Александр Фисейский, Государственный академический камерный оркестр России, Алексей Уткин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Александр Фисейский,
    Государственный академический
    камерный оркестр России, Алексей Уткин

    13 марта 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:

    Моцарт, Вивальди, Б. Чайковский

    12+

    Абонемент №57:

    Музыка для органа с оркестром

    Александр Фисейский

    Заслуженный артист России, профессор Александр Фисейский (р. 1950) – исполнитель, педагог, организатор, исследователь.

    В 1975 году с отличием закончил Московскую консерваторию, где учился у выдающихся педагогов Веры Горностаевой (фортепиано) и Леонида Ройзмана (орган). С 1984 года – солист Московской филармонии. Выступал с крупнейшими оркестрами, солистами и певцами; его партнерами были Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марис Янсонс, Владимир Минин, Елена Образцова, Максим Федотов, Александр Князев, Маттиас Хёфс, Хансйорг Альбрехт, Эккарт Хаупт. Выступал более чем в 30 странах мира, среди которых Италия, Франция, Швейцария, Швеция, Великобритания, США, Канада, Япония. Сольные концерты Фисейского проходили в таких залах, как Национальный собор в Вашингтоне, Церковь св. Троицы в Нью-Йорке, Собор Парижской Богоматери, Собор св. Стефана в Вене, Кёльнский собор, Вестминстерское аббатство и Собор св. Павла в Лондоне, Королевский колледж в Кембридже и Колледж королевы в Оксфорде. 

    Органист участвовал в крупнейших музыкальных фестивалях, записал свыше 40 грампластинок и CD на исторических и современных органах, осуществил премьеры сочинений Бориса Чайковского, Родиона Щедрина, Олега Галахова, Михаила Коллонтая, Владимира Рябова, Вальтера Эрбахера, Манфреда Вайса, Максимилиана Кройца и других композиторов нашего времени. В нынешнем сезоне сольные концерты Фисейского проходят в музыкальных центрах Австрии, Германии, Италии, Испании, Польши и России.

    Значительные события исполнительской карьеры Александра Фисейского связаны с именем И. С. Баха. Этому композитору он посвятил свой первый сольный концерт, затем неоднократно исполнял цикл из всех органных сочинений Баха в городах России и бывшего СССР. В 2000 году Фисейский отметил 250-летие со дня смерти Баха уникальными сериями концертов, четыре раза сыграв все органные произведения великого немецкого композитора на его родине. В Дюссельдорфе этот цикл был исполнен Александром Фисейским в течение одного дня: начав уникальную акцию в 6.30 утра, он завершил ее в 1.30 ночи следующего дня, проведя за органом практически без перерыва 19 часов! CD с записью фрагментов дюссельдорфского «органного марафона» изданы немецкой фирмой Griola, а Фисейский занесен в Книгу рекордов планеты (российский аналог Книги рекордов Гиннесcа). В сезонах 2021–2024 гг. он исполняет цикл «Все органные сочинения И. С. Баха» (15 программ) в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве.

    Активную концертную деятельность Александр Фисейский совмещает с педагогической работой в Российской академии музыки имени Гнесиных. Он проводит мастер-классы и выступает с лекциями в ведущих консерваториях мира (в Лондоне, Вене, Гамбурге, Балтиморе), принимает участие в работе жюри органных конкурсов в Канаде, Великобритании, Германии, Польше и России. Инициатор и вдохновитель ряда международных фестивалей органной музыки в нашей стране. В 2005–2020 гг. проводил в Зале Чайковского фестиваль «Девять веков органа» с участием ведущих зарубежных солистов; с 2006 года в РАМ имени Гнесиных проводит ежегодный Международный симпозиум «Орган в XXI веке», Международный фестиваль «Музыкальное приношение И. С. Баху», Международный конкурс органистов имени В. Ф. Одоевского, Международный конкурс органистов имени Л. И. Ройзмана и Международный конкурс клавесинистов имени А. Е. Майкапара. В 2019 году по инициативе Александра Фисейского был учреждён ежегодный Всероссийский день органа.

    Важнейшей частью просветительской деятельности Фисейского является пропаганда национального органного наследия: семинары и мастер-классы по русской музыке в зарубежных вузах, запись CD «200 лет русской органной музыки», выпуск трехтомника «Органная музыка в России» в издательстве Bärenreiter (Германия). В 2006 году Фисейский провел семинар по русской музыке для участников съезда Американской гильдии органистов в Чикаго. В марте 2009 года увидела свет монография Фисейского «Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. – 1800 год)». В апреле 2022 года Фисейский представлял Россию на Международном онлайн-фестивале органной музыки (IOOF); в рамках форума, участниками которого были 25 авторитетных органистов из разных стран, Фисейский выступил с сольным концертом, провел лекцию и мастер-класс по русской органной музыке.

    Александр Фисейский пользуется огромным авторитетом среди российских и зарубежных органистов. Он избирался вице-президентом Ассоциации органистов СССР (1987–1991), Президентом Ассоциации органистов и органных мастеров Москвы (1988–1994).

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    XV Международный фестиваль
    «Девять веков органа».
    Александр Фисейский

    21.02.2020

    В программе:
    И. С. Бах
    Токката и фуга ми мажор, BWV 566
    Канонические вариации на тему рождественской песни Vom Himmel hoch, da komm’ ich her, BWV 769
    Ария фа мажор (по Ф.Куперену), BWV 587
    Концерт до мажор (по А.Вивальди), BWV 594
    Мендельсон
    Соната ре минор, соч. 65 № 6
    Франк
    Пастораль ми мажор, соч. 19
    Видор
    Токката из Симфонии № 5

    «Филармония-2». Концертный зал имени С. В. Рахманинова

    Александр Фисейский

    01.12.2018

    В программе:
    И. С. Бах
    Органная месса

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    ХIV Международный фестиваль
    «Девять веков органа».
    333-летию со дня
    рождения И. С. Баха посвящается

    Режиссерская версия

    18.11.2018

    В программе:
    И. С. Бах
    Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531
    Хоральные обработки: Lobt Gott, ihr Christen, allzugleich, BWV 732, Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 723, Jesu, meine Freude, BWV 713, Liebster Jesu, wir sind hier, BWV 706 Allein Gott in der Höh’ sei Ehr’, BWV 711, Ein’ feste Burg ist unser Gott, BWV 720
    Фуга на тему Магнификата, BWV 733
    Маленький гармонический лабиринт, BWV 591
    Токката и фуга ре минор («дорийская»), BWV 538
    Партита на тему хорала „O Gott, du frommer Gott“, BWV 767
    Трио-соната соль мажор, BWV 530
    Прелюдия и фуга ми минор, BWV 548

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Константин Алекс,
    Государственный академический
    камерный оркестр России, Алексей Уткин

    07.04.2019

    Гендель Концерт для органа, струнных и basso continuo фа мажор, HWV 292

    В программе:
    Гендель
    Концерт для органа, струнных и basso continuo фа мажор, HWV 292
    Респиги
    Сюита в старинном стиле для струнных и органа
    Моцарт
    Церковная соната № 2 си-бемоль мажор, K 68
    Рейнбергер
    Концерт № 1 для органа и оркестра фа мажор, соч. 137

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Александр Князев,
    Государственный академический
    камерный оркестр России, Алексей Уткин

    06.03.2019

    Бах Бранденбургский концерт № 3, BWV 1048

    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 3, BWV 1048
    Концерт для органа, струнных и basso continuo соль минор, BWV 1058
    Гендель
    Концерт № 3 для гобоя, струнных и basso continuo соль минор, HWV 287
    Концерт для органа, струнных и basso continuo соль минор, HWV 289
    М. Гайдн
    Дивертисмент для гобоя, альта, контрабаса и клавесина до мажор, MH 179
    Гайдн
    Концерт для органа с оркестром ре мажор, Hob. XVIII:2

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    XIII Международный фестиваль
    «Девять веков органа».
    Александр Фисейский

    03.12.2017

    Бах Хоральные прелюдии для органа, BWV 669-689

    В программе:
    И. С. Бах
    Хоральные прелюдии для органа, BWV 669-689
    Прелюдия и фуга для органа ми-бемоль мажор, BWV 552

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    XII Международный фестиваль
    «Девять веков органа».
    И.С.Бах и немецкий романтизм.
    Александр Фисейский

    04.12.2016

    В программе:
    И. С. Бах
    Прелюдия соль мажор, BWV 568
    Партита на тему хорала „Ach, was soll ich Sünder machen?“, BWV 770
    Фантазия соль мажор, BWV 572
    Хоральная фантазия „Aus der Tiefe rufe ich“, BWV 745
    Пассакалия до минор, BWV 582
    Мендельсон
    Соната до минор, соч. 65, № 2
    Брамс
    Три хоральные прелюдии, соч. 122
    Вагнер
    Прощание Вотана и Сцена заклинания огня из оперы «Валькирия»