В продаже абонемент «XVI Международный виолончельный фестиваль Vivacello»
В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
22 мая 2014
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №1:
Оперные шедевры
Кристоф Виллибальд Глюк
Творчество великого оперного реформатора Кристофа Виллибальда Глюка, чьё 300-летие со дня рождения отмечается нынче во всём мире, находится на грани эпох барокко и классицизма. Будучи великолепным мелодистом, композитор мог бы снискать себе славу в традиционных музыкальных формах, но природная любознательность и желание не останавливаться на достигнутом побудили его к поискам новых художественных форм и, в конце концов, привели к сознательному реформированию оперного искусства. Ещё в годы обучения на философском факультете Пражского университета, Глюк брал уроки у композитора Богуслава Черногорского, пел в церковном хоре, выступал в ансамблях бродячих музыкантов, играя на скрипке и виолончели и знакомясь с чешской народной музыкой. В дальнейшем, где бы Глюк ни был, он стремится открыть для себя что-то новое, чтобы затем воплотить в своём творчестве. Он насыщает жанр итальянской оперы-сериа, превратившейся на тот момент в застывший «концерт в костюмах», состоящий из виртуозных арий, динамизмом французской комической оперы, простыми и выразительными интонациями английской и немецкой песни.
Вместе с операми «Орфей и Эвридика» (1762, и, особенно, её переработанной парижской версией 1774 года), а также «Альцестой» (1767) рождается новый тип глюковской оперной эстетики. Её главная мысль – подчинение всех музыкальных средств драматическому действию, синтез музыки и драмы. «Я ставил себе цель избежать тех излишеств, которые с давних пор были введены в итальянскую оперу благодаря недомыслию и тщеславию певцов и чрезмерной угодливости композиторов, которые превратили её из самого пышного и прекрасного зрелища в самое скучное и смешное, – пишет композитор. – Я хотел свести музыку к её истинному назначению – сопутствовать поэзии».
К. В. Глюк прожил насыщенную творческую жизнь: дирижёр и композитор венского двора, кавалер папского ордена «Золотой шпоры» (с тех пор за ним закрепилось звание «Кавалер Глюк»), учитель и любимый композитор Марии Антуанетты. После его реформы стало невозможным писать оперы «для солистов». Принципы Глюка воплотили в своём творчестве Саккини и Сальери, глюковской драматургией восхищался Глинка, Берлиоз отдал дань маэстро в своей дилогии «Троянцы», идею синтеза музыки и драмы по-своему воплотил Вагнер.