Национальный филармонический
оркестр России, Станислав Кочановский, Надежда Гулицкая

четверг, 19:00

В программе:

Рихард Штраус
«Метаморфозы» – этюд для 23 солирующих струнных инструментов

Мартину
«Памятник Лидице» – симфоническая тризна

Вайнберг
Симфония № 21 («Кадиш») для сопрано и оркестра

Памяти жертв Холокоста
Абонемент продан

Харизматичного российского дирижера Станислава Кочановского называют «одним из главных героев музыкальной жизни ближайшего будущего» и «настоящим феноменом». Международная карьера дирижера стремительно развивается и в симфоническом, и в оперном репертуаре. Летом 2017 года он дебютировал на всемирно известном фестивале в Вербье с оперой «Евгений Онегин» Чайковского, через год там же представил «Риголетто» Верди. Выступает с Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), филармоническими оркестрами Осло и Бирмингема, Королевским оркестром Стокгольма, Оркестром де Пари и другими всемирно известными коллективами. С НФОР маэстро сотрудничает уже несколько лет, ежегодно предлагая московским слушателям неординарные программы, и выступит с оркестром в рамках именного абонемента коллектива в Зале Чайковского.


8 декабря исполнилось сто лет со дня рождения Мечислава Вайнберга – автора 17 струнных квартетов, более чем 20 симфоний, нескольких опер и балетов. В первые постсоветские годы его музыку играли редко, возрождение интереса к ней началось лишь десять лет назад. Теперь она звучит во всем мире и в течение нынешнего сезона исполняется по всей России, в том числе в концертах Московской филармонии. Двадцать первая – последняя законченная симфония Вайнберга – носит название «Кадиш» и посвящена памяти погибших в Варшавском гетто. В симфонию вошел ряд страниц музыки Вайнберга – выдающегося кинокомпозитора – к фильму «Отче наш». В минувшем году запись «Кадиша» выпустила крупнейшая мировая фирма Deutsche Grammophon – еще один важный этап всемирного признания музыки Вайнберга. А московское исполнение симфонии станет одним из крупнейших событий проекта «Год Вайнберга в России».

Оплакиванию жертв войны посвящены и два других номера программы. «Памятник Лидице» Богуслав Мартину создавал как монумент чешской деревне, в один день стертой нацистами с лица земли, где за живописностью симфонической картины слышны страшные в своей правдивости сцены. Мартину узнал о трагедии в Америке, 3 августа 1943 года он закончил сочинение, вскоре оно было исполнено Нью-Йоркским филармоническим оркестром. На родине автора пьеса впервые прозвучала 14 марта 1946 года, в седьмую годовщину германской оккупации Чехословакии. В конце звучит короткий мотив, напоминающий «тему судьбы» из Пятой симфонии Бетховена. Без оглядки на Бетховена не обошлись и «Метаморфозы» Рихарда Штрауса, воспринявшего поражение Германии как крушение старого мира и гибель великого романтического искусства. «Метаморфозы» написаны в последние месяцы Второй мировой войны под впечатлением от бомбардировки Мюнхена, родного города композитора, и разрушения Дома Гёте в Веймаре; произведение стало погребальной песнью по немецкой культуре. Цитата из Траурного марша «Героической» симфонии Бетховена сопровождается авторской пометкой “In memoriam!” – «В память!».