В продаже абонемент Musica sacra nova
Абонемент №163:
Персона – композитор
Музыкальный театр композитора Сергея Жукова
Пианистка, которая играет на рояле и поет («Стихомания»). Певица, которая поет и играет на рояле (“AveMaria”).
А вместе они пытаются раскрыть тайну двух магических квадратов (“Kryptos”) — знаменитого “SATOR”, древнейшего из буквенных талисманов, присутствующего в Большом Квадрате царя Соломона, а также цифрового квадрата, изображенного на картине А. Дюрера «Меланхолия».
Но не только это.
«Стихомания», 2010
моноспектакль
по мотивам стихотворений Лены Элтанг
В арсенале пианистки присутствует детское пианино, печатная машинка, швейная машинка, дырокол… Эти атрибуты домашнего быта помогают воссоздать атмосферу творческой кухни, заглянуть в таинственный мир подсознания художника. Из мерного постукивания швейной машинки на наших глазах рождаются ритмы, из стука печатной машинки вылетают рифмы, детское пианино рождает интонацию.
Плетется неповторимая вязь завораживающих стихотворных ритмов и смыслов удивительного поэта Лены Элтанг
«Стихомания» — это попытка взглянуть на акт творчества со стороны, попытка проследить процесс создания художественного опуса, попытка проникновения в звуковой мир поэта и/или композитора, в котором музыкальная и поэтическая интонация еще не разделены, в котором пульсация ритма едина и для слова и для звука, в котором бытовые звуки могут становиться носителями музыкальных образов. Это мир, предстоящий появлению звуковой ткани, мир, в котором дыхание ещё не стало интонацией, интонация еще не проявилась в слове, а слово не наполнилось смыслом» (авторский комментарий).
Ave Maria, 2013
сценическая
композиция для женского голоса, рояля и саундтрека
«В сочинении Сергея Жукова «Аvе Маriа» на сцене — одна исполнительница, которая помимо вокала и актерского воплощения образа временами занята игрой на каком-либо из двух роялей (один препарирован). Кроме того, все это органично встраивается в фонограмму (композитор называет ее «саундгреком»), где вместе с обработанным голосом звучит виртуальный рояль. В результате, по сути сольная сцена парадоксально обрастает объемной, многоголосной звуковой материей. В какие-то моменты кажется, что это не фиксированная фонограмма, а интерактивная электроника, преобразовывающая голос и фортепиано в реальном времени. «Ауе Maria» Жукова — глубинная и где-то экзальтированная католическая молитва, но с русским народным (славянско-языческим) акцентом. А также периодическим цитированием знаменитой до-мажорной прелюдии И. С. Баха из I тома «ХТК» (причем в сознании она, естественно, достраивается мелодией Ш. Гуно, не цитируемой, но подразумеваемой). Сочинение продолжает серию работ композитора в жанре инструментального театра. По его словам, в известном смысле оно является зеркальным отражением моноспектакля «Стихомания», в котором пианистка должна не только играть на рояле, но и петь (в «Аvе Мariа» обратная ситуация)» (И. Северина).
Kryptos, 2016
композиция
для голоса и препарированного рояля
«Эмблема внутренней гармонии чисел, представляемых как олицетворение космических энергий. Через сопоставление чисел и планет выражается и идея мировой гармонии. Магические квадраты принято считать математическим выражением влияния соответствующей планеты. В магическом квадрате, соответствующем определенной планете, сумма чисел вдоль любого столбца, строки и двух больших диагоналей равна одному и тому же числу. Конфигурация квадрата определяется числовым рядом для каждой планеты. Магия талисманов приняла за основу планетарные квадраты, клетки которых заполнялись числами или буквами.
Существует также система символов (печатей) для каждого квадрата, устанавливающая взаимосвязь между числовыми значениями и буквами алфавита, составляющими имена ангелов. Обычно в церемониальной магии используются эти семь магических квадратов, которые называют квадратами Совершенной Силы или квадратами Планетарных разумов. Считается, что в квадратах Планетарных разумов заложена великая истина, открыв которую человек может вернуться к первоначальной, «адамической» свободе» (Шессо Ренно «Математика для мистиков. Тайны сакральной геометрии»).
Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт.
Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».
Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради).
Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям.
Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019).
Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др.
Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.
Элеонора Теплухина – выпускница Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (классы Я. И. Мильштейна и С. С. Алумяна), лауреат международных конкурсов, обладательница премий «За лучшую романтическую интерпретацию» (Италия) и золотой медали «За сотрудничество и вклад в развитие и пропаганду современной музыки» Московского союза композиторов, дипломант фестивалей современной и камерной музыки.
Пианистка гастролирует в России, в странах Европы, в Израиле, Японии, Мексике. Она выступала с известными музыкантами, среди которых дирижёры Саулюс Сондецкис, Владимир Федосеев, Владимир Понькин, Владимир Зива, солисты Большого театра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».
Обширная дискография пианистки включает произведения Рубинштейна, Рахманинова, Бетховена, Равеля, Шумана, Чайковского, Барбера и других композиторов. Многие современные авторы доверяют ей премьеры своих сочинений, их записи хранятся в Гостелерадиофонде России.
Элеонора Теплухина принимала участие в музыкальных телепрограммах, передаче, посвящённой Международному фестивалю современной музыки «Московская осень» на телеканале «Культура». Её выступления транслировались на радио «Орфей» и «Голос России».
Мария Биорк окончила Государственное музыкальное училище имени Гнесиных (2004, Отделение хорового народного пения) и РАТИ-ГИТИС (2009, Факультет эстрады, мастерская В. Назарова). Во время учебы на втором курсе начала работать в Театре Наций (спектакли «Шведская спичка», «Сиротливый запад», «Фарс мажорный концерт», «Песни военных лет»). Сотрудничала с Московским Губернским театром (спектакль «Хулиган. Исповедь»), театральной компанией «Золотой лев» (мюзикл «”Цокотуха” не по-детски» С. Жукова), Центром драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина (спектакль «Русалка») и Государственным музыкальным театром под руководством В. Назарова. Снималась в фильмах «Turbo» (2011), «Кто такой господин Сосов» (2012), «Зимний путь» (2012), «Последний из сарацинн» (2014), «Давай меняться» (2015) и «Золотая рыбка» (2016).
Редкие вокальные данные в сочетании с актерским мастерством позволяют Марии участвовать в самых сложных и неожиданных музыкальных и театральных проектах. В ее репертуаре и фольклор, и джаз, и эстрада, и современная академическая музыка.
В 2012 году Мария Биорк стала солисткой группы «Paellera», исполняющей испанскую, португальскую, итальянскую и африканскую музыку. Вместе с группой она принимает участие в проектах театра «Апарте», театральном фестивале «Твой шанс» и фестивале «Усадьба Джаз». В 2013 году на Международном фестивале «Московская осень» Мария участвовала в премьерах микро-оперы американского композитора Р. Камерон-Вульфа «Me Marie» и «Ave Maria» российского композитора С. Жукова.
Артистка принимала участие в мультимедийном проекте В. Панкова «Война», осуществленном в честь 100-летия начала Первой Мировой войны и ставшем одним из самых ярких событий Международного театрального фестиваля в Эдинбурге (2015). В 2016 году она участвовала в премьерном показе рок-оперы Э. Артемьева «Преступление и наказание», сыграв роль Сони Мармеладовой (режиссер А. Кончаловский).
В сочинении «Ave Maria», которое было написано Сергеем Жуковым специально для М. Биорк, перед певицей поставлена сверхзадача рассказать историю человеческого духа, его взлетах и падениях, отчаяниях и надеждах. Многократно повторяя канонический текст, певица как будто проносит сквозь века живущее в глубинах человеческой души молитвенное чувство. И при этом решает массу сложнейших технических задач, которые заключает в себя авторская партитура. Она то поет под собственный аккомпанемент на рояле, то под сопровождение фонограммы, в которой продублирован ее собственный голос, обработанный электроникой.