В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
15 января 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетУважаемые слушатели, посещение концерта возможно только при предъявлении на входе в концертный зал действующего цифрового сертификата (QR-кода) и документа, удостоверяющего личность. Гости до 18 лет могут пройти на мероприятие без QR-кода.
Абонемент №36:
Великие инструментальные концерты
Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония.
В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.
В составе оркестра – 128 исполнителей из 35 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.
Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны; в августе 2024-го коллектив открыл свой седьмой сезон. За шесть лет оркестр провел более 280 концертов, выступив в 43 городах России, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.
Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской письменности и культуры.
Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играли Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступали звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.
Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.
Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Брамса, Вебера, Гайдна, Дворжака, Локшина, Малера, Рахманинова, Тертеряна, Чайковского, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, Циммермана, Мессиана, Обухова, Лурье, Корндорфа, Караманова, Берга, Вареза, Ромителли, Булеза, Ксенакиса, Шаррино, крупнейших мастеров эпохи барокко. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство» (2020), участвовал в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер (2021), в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии (2022), в концерте-реконструкции премьеры Симфонии № 1 Альфреда Шнитке (2024, Нижний Новгород).
РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.
В сезоне 2024/25 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Мой первый композитор», а также «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra nova, где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Алексея Сысоева, Владимира Горлинского, Владимира Раннева. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Юрия Башмета, Александра Сладковского, Фёдора Леднёва, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Алексея Рубина, Фёдора Безносикова, Дмитрия Синьковского, солистов Дениса Мацуева, Бориса Березовского, Энджела Вонга, Дмитрия Шишкина, Вадима Репина, Павла Милюкова, Даниила Когана, Бориса Андрианова, Александра Рамма и многих других.
Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1976 заявок, а в прослушиваниях участвовали 1223 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра были зачислены 254 артиста: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.
Саша Гётцель родился в 1970 году в Вене. Получил образование как скрипач. Учился дирижированию у Рихарда Эстеррайхера в Австрии и у Йормы Панулы в Академии имени Яна Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия). Продолжил обучение в США под руководством Сейдзи Озавы, Риккардо Мути, Андре Превина, Зубина Меты и Бернарда Хайтинка. В течение двух лет выступал на Тэнглвудском музыкальном фестивале, дирижируя Бостонским симфоническим оркестром.
В 2009–2020 годах Саша Гётцель возглавлял Стамбульский филармонический оркестр «Борусан», с которым много гастролировал, выступал на таких престижных сценах, как Музикферайн и Концертхаус в Вене, Консертгебау в Амстердаме, Театр Елисейских Полей в Париже, Филармония на Эльбе в Гамбурге, на фестивалях в Зальцбурге, BBC Proms в Лондоне, Гонконгском фестивале искусств и других; записал произведения Берлиоза, Бизе, Равеля, Бартока, Респиги, Хиндемита, Шмитта, Шульгофа, Холста, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Хачатуряна и Марка-Энтони Тёрнеджа (лейблы Deutsche Grammophon и Onyx). Был главным дирижером Симфонического оркестра Куопио (Финляндия, 2006–2012), главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Бретани (Франция, 2012–2015) и Филармонического оркестра Канагавы (Япония, 2013–2017). С 2019 года – главный приглашенный дирижер Софийского филармонического оркестра. В 2022 году займет пост художественного руководителя Национального оркестра Страны Луары (Франция).
Выступал с Симфоническим оркестром Венского радио, Тонкюнстлер-оркестром, Королевским филармоническим оркестром (Лондон), Лондонским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Бирмингема, оркестрами японской вещательной корпорации NHK, Нидерландского, Румынского и Северогерманского радио, Токийским столичным симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Йомиури, Израильским филармоническим оркестром, Мюнхенским симфоническим оркестром, Дрезденским филармоническим оркестром, Берлинским симфоническим оркестром, Национальным оркестром Франции, Национальным оркестром Аквитании, Парижским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Мариинского театра, оркестрами Люксембурга, Монте-Карло, Страсбурга, Хельсингборга (Швеция), Франкфурта-на-Одере, Падуи и Венето, Ванкувера, Шанхайским симфоническим оркестром, Австрийско-Корейским филармоническим оркестром и другими коллективами. Дирижер Тихоокеанского музыкального фестиваля и фестиваля в Кирисиме (Япония).
В 2014 году дебютировал как оперный дирижер в Венской государственной опере со «Свадьбой Фигаро» Моцарта. С тех пор постоянно сотрудничает с этим театром, принимал участие в постановках опер «Кавалер розы» Р. Штрауса, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Риголетто» и «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини и оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса. Также вел спектакли в венской Народной опере, Тирольском государственном театре (Инсбрук), оперных театрах Цюриха, Монпелье, Анже – Нанта, Ренна, Нанси, Муниципальном театре Болоньи, Мариинском театре, в токийском концертном зале Бунка Кайкан (постановки оперной компании Nikikai).
Сотрудничал со многими известными солистами, среди них Вадим Репин, Максим Венгеров, Мюррей Перайя, Рудольф Бухбиндер, Аркадий Володось, Ван Юйцзя, Даниил Трифонов, Дэниел Хоуп, Хилари Хан, Юлиан Рахлин, Неманья Радулович, Брэнфорд Марсалис, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Рене Флеминг, Джойс Дидонато, Анна Нетребко, Роберто Аланья, Томас Хэмпсон, Брин Терфель, Хуан Диего Флорес, Йен Бостридж, Пётр Бечала, Бо Сковхус.
Саша Гётцель много работает с молодыми музыкантами, принимает активное участие в международных образовательных проектах. Художественный руководитель турецкого фонда «Музыка для мира» (подразделение образовательной программы El Sistema Europe); соучредитель и директор академии и фестиваля «Опера у фьорда» (Opera by the Fjord) для начинающих певцов и инструменталистов (проект Национальной оперы Бергена); преподает на программе для молодых дирижеров Dirigentloftet (Норвегия). Часто выступает с молодежными оркестрами. В 2022 году возглавит Национальный молодежный оркестр Канады (в 2019 году дирижировал этим коллективом и Молодежным оркестром Европейского Союза во время совместных гастролей по Канаде).
В планах маэстро – концерты с Новосибирским академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Мальмё (Швеция), постановка оперы «Кавалер розы» в Новом национальном театре Токио.