С появлением в Москве Владимира
Юровского концертная жизнь заметно оживилась. Художественный руководитель и
главный дирижер Госоркестра России имени Светланова каждый свой выход на сцену
продумывает тщательно, используя в качестве инструментов великолепную логику и
отменный музыкальный вкус. Столичная аудитория уже привыкла к тому, что можно
не вчитываться в афишу концертов с участием маэстро, а просто покупать билет и
идти: будет интересно, бескомпромиссно качественно, и обязательно узнаешь
что-то новое. А если изучить, например, список сочинений, заявленный Юровским в
программе концерта 13 сентября, то обнаружится созвездие изумительных по красоте,
с ювелирной точностью подобранных редкостей.
Соединяя в одной программе музыку
Лядова, Мясковского, Дебюсси и Яначека, автор идеи отнюдь не стремится
шокировать нас эклектизмом. Напротив, каждое сочинение как нельзя лучше
отражает общий дух программы, посвященной 100-летию со дня начала Первой
мировой войны. Есть в этой программе и сюрприз – российская премьера
Скрипичного концерта английского композитора Габриэля Прокофьева, который
посвящает свой опус именно этой дате. Композитор в интервью газете «Известия»
так сформулировал свой подход к сочинению: «Я всегда ориентируюсь на формы классической музыки. Мой
подход — соединять академическую традицию с теми звуками, которые я слышу
вокруг, с народной музыкой моего времени. А мой фольклор — это хип-хоп, техно,
электромузыка. (…) Композиторы привыкли, что всякая их прихоть должна быть
удовлетворена, и пишут музыку, которую совершенно невозможно сыграть. Я хочу,
чтобы исполнители чувствовали себя частью музыки, а не машинами для ее
воспроизведения. Пожалуй, нам стоит вернуться назад, к выразительности, к
эмоциям и не зацикливаться на академизме». Донести до слушателей замысел
Прокофьева доверено известному британскому скрипачу Даниэлю Хоупу, а Владимир
Юровский, вне сомнения, создаст для музицирования самые комфортные условия, тем
более, что маэстро уже исполнял музыку Габриэля на знаменитом фестивале BBC Proms.