В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
11 ноября 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №18:
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан
В сезоне 2018/19 Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского стал первым региональным коллективом, получившим персональный абонемент в Московской филармонии. Масштабные программы, яркие солисты и высочайший класс исполнения сразу привлекли к нему внимание меломанов. 11 ноября шедеврами позднего романтизма оркестр открывает свой второй филармонический цикл.
Густав Малер и Рихард Штраус — великие современники, чья музыка определяла лицо эпохи рубежа веков, выдающиеся дирижеры и мастера симфонического оркестра, упивавшиеся его грандиозными звуковыми возможностями. Это редкий случай дружбы и поддержки двух гениев, исполнявших сочинения друг друга. Малер не раз дирижировал штраусовской поэмой «Смерть и просветление», впоследствии ставшей популярным произведением симфонического репертуара, Штраус активно пропагандировал малеровские симфонии.
«Штраус и я копаем тоннель с разных сторон одной горы, и однажды мы встретимся», — говорил Малер. Теперь их сочинения часто встречаются в концертах, и эти встречи всегда не случайны. Концепция Пятой симфонии Малера во многом близка названной поэме: она начинается с темы смерти («Траурного марша») и заканчивается просветлением — упоительной красотой знаменитого Адажиетто и блестящим триумфом Финала. О том же — «Четыре последние песни» Штрауса, написанные композитором за год до кончины: сочинение справедливо называют одним из самых прекрасных прощаний в истории музыки. Слова прощания будут звучать в исполнении солистки Мариинского театра Анастасии Калагиной, в репертуаре которой — и центральные партии в операх Штрауса, и сольные партии в симфониях Малера.
Анастасия Калагина окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова и Академию молодых оперных певцов Мариинского театра.
Победительница V Международного конкурса молодых оперных певцов имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (2002), лауреат Международного конкурса вокалистов в Китае (2005), обладательница специального приза Международного конкурса вокалистов имени С. Монюшко в Варшаве (2001) и премии «Новые голоса Montblanc» (2008).
С 2007 года – солистка оперной труппы Мариинского театра. Исполняет партии: Марфа («Царская невеста»), Снегурочка («Снегурочка»), Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане»), Наташа («Война и мир»), Нинетта («Любовь к трем апельсинам»), Луиза («Обручение в монастыре»), Адина («Любовный напиток»), Норина («Дон Паскуале»), Мадам Кортезе («Путешествие в Реймс»), Джильда («Риголетто»), Нанетта («Фальстаф»), Микаэла и Фраскита («Кармен»), Тереза («Бенвенуто Челлини»), Илия («Идоменей, царь Критский»), Сюзанна, Графиня («Свадьба Фигаро»), Церлина («Дон Жуан»), Памина («Волшебная флейта»), Птичка («Зигфрид»), Софи («Кавалер розы»), Цербинетта и Наяда («Ариадна на Наксосе»), Антония («Сказки Гофмана»), Мелизанда («Пеллеас и Мелизанда»), Лолита («Лолита»).
В концертном репертуаре певицы – партии сопрано в «Страстях по Матфею» Баха, оратории «Илия» Мендельсона, Второй, Четвертой и Восьмой симфониях Малера, Реквиемах Моцарта и Форе, «Немецком реквиеме» Брамса, Stabat Mater Дворжака, кантате «Кармина Бурана» Орфа, романсы и песни русских и зарубежных композиторов.
Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову: по его инициативе в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин. После смерти Натана Григорьевича в 1979 году с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижера был приглашен народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров, который проработал в оркестре 25 лет. В 2010 году, после смерти Фуата Шакировича, новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский (с 2016 года – народный артист России, с 2020 – народный артист Республики Татарстан, с 2021 – профессор Казанской государственной консерватории), с которым Государственный симфонический оркестр Татарстана начал свой 45-й сезон. В 2021 году коллективу присвоено звание «академический».
С приходом Александра Сладковского начался новый этап в истории оркестра. Организованные ГАСО РТ международные музыкальные фестивали – «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, Органный фестиваль, а также фестивали «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас» признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательные проекты для школьников Казани «Детская музыкальная азбука от А до Я» с Артёмом Варгафтиком, «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительные проекты «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.
В числе творческих партнеров оркестра – Ильдар Абдразаков, Борис Андрианов, Борис Березовский, Игорь Бутман, Аида Гарифуллина, Хибла Герзмава, Вероника Джиоева, Пласидо Доминго, Барри Дуглас, Симона Кермес, Сергей Крылов, Василий Ладюк, Николай Луганский, Миша Майский, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Эдвард Радзинский, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Максим Рысанов, Николай Цнайдер, Суми Чо, Альбина Шагимуратова и другие известные артисты и деятели культуры.
С оркестром выступали дирижеры Юрий Башмет, Владимир Альтшулер, Михаэль Гюттлер, Кен-Дэвид Мазур, Кристофер Мулдс, Андрес Мустонен, Кшиштоф Пендерецкий, Марк Пиолле, Владимир Спиваков, Эрнст Тайс, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Кристиан Ярви, Фредди Кадена и многие другие.
ГАСО РТ под руководством Александра Сладковского стал первым российским региональным коллективом, чьи выступления записаны телеканалами Medici.tv и Mezzo. Записи концертов оркестра под управлением Александра Сладковского регулярно транслируются на радио «Орфей», BBC Radio 3 и телеканале «Культура».
Коллектив принимал участие в фестивалях в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), La folle journée («Безумный день») в Японии и Франции. В 2016 году в рамках европейского турне оркестр впервые дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В 2015–2023 гг. ГАСО РТ и Александр Сладковский побывали с гастролями в Турции, Словакии, Швейцарии, Германии, Испании, ОАЭ, Омане, Китае.
В 2012 году оркестр выпустил два альбома под лейблами Sony Music и RCA Red Seal, в 2016 году на фирме «Мелодия» записал три симфонии Малера (№№ 1, 5, 9), все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича. В 2020 году осуществил запись всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского, приуроченную к 180-летию со дня рождения композитора, и симфонических произведений Рахманинова (Sony Classical). Концерты-презентации бокс-сета «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция» прошли в марте 2021 года в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В июле 2021 года состоялась запись всех симфоний Бетховена и русских балетов Стравинского. В марте 2023 года состоялся релиз альбома Rachmaninoff, выпущенного ГАСО РТ и Александром Сладковским на виниле к 150-летию со дня рождения композитора.
Сегодня Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского – первый и единственный региональный оркестр, проводящий собственный ежегодный абонемент в Московской филармонии.
Александр Сладковский родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Лауреат III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999).
Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Ассистировал Марису Янсонсу и Мстиславу Ростроповичу. В 2004–2006 гг. – главный дирижер Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, в 2006–2010 гг. – дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
С 2010 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (в 2021 году оркестру присвоено звание «академический»). Маэстро радикально изменил ситуацию в коллективе, значительно повысив его статус в музыкально-общественной жизни страны. ГАСО РТ – первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. Он также стал первым и остается единственным региональным оркестром, проводящим собственный абонемент в Московской филармонии.
В 2016 году в рамках европейского турне ГАСО РТ впервые дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В 2014 и 2019 годах оркестр и Александр Сладковский приняли участие в фестивале «Безумный день» (La folle journée) в Японии и Франции, в 2019 году – в Международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антероне (Франция). В 2015–2023 гг. ГАСО РТ и Александр Сладковский гастролировали в Турции, Словакии, Швейцарии, Германии, Испании, ОАЭ, Омане и Китае.
В 2012 году оркестр под управлением Александра Сладковского выпустил «Антологию музыки композиторов Татарстана» и альбом «Просветление» под лейблами Sony Music и RCA Red Seal Records. В 2016 году под управлением маэстро на фирме «Мелодия» были записаны три симфонии Малера, все симфонии и концерты Шостаковича. Весной 2020 года состоялся релиз всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского на фирме Sony Classical. В августе оркестр и маэстро записали для Sony оркестровые сочинения Рахманинова, в июле 2021-го – все симфонии Бетховена и русские балеты Стравинского. В марте 2023 года состоялся релиз альбома Rachmaninoff, выпущенного ГАСО РТ и Александром Сладковским на виниле к 150-летию со дня рождения композитора.
Осенью 2019 года Александр Сладковский выступил дирижером-постановщиком оперы «Травиата» Верди в московском театре «Геликон-опера» (режиссер – Дмитрий Бертман).
Основатель и художественный руководитель музыкальных фестивалей «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, Органного фестиваля. Учредитель проекта «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательных проектов для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительных проектов «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.
Удостоен почетных званий «Народный артист Российской Федерации» (2016) и «Народный артист Республики Татарстан» (2020), премии Олега Янковского «Творческое открытие» (2012), ордена «Дуслык» – «Дружба» за особые заслуги перед Республикой Татарстан (2015), Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень» (2019). Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
С 2021/22 учебного года – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. В 2022 году стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижер».