Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Национальный филармонический
оркестр России, Станислав Кочановский, Надежда Гулицкая

четверг, 19:00

В программе:

Рихард Штраус
«Метаморфозы» – этюд для 23 солирующих струнных инструментов

Мартину
«Памятник Лидице» – симфоническая тризна

Вайнберг
Симфония № 21 («Кадиш») для сопрано и оркестра

Памяти жертв Холокоста
Абонемент продан

Харизматичного российского дирижера Станислава Кочановского называют «одним из главных героев музыкальной жизни ближайшего будущего» и «настоящим феноменом». Международная карьера дирижера стремительно развивается и в симфоническом, и в оперном репертуаре. Летом 2017 года он дебютировал на всемирно известном фестивале в Вербье с оперой «Евгений Онегин» Чайковского, через год там же представил «Риголетто» Верди. Выступает с Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), филармоническими оркестрами Осло и Бирмингема, Королевским оркестром Стокгольма, Оркестром де Пари и другими всемирно известными коллективами. С НФОР маэстро сотрудничает уже несколько лет, ежегодно предлагая московским слушателям неординарные программы, и выступит с оркестром в рамках именного абонемента коллектива в Зале Чайковского.


8 декабря исполнилось сто лет со дня рождения Мечислава Вайнберга – автора 17 струнных квартетов, более чем 20 симфоний, нескольких опер и балетов. В первые постсоветские годы его музыку играли редко, возрождение интереса к ней началось лишь десять лет назад. Теперь она звучит во всем мире и в течение нынешнего сезона исполняется по всей России, в том числе в концертах Московской филармонии. Двадцать первая – последняя законченная симфония Вайнберга – носит название «Кадиш» и посвящена памяти погибших в Варшавском гетто. В симфонию вошел ряд страниц музыки Вайнберга – выдающегося кинокомпозитора – к фильму «Отче наш». В минувшем году запись «Кадиша» выпустила крупнейшая мировая фирма Deutsche Grammophon – еще один важный этап всемирного признания музыки Вайнберга. А московское исполнение симфонии станет одним из крупнейших событий проекта «Год Вайнберга в России».

Оплакиванию жертв войны посвящены и два других номера программы. «Памятник Лидице» Богуслав Мартину создавал как монумент чешской деревне, в один день стертой нацистами с лица земли, где за живописностью симфонической картины слышны страшные в своей правдивости сцены. Мартину узнал о трагедии в Америке, 3 августа 1943 года он закончил сочинение, вскоре оно было исполнено Нью-Йоркским филармоническим оркестром. На родине автора пьеса впервые прозвучала 14 марта 1946 года, в седьмую годовщину германской оккупации Чехословакии. В конце звучит короткий мотив, напоминающий «тему судьбы» из Пятой симфонии Бетховена. Без оглядки на Бетховена не обошлись и «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, воспринявшего поражение Германии как крушение старого мира и гибель великого романтического искусства. «Метаморфозы» написаны в последние месяцы Второй мировой войны под впечатлением от бомбардировки Мюнхена, родного города композитора, и разрушения Дома Гёте в Веймаре; произведение стало погребальной песнью по немецкой культуре. Цитата из Траурного марша «Героической» симфонии Бетховена сопровождается авторской пометкой “In memoriam!” – «В память!».