Московский камерный оркестр Musica Viva, Томас Цетмайр, Александр Рудин : Московская государственная академическая филармония

    Московский камерный оркестр
    Musica Viva, Томас Цетмайр, Александр Рудин

    26 октября 2018

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Полная версия доступна в Личном кабинете

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — эксклюзивные видеозаписи
    • — история просмотров
    • — собственные плейлисты
    • — синхронизация с мобильным приложением
    Московский камерный оркестр
    Musica Viva
    Дирижёр и солист – Томас Цетмайр (скрипка)
    Дирижёр и солист – Александр Рудин (виолончель)

    Вступительное слово Юлиан Макаров

    В программе:
    Лист
    «Испанская рапсодия» (версия для оркестра)
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 77
    Сальери
    «Испанская фолия» для оркестра
    Дворжак
    Концерт для виолончели с оркестром си минор, соч. 104, B. 191

    12+

    Абонемент №45:

    К 40-летию оркестра. Московский камерный оркестр Musica Viva. Шедевры и премьеры

    Московский камерный оркестр Musica Viva

    История оркестра Musica Viva ведет отсчет с 1978 года, когда скрипач и дирижер Виктор Корначев основал ансамбль из девяти человек, недавних выпускников московских музыкальных вузов. В 1988 году коллектив, к тому моменту выросший в оркестр, возглавил дирижер и виолончелист Александр Рудин, давший ему имя Musica Viva. Под его руководством оркестр обрел уникальный творческий облик, достиг высочайшего исполнительского уровня и вошел в число ведущих в России.

    Сегодня Musica Viva – универсальный музыкальный коллектив, свободно чувствующий себя в самых разных стилях и жанрах. Квинтэссенцией творческих проектов оркестра стал концертный цикл «Шедевры и премьеры» в Московской филармонии: в программах абонемента широко известные сочинения звучат свежо, будто исполняются впервые, а музыкальные раритеты становятся подлинными открытиями для публики. В 2011 году появился цикл «Серебряная классика»; его основу составляют произведения, которые не вошли в золотой репертуарный фонд, хотя и достойны этого. В рамках цикла проходит молодежная программа, представляющая лауреатов европейских международных конкурсов, а также ежегодные «Виолончельные ассамблеи», к участию в которых Александр Рудин приглашает своих коллег-виолончелистов. 

    Значительное место в репертуаре оркестра занимают незаслуженно забытые произведения: в исполнении Musica Viva впервые в России прозвучали сочинения К. Ф. Э. Баха, Чимарозы, Диттерсдорфа, Дюссека, Плейеля, Триклира, Фолькмана, Козловского, Фомина, Виельгорского, Алябьева, Дегтярева и многих других. Musica Viva также знакомит слушателей с лучшими страницами современной музыки: оркестр осуществил мировые и российские премьеры сочинений Артёмова, Пярта, Саллинена, Сильвестрова, Маноцкова, Ахунова, Андрея Головина и других. 

    В течение последнего десятилетия Musica Viva успешно осуществляет крупные проекты – оперы в концертном исполнении и оратории. Под руководством Александра Рудина в Москве звучали оратории «Сотворение мира» и «Времена года» Гайдна, оперы «Идоменей» Моцарта, «Оберон» Вебера, «Фиделио» Бетховена, Реквием Шумана, оратории «Торжествующая Юдифь» Вивальди и «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярева. Впервые в России были исполнены кантата Генделя «Аполлон и Дафна» и его серената «Ацис, Галатея и Полифем», а также серената «Марк Антоний и Клеопатра» и оратория «Паломники ко Гробу Господню» Хассе. В сотрудничестве с британским маэстро Кристофером Мулдсом были осуществлены российские премьеры опер Генделя «Орландо», «Ариодант» и оратории «Геркулес». 

    Musica Viva привлекает к сотрудничеству крупнейших музыкантов мира, в их числе Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Владимир Юровский, Андраш Адориан, Роберт Левин, Андреас Штайер, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, Иван Монигетти, Николай Луганский, Борис Березовский, Алексей Любимов, Джулиано Карминьола, Изабель Фауст, Руль Дильтинс, Томас Цетмайр, Кристиан Тецлафф, Шломо Минц, примадонны мировой оперной сцены Джойс Дидонато, Анник Массис, Вивика Жено, Дебора Йорк, Сьюзен Грэм, Малена Эрнман, Стефани д’Устрак, Хибла Герзмава, Юлия Лежнева. С оркестром выступали всемирно известные хоры Collegium Vocale Gent и «Латвия», а также российский вокальный ансамбль Intrada. 

    Musica Viva – постоянный участник международных музыкальных фестивалей, в том числе всемирно известных «Безумных дней», проходящих во Франции, Испании, Японии, Польше, России (Екатеринбург). Коллектив гастролировал в Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании, Бельгии, Японии, Латвии, Чехии, Словении, Финляндии, Турции, Индии, на Тайване. Ежегодно выступает в городах России. 

    Оркестром записано более двадцати дисков, в том числе для лейблов «Русский cезон», Olympia, Hyperion, Naxos, Chandos, Тudor, Fuga Libera, «Мелодия». Среди недавних успешных записей коллектива – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019, Naxos). Особый интерес в дискографии оркестра представляют записи с Александром Рудиным в качестве солиста. В их числе виолончельные концерты Жан-Бальтазара Триклира, Мясковского, Антонина Крафта, композиторов эпохи барокко (в том числе Иоганна Адольфа Хассе, Карла Филиппа Эмануэля Баха, Иоганна Вильгельма Хертеля и др.). «Григ-альбом» знакомит слушателей также с Рудиным – мастером оркестровки: в записи представлены его оркестровые версии камерных сочинений норвежского классика. 

    В сезоне 2018/19 оркестр Musica Viva отметил 40 лет со дня основания. В течение многих лет его деятельность поддерживается грантом Президента Российской Федерации.

    Томас Цетмайр

    Томас Цетмайр – всемирно известный скрипач, дирижер и исполнитель камерной музыки. Родился в 1961 году в Зальцбурге. Учился в зальцбургском Моцартеуме, участвовал в мастер-классах Франца Самохила, Макса Росталя и Натана Мильштейна. В 1977 году дебютировал на Зальцбургском фестивале, в 1978 году завоевал I премию на Втором международном конкурсе имени Моцарта в Зальцбурге. 

    В 1978 году состоялся дебют музыканта на сцене венского Музикферайна, с тех пор он выступает как солист на самых прославленных сценах Европы, включая лондонский Ройял Фестивал-холл, венский Концертхаус, Мюнхенскую филармонию и др. Сотрудничал с выдающимися дирижерами, среди которых Даниэль Баренбойм, Кристоф фон Донаньи, Франс Брюгген, Джон Элиот Гардинер, Николаус Арнонкур, Чарльз Маккеррас, Кент Нагано, Саймон Рэттл, Эса-Пекка Салонен и др. В камерных ансамблях играл с Альфредом Бренделем, Генрихом Шиффом, Сиприаном Катсарисом. Постоянно играет в дуэте с женой, альтисткой Рут Киллиус, в 1994 году организовал «Цетмайр-квартет» с ее участием.

    Цетмайр уделяет большое внимание современной музыке. Первый исполнитель скрипичных концертов Джеймса Диллона, Ханса-Юргена фон Бозе, посвященного ему Концерта Хайнца Холлигера и др. Летом 2012 года на Зальцбургском фестивале Цетмайр представил мировую премьеру Двойного концерта для скрипки и альта Холлигера с Венским филармоническим оркестром (партия альта – Рут Киллиус), дал сольный концерт и выступил в составе «Цетмайр-квартета». 

    В качестве приглашенного дирижера Цетмайр сотрудничает с такими известными коллективами, как Венгерский национальный филармонический оркестр, Национальный оркестр Лиона, оркестр Варшавской национальной филармонии, оркестр Халле в Манчестере, Бамбергский симфонический, Гамбургский филармонический, Роттердамский филармонический, симфонические оркестры Финского и Баварского радио, берлинского Концертхауса, Страсбургский филармонический оркестр, Camerata Salzburg, камерные оркестры Лозанны, Штутгарта, Нидерландского радио, венский «Тонкюнстлер-оркестр», Английский камерный оркестр. 

    В 2002–2014 гг. возглавлял британский оркестр «Северная Симфония» в Ньюкасле (в 2013 году коллективу пожалован титул «Королевский»), гастролировал с этим коллективом в Нидерландах, скандинавских странах, Германии, России и Гонконге, выпустил несколько компакт-дисков в качестве дирижера и солиста. С 2014 года – почетный дирижер коллектива. 

    В 2012–2015 гг. – главный дирижер Камерного оркестра Парижа. С 2010 года – постоянный творческий партнер Камерного оркестра Сент-Пола (Миннесота, США). С сезона 2016/17 – главный дирижер оркестра Musikkollegium в Винтертуре (Швейцария). С сезона 2019/20 – главный дирижер Штутгартского камерного оркестра. 

    В дискографии Томаса Цетмайра представлена значительная часть основного скрипичного репертуара, многие его записи удостоены престижных наград. Среди них Скрипичный концерт Шимановского с Бирмингемским симфоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла (премия Gramophone, 1997), квартеты Шумана (Gramophone, 2003), Скрипичный концерт “Canto di speranza” Циммермана с оркестром Западногерманского радио под управлением Хайнца Холлигера (Diapason d’Or de l’Année, 2009), 24 каприса Паганини (Премия немецких критиков звукозаписи, MIDEM Classic Award, 2010), Скрипичный концерт Элгара с оркестром Халле (Манчестер) под управлением Марка Элдера (премия Gramophone, 2010), Скрипичные концерты Моцарта с «Оркестром XVIII века» под управлением Франса Брюггена (2009), альбом музыки XX века «Манто и мадригалы» с Рут Киллиус (2011) и др. 

    Музыкант удостоен Премии немецких критиков звукозаписи за достижения в исполнительском искусстве (2005), премии Карла Бёма от Федеральной земли Штирия (2007). Почетный доктор Высшей школы музыки имени Ференца Листа в Веймаре (Германия) и Университета Ньюкасла (Великобритания).

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко).

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983). Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер камерного оркестра Musica Viva. 

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России были представлены произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. 

    Крупнейшим событием московской музыкальной жизни стал концерт, посвященный 50-летию Рудина, состоявшийся 22 ноября 2010 года. В течение вечера музыкант представил две российские премьеры (Концерт для виолончели с оркестром до мажор Вагензайля, Две пьесы для виолончели с оркестром Сибелиуса), а также пять крупных виолончельных концертов – Гайдна, К. Ф. Э. Баха, Крафта, Шостаковича, Дворжака. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова. 

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), La Follе Journée (Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 дисков. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. Последний релиз – альбом симфоний Иоганна Стамица (Naxos, 2019). 

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 – профессор. Неоднократно был членом жюри международных конкурсов, в том числе X, XI и XII (председатель жюри виолончелистов) Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001) и Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Звёзды XXI века

    25.01.2014

    В программе:
    Мусоргский
    «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина»
    Прокофьев
    Симфония-концерт для виолончели с оркестром
    ми минор, соч. 125
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром ре минор, соч. 30

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Симфонические шлягеры

    17.01.2014

    В программе:
    Брамс
    Концерт для скрипки с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 4

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти жертв авиакатастрофы в Казани.
    Государственный симфонический
    оркестр Республики Татарстан,
    Александр Сладковский,
    Александр Гаврилюк (фортепиано)

    26.12.2013

    В программе:
    Рахманинов
    «Остров мертвых», симфоническая картина по картине А.Бёклина

    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром
    П. И. Чайковский
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Академический симфонический
    оркестр Московской филармонии,
    Юрий Симонов, Виктор Третьяков (скрипка)

    24.12.2013

    В программе:
    П. И. Чайковский
    «Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
    Прокофьев
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Глазунов
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Под покровом музыки.
    Государственный академический
    Большой симфонический оркестр
    имени П.И.Чайковского,
    Владимир Федосеев,
    Александр Князев

    20.12.2013

    В программе:
    А. Хачатурян
    (110 лет со дня рождения)

    Сюита из музыки балета «Гаянэ»
    Сюита из музыки балета «Спартак»
    Сюита из музыки к драме М.Лермонтова «Маскарад»
    Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Академический симфонический оркестр Московской филармонии,
    дирижер – Юрий Симонов,
    Даниил Трифонов

    Режиссерская версия

    16.12.2013

    В программе:
    Шопен
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Шмидт
    Симфония № 2 (1-е исполнение в России)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Российский национальный оркестр,
    Шон Эдвардс, Павел Гомзяков

    Режиссерская версия

    14.12.2013

    В программе:
    Берлиоз
    «Король Лир», увертюра
    Бриттен
    (100 лет со дня рождения)
    Симфония для виолончели с оркестром
    Сибелиус
    Симфония № 1

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Мартин Хельмхен (фортепиано)

    08.11.2013

    В программе:
    Шуман
    Увертюра к опере «Геновева»
    Бетховен
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром
    Шуман
    Увертюра, Скерцо и Финал для оркестра
    Мендельсон
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Молодые таланты

    07.12.2013

    В программе:
    Бетховен
    Концерт для скрипки с оркестром
    Рахманинов
    Концерт № 3 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением П.Когана (К 70-летию коллектива)

    29.11.2013

    В программе:
    Шуман
    Концерт для фортепиано с оркестром
    Р. Штраус
    «Тиль Уленшпигель», симфоническая поэма
    Дворжак
    Симфония № 8