Персона – композитор
Сергей Жуков

среда, 19:00

Андрей Устинов представление и интервью

Элеонора Теплухина фортепиано

Мария Биорк сопрано

В программе:

Жуков
"Kryptos" для голоса и препарированного рояля (премьера)
"Ave Maria", сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека
«Стихомания», моноспектакль по мотивам стихотворений Лены Элтанг

Абонемент продан

Музыкальный театр композитора Сергея Жукова

Пианистка, которая играет на рояле и поет («Стихомания»). Певица, которая поет и играет на рояле (“AveMaria”).

А вместе они пытаются раскрыть тайну двух магических квадратов (“Kryptos”) — знаменитого “SATOR”, древнейшего из буквенных талисманов, присутствующего в Большом Квадрате царя Соломона, а также цифрового квадрата, изображенного на картине А. Дюрера «Меланхолия».

Но не только это.

«Стихомания», 2010
моноспектакль по мотивам стихотворений Лены Элтанг

В арсенале пианистки присутствует детское пианино, печатная машинка, швейная машинка, дырокол…  Эти атрибуты домашнего быта помогают воссоздать атмосферу творческой кухни, заглянуть  в таинственный мир подсознания художника. Из мерного постукивания швейной машинки на наших глазах рождаются ритмы, из стука печатной машинки вылетают рифмы, детское пианино рождает интонацию. 

Плетется неповторимая вязь завораживающих стихотворных ритмов и смыслов удивительного поэта Лены Элтанг

«Стихомания» — это попытка взглянуть на акт творчества со стороны, попытка проследить процесс создания художественного опуса, попытка проникновения в звуковой мир поэта и/или композитора, в котором музыкальная и поэтическая интонация еще не разделены, в котором пульсация ритма едина и для слова и для звука, в котором бытовые звуки могут  становиться носителями музыкальных образов. Это мир, предстоящий появлению звуковой ткани, мир, в котором дыхание ещё не стало интонацией, интонация еще не проявилась в слове, а слово не наполнилось смыслом» (авторский комментарий).

Ave Maria, 2013
сценическая композиция для женского голоса, рояля и саундтрека

«В сочинении Сергея Жукова «Аvе Маriа» на сцене — одна исполнительница, которая помимо вокала и актерского воплощения образа временами занята игрой на каком-либо из двух роялей (один препарирован). Кроме того, все это органично встраивается в фонограмму (композитор называет ее «саундгреком»), где вместе с обработанным голосом звучит виртуальный рояль. В результате, по сути сольная сцена парадоксально обрастает объемной, многоголосной звуковой материей. В какие-то моменты кажется, что это не фиксированная фонограмма, а интерактивная электроника, преобразовывающая голос и фортепиано в реальном времени. «Ауе Maria» Жукова — глубинная и где-то экзальтированная католическая молитва, но с русским народным (славянско-языческим) акцентом. А также периодическим цитированием знаменитой до-мажорной прелюдии И. С. Баха из I тома «ХТК» (причем в сознании она, естественно, достраивается мелодией Ш. Гуно, не цитируемой, но подразумеваемой). Сочинение продолжает серию работ композитора в жанре инструментального театра. По его словам, в известном смысле оно является зеркальным отражением моноспектакля «Стихомания», в котором пианистка должна не только играть на рояле, но и петь (в «Аvе Мariа» обратная ситуация)» (И. Северина).

Kryptos, 2016
композиция для голоса и препарированного рояля

«Эмблема внутренней гармонии чисел, представляемых как олицетворение космических энергий. Через сопоставление чисел и планет выражается и идея мировой гармонии. Магические квадраты принято считать математическим выражением влияния соответствующей планеты. В магическом квадрате, соответствующем определенной планете, сумма чисел вдоль любого столбца, строки и двух больших диагоналей равна одному и тому же числу. Конфигурация квадрата определяется числовым рядом для каждой планеты. Магия талисманов приняла за основу планетарные квадраты, клетки которых заполнялись числами или буквами.

Существует также система символов (печатей) для каждого квадрата, устанавливающая взаимосвязь между числовыми значениями и буквами алфавита, составляющими имена ангелов. Обычно в церемониальной магии используются эти семь магических квадратов, которые называют квадратами Совершенной Силы или квадратами Планетарных разумов. Считается, что в квадратах Планетарных разумов заложена великая истина, открыв которую человек может вернуться к первоначальной, «адамической» свободе» (Шессо Ренно «Математика для мистиков. Тайны сакральной геометрии»).

Другие
концерты этого абонемента