Концерт отменён. Оливье Латри, ГАКОР, Алексей Уткин : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Концерт отменён.
    Оливье Латри,
    ГАКОР, Алексей Уткин

    3 апреля 2020

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Корретт
    Концерт для органа и струнных до мажор
    Моцарт
    Три церковные сонаты:
    Соната до мажор, К 328;
    Соната фа мажор, К 224;
    Соната до мажор, К 336
    Гайдн
    Концерт для органа с оркестром до мажор, Hob.XVIII: 1
    Кошеро
    «Болеро» для органа и ударных
    Пуленк
    Концерт для органа, литавр и струнных соль минор

    12+

    Абонемент №57:

    Музыка для органа с оркестром

    Оливье Латри – центральная фигура французской органной школы. Хотя музыканту еще нет и шестидесяти, он давно входит в число наиболее авторитетных органистов мира и постепенно переходит в статус легенды. Бòльшую часть жизни Латри служит титулярным органистом парижского собора Нотр-Дам, на протяжении 35 лет занимая одну из самых ответственных, почетных и престижных позиций в органном мире. Он в совершенстве владеет грандиозным инструментом собора, впечатляя слушателей исполнением классического репертуара, собственных переложений и органных импровизаций. 

    Подобно ряду своих выдающихся предшественников, в первую очередь недавно ушедшему Жану Гийу, Латри не ограничивается выступлениями в соборе; его миссия намного масштабнее – он несет европейскую органную культуру (французскую в частности) широкой аудитории. За годы неустанной концертной деятельности он выступил более чем в 50 странах на 5 континентах. Во всем мире ждут новых встреч с выдающимся музыкантом, покоряющим феноменальной техникой, артистическим темпераментом и глубокой музыкальностью. Латри обожает публика и высоко ценит профессиональное сообщество, ему многократно доверяли честь инаугурации органов крупнейших концертных залов Европы и Америки. 

    Российские любители органной музыки не раз имели счастье слушать Латри в Москве. В сезоне 2019/20 он выступит в концерте абонемента «Музыка для органа с оркестром». Его программа отражает индивидуальность музыканта: она эффектна, увлекательна и имеет серьезное просветительное значение. Хотя эпоху классицизма не принято ассоциировать с органной музыкой, Латри предлагает познакомиться с сочинениями Гайдна, Моцарта и их современника француза Мишеля Коррета, чтобы показать, в каких амплуа орган был востребован после смерти И. С. Баха. Французскую традицию также представляет популярный Концерт для органа, струнных и литавр Пуленка и концерт Пьера Кошеро – выдающегося музыканта, которого Латри сменил на посту органиста собора Нотр-Дам в 1985 году. 

    Оливье Латри

    Оливье Латри —  выдающийся французский музыкант, органист  Нотр-Дам де Пари,  профессор Парижской консерватории, почетный солист Монреальского симфонического оркестра. Он ведет насыщенную концертную жизнь, выступает в престижных залах и на известных фестивалях, играет в сопровождении ведущих мировых оркестров.

    Музыкант родился в 1962 году в городе Булонь-сюр-Мер, там же получил первоначальное образование. Когда Оливье было 16 лет, он одержал победу на конкурсе пианистов  и  собирался продолжить обучение в Парижской консерватории на фортепианном факультете. Однако он выбрал другое направление и поступил в Академию музыки г. Сен-Мор-де-Фоссе, в класс знаменитого органиста Гастона Литеза.  Выступления мэтраОливье слышал еще в детстве, когда органист приезжал с концертами в Булонь-сюр-Мер. По признанию Латри, именно те впечатления оказали решающее влияние на выбор профессии.

    После окончания консерватории Оливье Латри несколько лет играл в Кафедральном соборе города Мо. В 23 года, пройдя сложнейший конкурс,  он получил почетную должность одного из трех органистов Собора Парижской Богоматери. В этом качестве музыкант работает уже  30 лет. Его коллегами являются известные исполнители — Филипп Лефевр и Жан-Пьер Легё.

    В 1990 году Оливье Латри становится профессором Академии  музыки в Сен-Мор-де-Фоссе, сменив своего наставника Гастона Литеза. А  через 5 лет получает органный класс в Парижской консерватории, придя на смену Мишелю Шапюи.

     Концерты Оливье Латри проходят более чем в 50 странах мира на пяти континентах.

    Он выступал на открытии новых органов в концертных залах  Verizon Hall (Филадельфия),  Дворце искусств в Будапеште,  Musikverein в Вене,  Royal Festival Hall в Лондоне.  В 2014 году он исполнил серию сольных концертов на новом органе в зале Maison symphonique в Монреале.

    В своем репертуаре музыкант стремится охватить органную музыку разных школ и эпох. Особенно прославился он искусством импровизации, что позволило критикам сравнивать Латри с выдающимися музыкантами прошлого — Шарлем Турнемиром и Пьером Кошеро. Игру молодого О. Латри оценил выдающийся композитор ХХ века Оливье Мессиан,  назвавший его «новым Марселем Дюпре». В 2000 году, в память о композиторе  Латри провел уникальную серию концертов, исполнив все органные сочинения Мессиана в главных соборах Парижа, Лондона и Нью-Йорка. За этими выступлениями последовала запись всех произведений Мессиана, осуществленная на лейбле Deutsche Grammohpone.

    Дискография органиста также включает произведения Баха, Моцарта, Франка, Видора, Вьерна, Литеза, Дюруфле (полное собрание сочинений), Пуленка, Барбера. В последний по времени альбом «Три века органа в Нотр-Дам де Пари» вошла музыка органистов и композиторов, работавших в разное время в Соборе Парижской Богоматери. 

    В знак признания выдающейся исполнительской и преподавательской деятельности Оливье Латри получил множество престижных наград и званий, включая Prix de la Fondation Cino et Simone Del Duca от Института Франции — Академии изящных искусств (2000);  почетную степень доктора музыки в нескольких учебных заведениях  Великобритании: Северной школе музыки, Мидлендс-школе и Королевском колледже органистов. Он был представлен к награде «Международный исполнитель 2009 года» от американской гильдии органистов в Нью-Йорке,  а также получил почетную степень доктора музыки в Университете Макгилла в Монреале (2010).

    Государственный академический камерный оркестр России

    Оркестр создан всемирно известным альтистом и дирижером Рудольфом Баршаем. Он объединил молодых талантливых московских музыкантов в первый в СССР камерный оркестр, созданный по образцу европейских коллективов (в частности, гастролировавшего в сентябре 1955 года в Москве камерного оркестра из ФРГ под управлением Вильгельма Штросса). Официальный дебют Московского камерного оркестра (так поначалу назывался коллектив) состоялся 2 апреля 1956 года в Малом зале Московской консерватории, в феврале 1957 года он вошел в штат Московской филармонии.

    «Камерный оркестр представляет удивительное совершенство музыки и исполнения. Характерным для артистов Московского камерного оркестра является единство истории и современности: не искажая текста и духа старинной музыки, артисты делают ее современной и юной для наших слушателей», – писал Дмитрий Шостакович.

    В 1950–60-х годах в оркестре под руководством Рудольфа Баршая играли такие известные солисты, как скрипачи Борис Шульгин (первый концертмейстер МКО), Лев Маркиз, Владимир Рабей, Андрей Абраменков, альтист Генрих Талалян, виолончелисты Алла Васильева, Борис Доброхотов, контрабасист Леопольд Андреев, флейтисты Александр Корнеев и Наум Зайдель, гобоист Альберт Зайонц, валторнист Борис Афанасьев, органист и клавесинист Сергей Дижур, а также многие другие.

    Помимо исполнения и многочисленных записей музыки европейского барокко, русской и западной классики, сочинений зарубежных композиторов ХХ века (многие из которых были впервые сыграны в СССР), коллектив активно пропагандировал музыку современных отечественных авторов: Николая Ракова, Юрия Левитина, Георгия Свиридова, Кара Караева, Мечислава Вайнберга, Александра Локшина, Германа Галынина, Револя Бунина, Бориса Чайковского, Эдисона Денисова, Витаутаса Баркаускаса, Яана Ряэтса, Альфреда Шнитке и других. Многие композиторы создавали музыку специально для Московского камерного оркестра, в частности Дмитрий Шостакович – Четырнадцатую симфонию, премьеру которой коллектив под управлением Баршая исполнил 29 сентября 1969 года в Ленинграде.

    После отъезда Рудольфа Баршая за рубеж в 1976 году оркестром руководили Игорь Безродный (1977–1981), Евгений Непало (1981–1983), Виктор Третьяков (1983–1990), Андрей Корсаков (1990–1991), Константин Орбелян (1991–2009). В 1983 году он был переименован в Государственный камерный оркестр СССР, а в 1994 году удостоен звания «академический».

    Сегодня ГАКО – один из ведущих камерных коллективов России. Оркестр выступал в Великобритании, Германии, Нидерландах, Италии, Франции, Швейцарии, США, Канаде, Японии, ЮАР, странах Скандинавии и Юго-Восточной Азии. Его концерты проходили на таких престижных сценах, как Консертгебау в Амстердаме, Альте Опер во Франкфурте, Шаушпильхаус в Берлине, Зал королевы Елизаветы в Лондоне, зал Плейель в Париже, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Дэвис-холл в Сан-Франциско, Сантори-холл в Токио. Коллектив представлял Россию на Международном фестивале в честь 50-летия образования ООН (1995) и на Международном экономическом форуме в Давосе (1998).

    С оркестром выступали пианисты Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лев Оборин, Мария Гринберг, Николай Петров, Владимир Крайнев, Элисо Вирсаладзе, Михаил Плетнёв, Борис Березовский, Фредди Кемпф, Джон Лилл, Штефан Владар; скрипачи Давид Ойстрах, Иегуди Менухин, Леонид Коган, Олег Каган, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков; альтист Юрий Башмет; виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Борис Пергаменщиков, Гаспар Кассадо, Антонио Менезес; арфистка Ольга Эрдели; певцы Нина Дорлиак, Зара Долуханова, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Галина Писаренко, Александр Ведерников, Маквала Касрашвили, Николай Гедда, Рене Флеминг, Роберто Аланья, Дмитрий Хворостовский; флейтисты Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй; саксофонист Федерико Мондельчи; трубач Тимофей Докшицер и многие другие известные солисты, ансамбли и дирижеры.

    Оркестром создана впечатляющая коллекция звукозаписей на радио и в студии, охватывающая самый широкий репертуар – от музыки барокко до произведений российских и зарубежных композиторов ХХ века. Записи осуществлены на фирмах «Мелодия», Chandos, Philips и других. К 50-летию коллектива на студии Delos выпущена серия из 30 CD.

    В январе 2010 года художественным руководителем оркестра стал известный гобоист и дирижер Алексей Уткин. За годы его руководства произошло значительное обновление оркестра, существенно расширился репертуар. В программах коллектива «Страсти по Матфею» Баха, мессы Гайдна и Вивальди, симфонии и концерты Моцарта и Боккерини соседствуют с современной академической музыкой, композициями на темы рок-групп, этно-музыкой и саундтреками. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В 2021 году оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении) со всемирно известными солистами и дирижером Кристофером Мулдсом.

    В сезоне 2023/24 коллектив принимает участие в концертах абонементов «Язык музыки», «Бах. Гендель», «Вечера органной музыки», «Семейство струнных», «Музыкальные проделки» и других. С оркестром выступают дирижеры Филипп Чижевский, Екатерина Антоненко, пианисты Константин Емельянов, Филипп Копачевский, скрипач Даниил Коган, виолончелисты Александр Рамм, Нарек Ахназарян, органист Александр Фисейский, вокальный ансамбль Intrada и другие известные исполнители.

    Алексей Уткин

    Алексей Уткин родился в 1957 году в Москве. Учился в Центральной музыкальной школе. Окончил Московскую консерваторию (1980) и аспирантуру (1983) по классу гобоя у Анатолия Петрова. Школа, которую прошел молодой гобоист в камерном оркестре «Виртуозы Москвы», блестящее музыкальное образование, природное дарование – все это сделало его заметной фигурой в музыкальном мире. Уткин – один из музыкантов, которым довелось вывести гобой в качестве сольного инструмента на мировую сцену.

    Исполнив большинство сольных сочинений, написанных для гобоя, Уткин стал расширять диапазон и возможности инструмента за счет переложений. В репертуаре Уткина – сочинения Баха и Гайдна, Вивальди и Моцарта, Рихарда Штрауса, Шостаковича, Бруха, Бриттена. Среди сценических партнеров маэстро – Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Хайнц Холлигер, Жан-Кристоф Спинози, Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Александр Рудин, Радован Влаткович, Валерий Попов, Елена Образцова, Дэвид Дэниелс, Дмитрий Хворостовский, Кристиан Захариас, Фредерик Кемпф, Борис Березовский, Виктор Третьяков, Давид Фрэ, Игорь Четуев. Уткину аплодировали Карнеги-холл и Эвери Фишер-холл (Нью-Йорк), Консертгебау (Амстердам), Дворец каталонской музыки (Барселона), Национальный концертный зал (Мадрид), Академия Санта-Чечилия (Рим), Театр Елисейских Полей (Париж), зал «Геркулес» (Мюнхен), Бетховенский зал (Бонн). 

    Многие программы Уткина записаны на CD, в том числе концерты И. С. Баха для гобоя и гобоя д’амур, сочинения Россини, Паскулли, Вивальди, Сальери, «Каприччио» Пендерецкого. В конце 1990-х, продолжая сотрудничать с «Виртуозами Москвы», Уткин начинает самостоятельную карьеру и в 2000 году создает ансамбль «Эрмитаж». С этим коллективом маэстро дал множество концертов и записал 12 CD для лейбла Caro Mitis, в том числе сочинения И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха, Моцарта, Гайдна, Р. Штрауса, Шостаковича, Бриттена.

    В 2010 году Уткин возглавил Государственный академический камерный оркестр России. Сохраняя традиции коллектива, Уткин видит себя не только в роли художественного руководителя и дирижера, но и в роли солиста, первого среди равных. Работу в оркестре маэстро начал с расширения стилистического и жанрового диапазона исполняемых произведений. В 2011 и 2015 годах оркестр под управлением Уткина аккомпанировал пианистам – участникам второго тура Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В сезоне 2021/22 оркестр участвовал в фестивале Московской филармонии «Георг Фридрих Гендель: мир горний и мир дольний» (оперы «Роделинда», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь в Египте» в концертном исполнении).

    Уткин продолжает работу над переложениями для гобоя известных произведений. За последние годы Уткин побывал с концертами в самых разных уголках нашей страны – от Калининграда до Владивостока. Новые идеи и поиски Уткина нашли отражение в таких программах, как Ost West Fantasy для камерного оркестра, электрогитары, бас-гитары, индийской тростниковой флейты и ударных; «Праздничный дивертисмент-сказка» Андрея Рубцова (для камерного оркестра, детского хора, электрогитары и ударных) и других. Дружба с актером Александром Филиппенко послужила импульсом к созданию программы «Отражение в воде», в основу которой легли «Крохотки» Александра Солженицына и Прелюдии Шостаковича.

    В 2016 году Уткин стал лауреатом Премии Москвы в области литературы и искусства в номинации «Музыкальное искусство» за вклад в развитие отечественного музыкального искусства и популяризацию классической музыки на концертных площадках города Москвы. Заслуженный артист Российской Федерации (2022). Профессор Московской консерватории. Играет на уникальном гобое фирмы «F. LOREE», старейшей фирмы, специализирующейся на производстве гобоев. Этот инструмент специально для музыканта изготовил прославленный французский мастер, владелец фирмы Алан де Гурдон.