В сезоне 2018/19 Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского стал первым региональным коллективом, получившим персональный абонемент в Московской филармонии. Масштабные программы, яркие солисты и высочайший класс исполнения сразу привлекли к нему внимание меломанов. 11 ноября шедеврами позднего романтизма оркестр открывает свой второй филармонический цикл.
Густав Малер и Рихард Штраус — великие современники, чья музыка определяла лицо эпохи рубежа веков, выдающиеся дирижеры и мастера симфонического оркестра, упивавшиеся его грандиозными звуковыми возможностями. Это редкий случай дружбы и поддержки двух гениев, исполнявших сочинения друг друга. Малер не раз дирижировал штраусовской поэмой «Смерть и просветление», впоследствии ставшей популярным произведением симфонического репертуара, Штраус активно пропагандировал малеровские симфонии.
«Штраус и я копаем тоннель с разных сторон одной горы, и однажды мы встретимся», — говорил Малер. Теперь их сочинения часто встречаются в концертах, и эти встречи всегда не случайны. Концепция Пятой симфонии Малера во многом близка названной поэме: она начинается с темы смерти («Траурного марша») и заканчивается просветлением — упоительной красотой знаменитого Адажиетто и блестящим триумфом Финала. О том же — «Четыре последние песни» Штрауса, написанные композитором за год до кончины: сочинение справедливо называют одним из самых прекрасных прощаний в истории музыки. Слова прощания будут звучать в исполнении солистки Мариинского театра Анастасии Калагиной, в репертуаре которой — и центральные партии в операх Штрауса, и сольные партии в симфониях Малера.