Уважаемые слушатели, информацию о процедуре возврата билетов
на отмененные концерты вы можете посмотреть здесь.
Берегите себя и будьте здоровы!
8 октября 2014
Камерный зал Филармонии
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетОльга Томилова (гобой)
Владислав Песин (скрипка)
Юрий Мартынов (клавесин)
Абонемент №177:
Музыка во дворцах и на площадях
В 1713 году в Веймар вернулся из Италии наследный герцог Иоганн Эрнст, привезя с собой множество нот итальянских композиторов. Будучи сам музыкантом и композитором, наследный герцог, конечно же, тесно общался с Иоганном Себастьяном Бахом, состоящим в то время на службе у его отца. Знакомство с музыкой итальянских мастеров побудили И.С.Баха написать несколько произведений на темы из их произведений, а ряд скрипичных концертов Вивальди обработать как сольные клавесинные концерты.
В предлагаемом вашему вниманию концерте вы услышите обработки И.С.Баха музыки итальянских композиторов эпохи барокко и непосредственно те произведения, которые явились основой этих обработок.
Олег Худяков — флейтист (исполнитель на старинных и современных флейтах), педагог, дирижер, заведующий кафедрой струнных, духовых и ударных инструментов Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, доцент.
Олег Худяков окончил Московскую консерваторию в 1975 году (класс Ю. Н. Должикова). Как дирижер стажировался на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории. В настоящее время проходит стажировку при Нижегородской консерватории у А. М. Скульского.
Будучи студентом, Олег Худяков работал в Московском камерном музыкальном театре, где принимал участие в постановке оперы Д. Д. Шостаковича «Нос» (при участии автора).
Олег Худяков играл в ведущих московских оркестрах. В 1975 году он поступил в Государственный симфонический оркестр СССР под руководством Е. Светланова, где сыграл свыше 1000 концертов, а также принимал участие в записи знаменитой серии «Антологии русской музыки» (около 100 компакт-дисков). В 1990 году был приглашен в недавно созданный Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнёва. Принимал участие в записях Российского национального оркестра на фирме Deutsche Grammophon. С 2003 года работал в Национальном филармоническом оркестре России под руководством В. Спивакова. Музыкант выступал также под управлением таких выдающихся дирижеров, как Г. Рождественский, К. Кондрашин, К. Элиасберг, Б. Хайкин, Н. Рахлин, К. Мазур, Ю. Темирканов, В. Гергиев и другие. Олег Худяков — первый исполнитель произведений ряда современных композиторов, в том числе Концерта С. Губайдулиной (в России и Японии).
В конце 1970-х годов Олег Худяков одним из первых в России начал давать концерты на аутентичной барочной траверс-флейте (в составе ансамбля Moscow Baroque Quartet совместно с А. Любимовым, Т. Гринденко и А. Гринденко). В 1991 году организовал ансамбль аутентичного направления «Орфарион». С 1997 года Олег Худяков является дирижером и музыкальным руководителем оперных и балетных постановок на сцене летнего исторического театра «Московского музея-усадьбы Останкино». На условиях антрепризы ансамбль под руководством О. Худякова представил в «Московском Музее-усадьбе Останкино» оперу-балет Рамо «Пигмалион», балет Глюка «Дон Жуан», мелодраму Фомина «Орфей», оперы Гретри «Говорящая картина», Сарти «Эней в Лацио», реконструированную оперу О. Козловского «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила», впервые исполненную в 1795 году именно на «останкинской» сцене, мировую премьеру реконструкции оперы Моцарта «Каирский гусь», а также множество концертных программ.
С 1997 года Олег Худяков преподает в Московской консерватории. Среди его учеников — флейтисты ведущих московских симфонических оркестров. С 2010 года Худяков — декан Факультета исторического и современного исполнительского искусства.
Ансамбль солистов «Орфарион» был создан в 1991 году флейтистом и дирижёром Олегом Худяковым и объединил в себе музыкантов, органично сочетающих академические принципы исполнения с современным опытом аутентики.
Имя ансамблю дал старинный щипковый инструмент орфарион, название которого происходит от имен двух античных музыкантов – мифологического Орфея и Ариона, древнегреческого поэта, известного своим искусством игры на лире. С конца XVI в. орфарион использовался в Англии, Франции и Италии для исполнения партии basso-continuo. Использование щипковых инструментов в партии basso-continuo является одним из основных принципов ансамбля «Орфарион».
В репертуаре «Орфариона» музыка ХVIII и ХIХ веков. Особое внимание музыканты уделяют изучению эпохи Екатерины II, во время правления которой (1762-1796), как писал историк В.О.Ключевский, «в русском обществе пробуждаются эстетические вкусы, развивается охота к чтению, к романам, романсам, музыке, к занятиям, питающим чувства, а чувства предтечи идей».
Ансамблем создан ряд эксклюзивных программ, в их числе: «Музыкальный салон Екатерины Великой», «А.С.Пушкин и его современники», «Пора нам в оперу скорей!» (по музыкальным произведениям, упоминаемым А.С.Пушкиным в трагедии «Моцарт и Сальери»), спектакль «Я помню чудное мгновенье» (по «Запискам» М.И.Глинки), спектакль «Всегда Ваш, Моцарт!» (по переписке Моцарта с отцом), программа из произведений С.И.Танеева (к 150-летию со дня рождения композитора).
«Орфарион» принимал участие в международных фестивалях, проходивших в Утрехте (Нидерланды), Шопроне (Венгрия), Рундале-Риге (Латвия), Дюссельдорфе (Германия) и в Москве («Декабрьские вечера»). Ансамбль является постоянным участником фестиваля «Шереметьевские сезоны», каждое лето проходящем в «Московском Музее-усадьбе Останкино» в уникальном историческом театре, на сцене которого в конце XVIII века представлялись оперы многих композиторов того времени, в том числе Глюка, Гретри, Сальери.
На условиях антрепризы ансамбль под руководством О.Худякова представил в «Московском Музее-усадьбе Останкино» оперу-балет Рамо «Пигмалион», балет Глюка «Дон Жуан», оперу Гретри «Говорящая картина», мелодраму Фомина «Орфей», оперу Козловского «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила», впервые исполненную в 1795 г. именно на «останкинской» сцене, мировую премьеру реконструкции оперы Моцарта «Каирский гусь», а также множество концертных программ.
Эксклюзивная программа ансамбля – «Музыкальный салон Екатерины Великой» – была записана на компакт-диск фирмой Opus 111. В 2007 году в Камерном зале Московской филармонии состоялась презентация нового компакт-диска коллектива, в который вошли сочинения Осипа Козловского (к 250-летию со дня рождения композитора).
Юрий Мартынов известен как исполнитель, искусно владеющий фортепиано и различными историческими клавишными инструментами. Обладает огромным репертуаром, включающим в себя музыку XVI–XX веков.
Юрий Мартынов окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории (класс фортепиано профессора Сергея Дижура), затем Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского с отличием (класс фортепиано профессора Михаила Воскресенского, класс органа профессора Алексея Паршина, класс камерного ансамбля профессора Тиграна Алиханова), в 1992–1994 гг. обучался в ассистентуре-стажировке консерватории под руководством профессора Михаила Воскресенского.
В 1993–1994 гг. стажировался во Франции у профессора Ильтона Вьюниски по специальностям «клавесин» и «basso continuo» в Высшей школе музыки Бобиньи и Консерватории имени Клода Дебюсси в Париже (дипломы с отличием). Лауреат международных конкурсов имени Марии Канальс в Барселоне, имени Эннио Поррино в Кальяри, имени В. А. Моцарта в Зальцбурге и др. С 1989 года выступает в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, стран СНГ, Европы, а также Японии и США.
В числе партнеров Юрия Мартынова по сцене – Алексей Любимов, Александр Рудин, Марио Брунелло, Наталия Гутман, Петер Шрайер, Сигизмунд Кёйкен, Дмитрий Лисс, Хироко Иноуэ, Барнабаш Келемен. В 2000 году Юрий Мартынов создал PLAYel-трио совместно с Дмитрием Соколовым и Сергеем Фильченко (с 2006 года скрипачом в трио является Владислав Песин).
Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», EarlyMusic (Санкт-Петербург), Моцартовском фестивале в Вюрцбурге, Сан-Суси в Потсдаме (Германия), в Рейнгау (Германия), Raritäten der Klaviermusik в Хузуме (Германия), Autour de piano-fortе (Ла Ферте-Видам, Франция), «Дни старинной музыки Concerto Koeln», Барочном фестивале в Вантаа (Финляндия), Рождественском фестивале в Йорке (Великобритания), II Международном Метнер-фестивале, Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия), фестивале камерной музыки в Капошваре (Венгрия) и многих других.
С 1994 года преподает в Московской консерватории (с 2003 года – доцент, в 2006–2010 годах – заведующий кафедрой клавишных инструментов и камерного ансамбля Факультета исторического и современного исполнительского искусства). Разработал программу дисциплины «Исторический специальный инструмент (клавесин + историческое фортепиано)» совместно с Александрой Кореневой. Проводит мастер-классы во многих городах России, а также в США, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Хорватии, Турции, Казахстане. Регулярно принимает участие в программе «Музыкальное передвижничество» Российского фонда культуры.
Дискография Юрия Мартынова насчитывает 20 CD, записанных и выпущенных на известных отечественных и зарубежных звукозаписывающих фирмах. С 2011 года эксклюзивные права на выпуск записей музыканта принадлежат компании Outhere Music. Он осуществил также фондовые записи для радио «Орфей», Би-би-си, Западногерманского Радио (WDR) и др. Юрий Мартынов является первым и единственным исполнителем, записавшим все симфонии Бетховена в транскрипции Листа для фортепиано соло на инструментах соответствующей эпохи. Диски музыканта были удостоены самых престижных международных наград музыкальной критики: BBC Monthly Choice, Choc de la Musique, 5 diapason и Diapason d’or, «5 звезд» британской газеты Guardian и др.
Юрий Мартынов первым в России исполнил весь «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха на клавикорде, а также впервые познакомил российскую публику с рядом сольных и камерных произведений Питера Филипса, Томаса Таллиса, Иоганна Шоберта, Антона Эберля, Ивана Прача и других композиторов. Он подготовил и провел ряд уникальных программ, в числе которых пастиччо-концерты Моцарта для клавесина с оркестром, авторские транскрипции И. С. Баха его собственных скрипичных и лютневых сочинений, программа «Французская арка» из сочинений Куперена и Рамо на клавесине и обращенных к ним сочинений Дебюсси и Равеля на фортепиано и др.