведерников) и партии Гвидо Барди в опере «Флорентийская трагедия» Цемлинского в премьерной постановке Нового национального театра Токио (2019, дирижер Рюсуке Нумадзири).

    Дмитрий Чеблыков

    Дмитрий Чеблыков родился в 1988 году в Ташкенте. Учился в Ростовском колледже искусств и Российской академии музыки имени Гнесиных. В настоящее время продолжает обучение в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в классе профессора А. А. Лошака. Принимал участие в постановках опер «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Богема» и «Джанни Скикки» Дж. Пуччини в оперной студии консерватории.

    Лауреат Международного конкурса вокалистов имени А. П. Иванова в Твери и Всероссийского конкурса вокалистов имени Н. Шпиллер в Москве (2015),  Всероссийского конкурса молодых вокалистов имени Н. Обуховой в Липецке (2016). 

    В 2016 году певец участвовал в концертном исполнении оперы «Война и мир» С. Прокофьева с Государственной академической симфонической капеллой России под управление Валерия Полянского (партия Денисова).

    Государственный квартет имени Бородина

    Рубен Агаронян (первая скрипка)
    Сергей Ломовский (вторая скрипка)
    Игорь Найдин (альт)
    Владимир Бальшин (виолончель)

    Государственный квартет имени Бородина — уникальное явление в истории музыкальной культуры не только России, но и всего мира. Этот легендарный ансамбль снискал репутацию одного из лидеров мирового квартетного музицирования, а феноменальное творческое долголетие Квартета еще в 1995 году было отмечено «Книгой рекордов Гиннесса». В прошедшем сезоне Государственному квартету имени Бородина исполнилось 70 лет.

    «Перед нами не четыре исполнителя, а один инструмент величайшей виртуозности» — эта характеристика, данная Квартету немецкой газетой Frankfurter Allgemeine, могла бы украсить рецензию на любой концерт «бородинцев», в любом составе, будь то далекое или недавнее прошлое либо сегодняшний день.

    История этого выдающегося ансамбля ведет отсчет с 1945 года, когда в стенах Московской консерватории в классе камерного ансамбля профессора Михаила Тэриана образовался струнный квартет, в состав которого вошли Ростислав Дубинский (1-я скрипка), Владимир Рабей (2-я скрипка), Юрий Николаевский (альт) и Мстислав Ростропович (виолончель), место которого вскоре занял Валентин Берлинский.

    В отличие от других студенческих ансамблей, будущие музыканты Квартета имени Бородина уже в стенах консерватории ощутили себя единым коллективом и решили посвятить себя квартетному искусству. В 1946 году Квартет, тогда еще студенческий, стал коллективом Московской филармонии (первый концерт состоялся 10 октября). Вскоре Владимира Рабея и Юрия Николаевского сменили Нина Баршай и Рудольф Баршай.

    С первых лет Квартет поражал разнообразием своего репертуара. Наряду с классическими квартетными опусами, музыканты практически сразу стали включать в свои программы произведения современных советских композиторов. Только за первые пять сезонов они исполнили около ста таких сочинений. Среди авторов, произведения которых играли музыканты Квартета, — Сергей Прокофьев, Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Моисей Вайнберг, Борис Чайковский, Герман Галынин, Юрий Левитин, Николай Пейко, Виссарион Шебалин, Эдисон Денисов, Альфред Шнитке и другие. Многие сочинения впервые прозвучали именно в исполнении Квартета и были ему посвящены. В программах коллектива рождалась история советской камерной музыки.

    В 1955 году, благодаря выдающемуся исполнению сочинений А. Бородина, коллектив получает свое имя – Квартет имени Бородина, которое сегодня во всем мире звучит как синоним высочайшего исполнительского мастерства. Второе десятилетие (1955–1965) становится временем стремительного творческого восхождения коллектива. К этому времени вторым скрипачом в ансамбле стал Ярослав Александров, а альтистом Дмитрий Шебалин – сын композитора Виссариона Яковлевича Шебалина. Новый состав (Ростислав Дубинский, Ярослав Александров, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский) просуществовал более 20 лет, до середины 70-х годов. Дмитрий Виссарионович Шебалин проиграл в Квартете 43 года, параллельно являясь профессором Московской консерватории и воспитав много известных исполнителей камерной музыки.

    В 1955 году Квартет имени Бородина впервые выехал за рубеж. За десять лет коллектив побывал в двадцати странах, включая  Чехословакию, Германию, Италию, Швецию, Финляндию, а также США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию. Всем концертам коллектива сопутствовал огромный успех. О «бородинцах» стали говорить как об одном из лучших квартетов мира.

    В 1950 году началось содружество Квартета со Святославом Рихтером, продлившееся более четырех десятилетий. В ансамбле с великим артистом было сыграно 83 концерта, исполнено и записано 14 сочинений, в том числе квинтеты Дворжака, Шостаковича, Франка, Шумана, Брамса, Регера, Копленда. Эти концерты и записи принадлежат к вершинам мирового исполнительства.

    В 1975 году покинул СССР Ростислав Дубинский — «первая скрипка» Квартета, который на протяжении первых 30 лет с момента основания являлся творческим вдохновителем Квартета. Именно с его именем связано зарождение собственного музыкального почерка «бородинцев». Его уход, естественно, стал ударом для коллектива. Примерно в то же время из-за болезни из Квартета был вынужден уйти и скрипач Ярослав Александров.

    Многие тогда говорили, что Квартету имени Бородина суждено прекратить свое существование. Однако коллектив выстоял. И возобновление после небольшого перерыва зарубежных гастролей ансамбля доказало, что ему удалось сохранить свои блестящие художественные достоинства. Первым скрипачом коллектива стал молодой музыкант Михаил Копельман, который уже являлся в то время концертмейстером оркестра Московской филармонии. Ярослава Александрова за вторым пультом сменил Андрей Абраменков, многие годы до этого игравший в Московском камерном оркестре под управлением Рудольфа Баршая. В новом составе «бородинцы» заново записали квартеты Бородина, и эта запись была признана в Великобритании лучшей записью года.

    Особая страница в жизни ансамбля – творческое сотрудничество с Дмитрием Шостаковичем, длившееся более 30 лет. «Бородинцы» исполняли его квартеты с самого начала своего творческого пути до последнего года жизни композитора, находясь в тесном контакте с автором. Последним публичным выступлением Шостаковича в качестве пианиста (на посвященном творчеству Шостаковича фестивале современной музыки в Горьком, 23 февраля 1964 года) было исполнение собственного Фортепианного квинтета совместно с музыкантами Квартета имени Бородина.

    «Бородинцы» поставили 15 квартетов Шостаковича вровень с такими великими образцами квартетной литературы, как цикл бетховенских квартетов. Благодаря им, квартеты Шостаковича прозвучали тысячи раз по всему земному шару.

    После смерти Шостаковича в 1975 году работа над произведениями композитора не была прекращена. «Шостакович у Квартета имени Бородина, как говорится, в крови...», — писал обозреватель кливлендской газеты Дональд Розенберг. Масштабный цикл «Все квартеты Шостаковича» был исполнен музыкантами (начиная с 1980 года) десятки раз в Москве, а также во многих городах России и мира — Лондоне, Мадриде, Венеции, Амстердаме, Сан-Франциско, Кёльне, Франкфурте-на-Майне, Вене, Лиссабоне, Цюрихе, Хельсинки, Париже, Нью-Йорке и многих других. Запись всех 15 квартетов Шостаковича, осуществленная «бородинцами» к 80-летию со дня рождения композитора (1986), также была переиздана ведущими звукозаписывающими компаниями мира — EMI и BMG. Начиная с середины 90-х годов, вновь происходит постепенное обновление и омоложение коллектива. В 1996 году «первой скрипкой» Квартета стал Рубен Агаронян, а Дмитрия Шебалина на позиции альта сменил Игорь Найдин. В 2007 году вместо Валентина Берлинского в Квартет пришел Владимир Бальшин. С 2011 года вместо Андрея Абраменкова в квартете играет Сергей Ломовский.

    В биографии Квартета — около семи тысяч концертов в СССР, России, десятках стран Европы, Азии, Америки, Австралии, которые посетили около миллиона слушателей, сотни записей, удостоенные самых престижных наград, участие в многочисленных музыкальных фестивалях в России и за рубежом («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», фестивали в Зальцбурге, Эдинбурге, Париже, Стамбуле, Бонне, Олдборо, Лондоне, Токио и многих других городах).

    С «бородинцами» выступали выдающиеся солисты прошлого и наших дней, среди которых Константин Игумнов, Генрих Нейгауз, Александр Гольденвейзер, Мария Юдина, Лев Оборин, Яков Зак, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Святослав Кнушевицкий, Мстислав Ростропович, Белла Давидович, Элисо Вирсаладзе, Наум Штаркман, Николай Петров, Михаил Плетнёв, Владимир Крайнев, Елизавета Леонская, Людмила Берлинская, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Наталия Гутман, Кристоф Эшенбах, Андраш Шифф, Менахем Пресслер, Трульс Мерк, Майкл Коллинз, Марио Брунелло, Сабина Майер, Олег Майзенберг, Алексей Любимов, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Володин.

    Диски Квартета вышли на фирмах Великобритании, Германии, Польши, Швеции, Японии, Новой Зеландии, России и США. В сумме они включают более ста сочинений.

    Коллектив сохраняет высочайший профессиональный уровень, особый «фирменный» почерк, неповторимый звук, непревзойденное искусство ансамбля. Перемены не изменили ни интенсивности концертной жизни, ни уровня выступлений «бородинцев». Значительным достижением Квартета стала запись всех квартетов Бетховена на английской фирмe Chandos. Недавно Квартет подписал контракт на запись всех квартетов Шостаковича с фирмой Decca. Первый диск цикла вышел в марте 2015 года.

    Большая заслуга в преемственности и сохранении традиций Квартета принадлежит одному из его основателей, Валентину Александровичу Берлинскому (1925–2008). Валентин Берлинский говорил, что, когда создавался коллектив, «идея была как раз в том, что Квартет должен существовать постоянно». Сам Валентин Александрович отдал игре в Квартете имени Бородина 62 года. Много сил он отдавал преподавательской и общественно-организаторской деятельности: был профессором Российской академии музыки имени Гнесиных, организатором и председателем жюри Конкурса квартетов имени Шостаковича, художественным руководителем Международного фестиваля искусств имени академика А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде.

    Свое 70-летие коллектив отметил выступлениями в важнейших концертных залах мира, таких как Консертгебау в Амстердаме, Концертхаус в Берлине, Музикферайн в Вене, Сите-де-ла-музик в Париже, Кёльнская филармония, Вигмор-холл в Лондоне, Альте-опера во Франкфурте, Московская консерватория, Мариинский зал Санкт-Петербурга, Тонхалле Цюриха; а также на фестивалях Шлезвиг-Гольштейн и Рейнгау в Германии, в Стамбуле,  Бергене и многих других.

    Государственный квартет имени Бородина — лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1968), Государственной премии СССР (1986), Премии мэрии Москвы (1998), Государственной премии России (2001).

    В 2015 году Квартет был награжден премией имени Д. Шостаковича в Горише (Германия) и премией Lifetime Achievement Award на Стамбульском музыкальном фестивале.

    Рубен Агаронян (1-я скрипка) — народный артист Армении, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Армении, Государственной премии России, кавалер Ордена Дружбы народов и Ордена Почета, профессор.

    Окончил Московскую консерваторию у Ю. Янкелевича и аспирантуру у Л. Когана. Лауреат международных конкурсов в Монреале, имени Дж. Энеску, имени П. И. Чайковского и других.

    Как солист гастролировал в городах СССР и России, странах СНГ, Европы, Азии, Америки. В его репертуаре — шедевры мировой скрипичной литературы, а также произведения современных армянских композиторов, некоторые из которых посвящены скрипачу.

    В 1982-1996 годах был художественным руководителем Государственного камерного оркестра Армении, с 1971 по 1996 — профессор Ереванской консерватории.

    Сергей Ломовский (2-я скрипка) окончил Московскую консерваторию по классу профессора Н. Бешкиной и аспирантуру по классу профессора С. Кравченко. Обладатель Гран-при Конкурса камерных ансамблей в Анконе (Италия) в составе «Московского струнного трио». Участник фестивалей камерной музыки в Европе и странах ближнего зарубежья, где выступал с В. Третьяковым, Ю. Башметом, М. Брунелло, С. Накаряковым и другими известными музыкантами. В 1992-2011 годах — концертмейстер группы вторых скрипок Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под  управлением Ю. Башмета. Награжден Почетным знаком «За достижения в культуре» Министерства культуры РФ.

    Игорь Найдин (альт) — заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

    Учился на скрипке в ЦМШ при Московской консерватории у профессора М. Глезаровой, затем в Московской консерватории по классу скрипки и одновременно по классу альта у профессора Ю. Башмета. Играл в Квартете Russo, сформировавшемся в классе М. Копельмана (занятия с квартетом проводили также В. Берлинский и Д. Шебалин).

    Лауреат международных квартетных конкурсов: «Концертино Прага», в Италии и И. Менухина в Лондоне, победитель Международного конкурса альтистов Ю. Башмета в Москве (1995). Преподает в Московской консерватории.

    Владимир Бальшин (виолончель) — заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов. Окончил Московскую консерваторию и аспирантуру (класс профессора Н. Шаховской). В составе Квартета Russo стал лауреатом международных конкурсов в Италии и конкурса И. Менухина в Лондоне. В 1994 году награжден специальным призом на Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже. Дипломант XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского, лауреат Международного конкурса виолончелистов имени А. Янигро (Загреб). В 1993-1998 годах играл в Камерном ансамбле «Солисты Москвы» под управлением Ю. Башмета. В 1998-2007 годах — солист ансамбля «Брамс-трио». Преподает в Московской консерватории.