В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova
16 декабря 2021
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетУважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность.
Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Абонемент №3:
Вершины мастерства барокко. Часть вторая. Франция
Les Arts Florissants – один из наиболее известных в мире коллективов, исполняющих музыку эпохи барокко на исторических инструментах. Ансамбль, основанный в 1979 году клавесинистом и дирижером Уильямом Кристи, получил свое имя по названию оперы Марк-Антуана Шарпантье «Цветущие искусства» (Les Arts Florissants). С 2007 года с коллективом постоянно сотрудничает дирижер Пол Эгнью, с 2019 года – один из двух музыкальных руководителей ансамбля. Главная заслуга Les Arts Florissants – возрождение интереса к французской музыке XVII–XVIII веков, долгое время пребывавшей в забвении. Многие рукописи Уильям Кристи и музыканты коллектива обнаружили в Национальной библиотеке Франции, благодаря чему сегодня этот репертуар широко представлен на мировой сцене.
С 1987 года – времени постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик (спектакль возобновлен в 2011 году) – ансамбль сотрудничает с ведущими театрами и фестивалями Европы. При участии коллектива проходят постановки опер и ораторий Рамо, Шарпантье, Люлли, Генделя, Пёрселла, Моцарта, Монтеверди, а также таких раритетов, как «Святой Алексий» Стефано Ланди, «Тит» Антонио Чести, «Венецианские празднества» Андре Кампра и «Цампа» Фердинана Герольда. В концертном исполнении Les Arts Florissants представили оперы и оратории «Зороастр», «Анакреонт» и «Празднества Гебы» Рамо, «Актеон» и «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Идоменей» Кампра и «Идоменей» Моцарта, «Иеффай» Монтеклера, «Орфей» Росси, «Юлий Цезарь в Египте», «Мессия», «Феодора», «Сусанна», «Иеффай» и «Валтасар» Генделя. На счету ансамбля также театрализованные исполнения мадригалов Монтеверди и Джезуальдо, гимнов Пёрселла, мотетов Рамо, Мондонвиля, Кампра, Люлли, Шарпантье.
Ансамбль сотрудничал со знаменитыми режиссерами и хореографами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Роберт Карсен, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди, Дебора Уорнер, Грэм Вик, Жером Дешам, Маша Макеефф, Беатрис Массен, Ана Йепес, Иржи Килиан, Бьянка Ли, Триша Браун, Робин Орлин, Жозе Монтальво и Доминик Эрвье.
Ежегодно в расписании коллектива – около ста выступлений во Франции: в Парижской филармонии (с 2015 года ставшей резиденцией ансамбля), Опера Комик, Театре Елисейских Полей, Версальском дворце, театре Кана и на многих известных фестивалях. Коллектив постоянно выступает за рубежом – в Нью-Йорке, Лондоне, Брюсселе, Вене, Мадриде, Барселоне, Москве, Токио и других крупнейших культурных центрах. В обширной дискографии Les Arts Florissants – около 100 CD и DVD.
В последние годы ансамбль уделяет особенное внимание образовательным программам для молодых музыкантов. Основанная в 2002 году вокальная академия Le Jardin des Voix («Сад голосов») дала путевку в жизнь многим известным артистам. Более десяти лет существует также программа Arts Flo Juniors, в рамках которой студенты музыкальных вузов наравне с солистами коллектива участвуют в оперных постановках с первого дня репетиций до финального представления. С 2007 года ансамбль сотрудничает с Джульярдской школой в Нью-Йорке.
В 2012 году Уильям Кристи и ансамбль Les Arts Florissants при поддержке Совета департамента Вандея организовали фестиваль «В садах Уильяма Кристи» в Тире. Концерты и «музыкальные променады» фестиваля проходят в садах, разбитых Уильямом Кристи, и объединяют артистов Les Arts Florissants, студентов Джульярдской школы и финалистов академии Le Jardin des Voix. С 2017 года ансамбль также проводит в Тире весенний фестиваль под руководством Пола Эгнью.
В сезоне 2021/22 в программах ансамбля – ранние кантаты, «Магнификат» и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, мадригалы Джезуальдо и Шютца, Реквием Кампра, «Парижские симфонии» Гайдна, а также европейские турне с кантатой «Аминта и Филлида», ораторией «Радостный, Задумчивый и Умеренный» и оперой «Партенопа» Генделя (полусценическая версия).
Финансовую поддержку ансамблю оказывают Министерство культуры Франции, Управление по делам культуры региона Пеи-де-ла-Луар (DRAC), Совет департамента Вандея и региона Пеи-де-ла-Луар. Основные спонсоры коллектива – Общество американских друзей Les Arts Florissants и Selz Foundation. Спонсор сезона 2021/22 – Алина Фориэль-Дестезе.
Уильям Кристи – клавесинист, дирижер, музыковед, педагог, создатель и руководитель ансамбля Les Arts Florissants («Цветущие искусства»), одного из мировых лидеров в области исторически информированного исполнительства.
Кристи родился в 1944 году в Буффало (США). Учился в Гарвардском и Йельском университетах. С 1971 года живет во Франции. Поворотным пунктом в его карьере стал 1979 год, когда он основал ансамбль Les Arts Florissants. Деятельность Кристи во главе коллектива привела к возрождению интереса к барочной музыке во Франции – в особенности к французской музыке XVII–XVIII веков, многие страницы которой вновь открыл именно Кристи. В его репертуаре – оперы, мотеты, придворная музыка Люлли, Шарпантье, Рамо, Куперена, Мондонвиля, Кампра, Монтеклера, Ламбера, Мулинье. Широкое признание публики пришло к дирижеру в 1987 году после постановки оперы «Атис» Люлли в парижской Опера Комик, с которой Les Arts Florissants впоследствии объехали весь мир.
Кристи плодотворно сотрудничает с крупными оперными режиссерами, среди которых Жан-Мари Виллежье, Жорж Лавелли, Эдриан Ноубл, Андрей Щербан, Люк Бонди и др. Под руководством Кристи были поставлены оперы «Галантные Индии», «Ипполит и Арисия», «Бореады», «Паладины» Рамо, «Медея» Шарпантье, «Король Артур» и «Дидона и Эней» Пёрселла, «Волшебная флейта», «Похищение из сераля», «Так поступают все женщины», «Свадьба Фигаро» Моцарта, оперы и оратории «Орландо», «Ацис и Галатея», «Семела», «Альцина», «Роделинда», «Ксеркс», «Геркулес» Генделя, а также многие другие. В 2007 году Кристи и Les Arts Florissants начали сотрудничество с Королевским театром Мадрида, где в течение нескольких сезонов были представлены все оперы Монтеверди.
Уильям Кристи регулярно участвует в крупнейших оперных фестивалях в Экс-ан-Провансе, Глайндборне, Зальцбурге и других. В Экс-ан-Провансе с участием Кристи шли оперы «Кастор и Поллукс» Рамо, «Королева фей» Пёрселла, «Волшебная флейта» Моцарта, «Орландо» Генделя, «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, «Геркулес» Генделя. В Глайндборне под управлением маэстро были поставлены оратория «Теодора», оперы «Роделинда» и «Юлий Цезарь в Египте» Генделя, в Зальцбурге – «Коронация Поппеи» Монтеверди. Кристи сотрудничает также с Цюрихской оперой, Парижской национальной оперой, Венской государственной оперой, Национальной оперой Лиона, театром Метрополитен-опера в Нью-Йорке и др.
Кристи записал свыше 100 дисков, выпущенных фирмами harmonia mundi, Warner Classics/Erato и другими. Многие из них удостоены авторитетных международных наград. В обширной дискографии дирижера и ансамбля, наряду с музыкой французского барокко, представлены сочинения Пёрселла, Генделя, Порпоры, Хассе, Моцарта, Гайдна. Среди последних записей маэстро – оперы «Платея» Рамо, «Орфей» и «Коронация Поппеи» Монтеверди, «Рождественская оратория» Шарпантье, Месса си минор И. С. Баха, третий том цикла "Airs sérieux et à boire", а также сонаты для скрипки и клавесина Леклера и Сенайе (скрипка – Теотим Ланглуа де Сварт).
Кристи – всемирно признанный педагог, воспитавший несколько поколений певцов и инструменталистов. Многие из музыкальных руководителей известных ныне барочных ансамблей начинали свою карьеру в ансамбле под его руководством – Марк Минковски, Эмманюэль Аим, Жоэль Сююбьет, Эрве Нике, Кристоф Руссе, а также Пол Эгнью, с 2019 года разделивший с Кристи руководство Les Arts Florissants. В 1982–1995 гг. Кристи был профессором Парижской консерватории, где вел класс старинной музыки. В 2002-м основал в Кане Академию молодых певцов Le Jardin des Voix («Сад голосов»). C 2007 года – приглашенный преподаватель Джульярдской школы в Нью-Йорке, где дважды в год проводит мастер-классы с участием солистов Les Arts Florissants.
В 1995 году Уильям Кристи получил французское гражданство. Командор ордена Почетного легиона, кавалер ордена Искусств и литературы Франции. В 2004 году удостоен приза Лилиан Бетанкур по хоровому пению, присуждаемого Академией изящных искусств, а спустя год – приза Ассоциации Жоржа Помпиду. В ноябре 2008 года Кристи был избран в Академию изящных искусств, в январе 2010-го официально принят в члены Института Франции.
Рэйчел Редмонд родилась в Глазго. В юные годы пела в детском хоре при Королевском шотландском национальном оркестре, обучалась в музыкальной школе Академии Дугласа, Королевской консерватории Шотландии и Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл в Лондоне. В период учебы в консерватории была удостоена Премии Флоренс Вейч Иблер за лучшее исполнение партии в оратории.
Начала профессиональную карьеру в вокальной академии Jardin des Voix ансамбля Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи и Пола Эгнью, с которыми выступала во Франции, Испании и США. По приглашению Уильяма Кристи дебютировала на сцене парижской Опера Комик в партии Ириды («Атис» Люлли), а также исполнила партии Ирены, Леонтины и Флоры в опере «Венецианский карнавал» Кампра (постановка Роберта Карсена) в Опера Комик, Театре Капитолия Тулузы и Бруклинской музыкальной академии. Позже дебютировала в партии Леоны («Прекрасная Елена» Оффенбаха) на сцене парижского Театра Шатле.
С ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи Рэйчел Редмонд исполняла партии Ангела («Иеффай» Генделя), Пленницы («Давид и Ионафан» Шарпантье), Белинды и Первой ведьмы («Дидона и Эней» Пёрселла), Дамона («Ацис и Галатея» Генделя), Цецилии («Цецилия, Дева и мученик» Шарпантье), Аретузы («Актеон» Шарпантье), а также сольные партии в мадригалах Монтеверди, «Страстях по Иоанну» И. С. Баха, кантатах и Больших мотетах Рамо и Мондонвиля, «Уроках тьмы» Куперена и вокальных произведениях Пёрселла и Буамортье.
В концертных программах Рэйчел Редмонд сотрудничала также с Жорди Савалем, ансамблями Correspondences, Aedes, Les Cris de Paris, Барочным оркестром Евросоюза, Норвежским камерным оркестром, Королевским Ливерпульским филармоническим оркестром, Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си, Камерным оркестром Глазго. Участвовала в исполнении ораторий «Мессия», «Израиль в Египте», «Эсфирь» и «Саул» Генделя, «Торжествующая Юдифь» Вивальди, опер «Королева фей» Пёрселла, «Исбе» Мондонвиля, «Сошествие Орфея в ад» Шарпантье, «Пигмалион» Рамо, «Страстей по Иоанну» и «Страстей по Матфею» И. С. Баха, Мессы до мажор Бетховена, «Чичестерских псалмов» Бернстайна, «Немецкого реквиема» Брамса, Gloria Карла Дженкинса, кантаты «Кармина Бурана» Орфа, других произведений Генделя, Вивальди, Йомелли, Галуппи, Перголези и др. Принимала участие в фестивалях в Боне, Лессе, Ла-Шез-Дьё, Олдборо, Лиссабоне, пела в лондонском Уигмор-холле и Зале Фальи в Гренаде.
Среди недавних ангажементов певицы – Месса си минор и «Рождественская оратория» И. С. Баха и «Мессия» Генделя с ансамблем Dunedin Consort; «Уроки тьмы» Куперена и кантаты Скарлатти с ансамблем Caravanserail; оратория «Триумф времени и разочарования» Генделя (партия Красоты) с Норвежским барочным оркестром и ансамблем Les Accents под управлением Тибо Ноалли; Te Deum Бонончини с ансамблем Колледжа Гислиери под управлением Джулио Пранди; кантаты Баха с ансамблем English Concert и оды Пёрселла и Генделя с Фрайбургским барочным оркестром – оба выступления под управлением Кристиана Безёйденхаута; оратория «Всемирный потоп» Кариссими (партия Воды) с ансамблем Cappella Mediterranea под управлением Леонардо Гарсии Аларкона; Beatus Vir Йомелли с ансамблем Колледжа Гислиери на Международном Генделевском фестивале в Гёттингене.
По приглашению Тревора Пиннока певица принимала участие в исполнении оратории «Мессия» с Фрайбургским барочным оркестром в Лондоне (Барбикан-центр), Берне и Женеве, затем была приглашена выступить в «Мессии» с ансамблем English Concert летом 2021 года. В числе прочих заметных событий – выступление Редмонд на Фестивале в Сенте с ансамблем Caravanserail и на Фестивале в Лессе с ансамблем Dunedin Consort, «Страсти по Брокесу» Рейнхарда Кайзера в амстердамском Консертгебау с хором Нидерландского Баховского общества и Симфоническим оркестром Нидерландского радио, а также Magnificat И. С. Баха и L’Allegro il penseroso ed il moderato Генделя с ансамблем Les Arts Florissants.
В числе ангажементов сезона 2021/22 – «Ариодант» (Далинда) на Генделевском фестивале в Гёттингене; «Сотворение мира» Гайдна в лондонском Барбикан-центре (первое выступление с ансамблем «Академия старинной музыки»); «Сражение Танкреда и Клоринды» Монтеверди (Клоринда) – дебют с Барочным оркестром Хельсинки; «Дидона и Эней» Пёрселла (Белинда), «Самсон» Генделя и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха с ансамблем English Concert; «Страсти по Иоанну» и L’allegro, il penseroso ed il moderato с Les Arts Florissants; концертное исполнение оперы «Королева фей» с Оперной мастерской Туркуэна (Atelier Lyrique de Tourcoign); оратория «Смерть Иисуса» Карла Генриха Грауна с хором Нидерландского Баховского общества и Симфоническим оркестром Нидерландского радио; Dixit Dominus Генделя с ансамблем Gardellino и Хором Фламандского радио; «Торжествующая Юдифь» с Норвежским барочным оркестром; «Страсти по Матфею» и «Ацис и Галатея» с ансамблем Dunedin Consort.
Джеймс Уэй обучался на музыкальном факультете Королевского колледжа Лондона и в Высшей школе музыки и драмы Гилдхолл (класс Сьюзен Уотерс). Был стипендиатом Программы Бриттена – Пирса для молодых исполнителей, участником вокальной академии Jardin des Voix ансамбля Les Arts Florissants и программы «Восходящие звезды» Оркестра эпохи Просвещения. Также ему была присуждена Независимая стипендия для оперных певцов. Кроме того, Джеймс Уэй прошел отбор на первую программу для молодых исполнителей Equilibrium Барбары Ханниган. В 2017 году завоевал II премию на международном конкурсе «Премия Кэтлин Ферриер» в Лондоне.
Репертуар певца охватывает музыку всех эпох и жанров – от барокко до наших дней. Он выступает с Симфоническим оркестром Би-би-си, Симфоническим оркестром Бирмингема, лондонским оркестром «Филармония», Мюнхенским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Шведского радио, Национальным симфоническим оркестром радио Ирландии (RTÉ, Дублин), Камерным оркестром Парижа. В частности с Симфоническим оркестром Би-би-си Джеймс Уэй исполнял произведение Росса Харриса «Лицо» (европейская премьера), вокальный цикл «Летние ночи» Берлиоза, сочинения Лили Буланже и «Серенаду под музыку» Воан-Уильямса (на закрытии фестиваля BBC Proms).
Особое место в репертуаре певца занимает музыка эпохи барокко. Он сотрудничал с ведущими европейскими ансамблями старинной музыки. Участвовал в исполнении ораторий Генделя «Триумф времени и разочарования» (партия Времени) с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Рене Якобса, «Самсон» (заглавная партия) с ансамблем Dunedin Consort под управлением Джона Батта, «Мессия» с Фрайбургским барочным оркестром под управлением Тревора Пиннока и с ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи, а также «Вечерни Пресвятой Богородицы» Монтеверди с ансамблем English Concert под управлением Лоуренса Каммингса на фестивале «Гарсингтонская опера», оперы «Ацис и Галатея» Генделя (Ацис) с ансамблем Les Arts Florissants.
В числе наиболее значительных театральных событий в карьере певца – дебюты в Берлинской государственной опере («Король Артур» Пёрселла) и Королевском Фестивал-холле в Лондоне («Борис Годунов» Мусоргского, партия Юродивого), партия Лечмира в («Оуэн Уингрейв» Бриттена) в Опере Грейндж-Парк, «Похождения повесы» Стравинского (Селлем) в ходе мирового турне постановки под управлением Барбары Ханниган, «Триумф времени и разочарования» Генделя (Время) на сцене Национальной оперы Монпелье, «Уроки любви и насилия» Джорджа Бенджамина (Молодой король) в санкт-петербургском Мариинском театре, «Оуэн Уингрейв» (Певец) на международных фестивалях в Олдборо и Эдинбурге, «Серебряная береза» Роксанны Пануфник (Дэви) на фестивале «Гарсингтонская опера». В ближайшем будущем Джеймсу предстоит дебют в Цюрихской опере.
Уэй выступал с «Академией св. Мартина в полях» («Мессия» Генделя), Копенгагенским филармоническим оркестром и Шотландским симфоническим оркестром Би-би-си («Пульчинелла» Стравинского), солировал в оратории «Соломон» и «Гимне для подкидышей» Генделя с ансамблем English Concert под управлением Гарри Биккета.
Среди предстоящих ангажементов – «Мессия» с хором и оркестром «Общество Генделя и Гайдна» (Бостон) под управлением Гарри Кристоферса, «Пульчинелла» Стравинского с Миланским симфоническим оркестром под управлением Альпеша Чаухана, а также европейские гастроли с одой Генделя L'Allegro, il Penseroso ed il Moderato с ансамблем Les Arts Florissants под управлением Уильяма Кристи.
В концертных программах Уэй исполнял «Итальянскую книгу песен» Вольфа с пианистом Кристофером Глинном и другими солистами на фестивале в Ламмермуре, в Георгиевском зале Ливерпуля, Церкви Св. Георгия в Бристоле и Уигмор-холле в Лондоне.
Принимал участие в фестивале Oxford Lieder, Лондонском песенном фестивале, фестивалях в Мерилебон в Западном Лондоне, Ньюбери (с Шуберт-ансамблем) и других.
Запись оперы «Король Артур» Пёрселла (2019) с участием Джеймса Уэя и ансамбля Gabrieli Consort стала альбомом года в категории «Опера», по версии журнала BBC Music Magazine.
Сретен Манойлович учился пению у Себастьяна Виттуччи в Венском университете музыки и исполнительских искусств, затем совершенствовался у Кэрол Блейкнер-Майо. Позже был участником образовательного проекта «Белградская барочная академия», где учился мастерству исполнения музыки XVII–XVIII веков у Марьяны Миянович и Предрага Госты. Дебютировал на сцене в партии Зороастро в опере «Орландо» Генделя.
В дальнейшем певец обучался у Кристофа Ульриха Мейера, под руководством которого подготовил партии Льва и Фоанта в операх «Тамерлан» и «Орест» Генделя, Графа Альмавивы в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Энрико в опере «Необитаемый остров» Гайдна, постановка которой была номинирована на Премию Нестроя – одну из крупнейших театральных наград Австрии.
Летом 2019 года Манойлович принимал участие в Летней академии Венского филармонического оркестра, где подготовил партию Нардо в «Мнимой садовнице» Моцарта. Тогда же начал сотрудничество с ансамблем Les Arts Florissants, исполнив эту же роль на фестивале «В садах Уильяма Кристи» и затем в ходе европейского турне, в том числе на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского в Москве. Вскоре дебютировал в венском Театре ан дер Вин («Галька» Монюшко – Волынщик), в Опере Лилля («Бастьен и Бастьенна» Моцарта – Колас) и на Фестивале старинной музыки в Инсбруке («Борис Годунов» Маттезона – Федор), где в 2020 году получил III премию на Конкурсе исполнителей барочной оперы имени Антонио Чести.
В сезона 2021/22 Манойлович участвует в европейском турне ансамбля Les Arts Florissants (партия баса в оратории «Радостный, Задумчивый и Умеренный» Генделя), исполняет заглавную роль в опере «Полифем» Порпоры в Зале Чайковского и партию Астольфа в опере «Неистовый Роланд» Вивальди на фестивале Klangvokal в Дортмунде.
В репертуаре певца также партии Полифема («Ацис и Галатея» Генделя), Харона и Плутона («Орфей» Монтеверди), Тони («Помогите, помогите, Глоболинки!» Менотти), Тулифанта («Тулифант» Айнема) и многие другие.
Манойлович – основатель общества Wiry Concord, цели которого – распространение старинной музыки и подготовка ее исполнителей. Стипендиат фонда SIAA Foundation («Таков путь к звездам»), поддерживающего молодых музыкантов.
Бенедикт Форстнер выступает в составе Хора мальчиков монастыря Св. Флориана с 2019 года. В сезоне 2021/22, посвященном 950-летию хора, участвует как солист в исполнении Мессы ре минор Брукнера (дирижер – Франц Вельзер-Мёст), в концертах с Брукнеровским оркестром Линца и ансамблем Ars Antiqua Austria, а также в фестивале «Каринтийское лето» (мировая премьеры оперы «Жанна д’Арк» Йоханнеса Калицке под управлением автора)
Основанный в 1071 году, Хор мальчиков монастыря Св. Флориана – один из старейших коллективов подобного рода в мире. Монастырь Св. Флориана, расположенный в самом сердце Австрии (между Веной и Зальцбургом), принадлежит к важнейшим культурным центрам страны. Основной задачей хора является исполнение духовной музыки; коллектив выступает музыкальным посланником Австрии во всем мире.
Хор гастролирует по всему свету, принимает участие в крупнейших музыкальных фестивалях (в том числе в Зальцбурге, Вене, Экс-ан-Провансе, Москве), сотрудничает с прославленными оркестрами (в их ряду Венский филармонический, Кливлендский и другие) и дирижерами. Музыкальный директор Кливлендского оркестра Франц Вельзер-Мёст – почетный президент Общества друзей Хора мальчиков монастыря Св. Флориана.
Солисты хора регулярно участвуют в исполнении детских партий в операх (например, Три мальчика в «Волшебной флейте» Моцарта) в крупнейших театрах (Вена, Зальцбург, Берлин, Верона, Барселона, Экс-ан-Прованс и др.). В дискографии коллектива представлена традиционная австрийская музыка, народная музыка, рождественские песнопения, а также старинная музыка, записанная в сотрудничестве с известными ансамблями аутентичного направления.
С 1983 года хором руководит Франц Фарнбергер. Получив образование в Вене, он руководил прежде Венским хором мальчиков, в настоящее время преподает в Университете Антона Брукнера в Линце. С 2018 года хормейстер коллектива – Маркус Штумпнер.