«Мама, я меломан». Музыка 1920-х К 100-летию Московской филармонии : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Мама, я меломан».
    Музыка 1920-х
    К 100-летию Московской филармонии

    22 января 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Барток
    Сюита из балета «Чудесный мандарин»
    Онеггер
    «Пасифик 231»
    Прокофьев
    Сюита из оперы «Любовь к трем апельсинам»

    Концерт в одном отделении

    12+

    Абонемент №60:

    «Мама, я меломан». Ночные концерты Московской филармонии

    Классическая музыка — огромный мир, полный мелодий, имён и увлекательных историй.

    Есть распространённое мнение, что вход туда — только для избранных. Этот стереотип опровергает проект «Мама, я меломан», в концертах которого сочетаются высокое исполнительское качество и доступный формат. В программах проекта «Мама, я меломан» шедевры мировой музыки звучат в исполнении ведущих оркестров и солистов России. 

    Каждый концерт проекта сопровождается занимательными лекциями и комментариями музыковедов: у любого музыкального шедевра есть интригующая история, а судьбы композиторов зачастую представляют собой лихо закрученный сюжет, в свете которого можно по-новому услышать знакомую мелодию.

    Позднее начало концертов позволяет начинающему меломану успеть на концерт после работы, а доступная цена не ставит под угрозу семейный бюджет. Для тех, кто не может в этот вечер посетить Концертный зал имени Чайковского, на сайте Филармонии организована прямая многокамерная трансляция.

    Проект предоставляет ещё одну уникальную возможность: принять участие в составлении программ. Голосование открывается на сайте ya.meloman.ru за месяц до каждого концерта. На основании полученных рейтингов музыканты формируют программы своих выступлений.

    Добро пожаловать в клуб меломанов!

    Владимир Юровский

    Родился в 1972 году в Москве. Представитель российской музыкальной династии: сын дирижера Михаила Юровского, внук композитора Владимира Юровского, правнук дирижера Давида Блока (создателя Государственного симфонического оркестра кинематографии). Музыкальное образование получил в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, Дрезденской Высшей школе музыки имени Карла Марии фон Вебера и Берлинской Высшей школе музыки имени Ханса Айслера.

    Дирижированию обучался у своего отца, затем у Александра фон Брюка, Рольфа Ройтера и сэра Колина Дэвиса, был ассистентом Геннадия Рождественского. В 1995 году с триумфом дебютировал на международной сцене – в рамках оперного фестиваля в Уэксфорде (опера «Майская ночь» Римского-Корсакова). С тех пор сотрудничает с крупнейшими театрами, среди которых Ковент-Гарден (Лондон), Опера Бастий (Париж), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Комише Опер (Берлин), Ла Фениче (Венеция), Ла Скала (Милан), Большой театр России и другие. Выступает с филармоническими оркестрами Берлина, Вены и Нью-Йорка, Филадельфийским, Кливлендским, Чикагским и Бостонским симфоническими оркестрами, Государственной капеллой Дрездена, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), оркестрами лейпцигского Гевандхауса, Баварского радио, Камерным оркестром Европы и многими другими.

    Владимир Юровский занимал должности музыкального руководителя оперного фестиваля в Глайндборне (2001–2013), главного приглашенного дирижера Российского национального оркестра (2005–2009), главного дирижера Лондонского филармонического оркестра (2007–2021, с 2021 года – почетный дирижер), художественного руководителя Фестиваля Джордже Энеску в Бухаресте (2017–2021). C 2001 года – один из постоянных дирижеров Оркестра Эпохи Просвещения. С 2017 года – главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Берлинского радио. С сезона 2021/22 – музыкальный руководитель Баварской государственной оперы.

    В 2011–2021 гг. – художественный руководитель Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (с 2021 года – почетный дирижер). Выступал с коллективом на фестивалях «Другое пространство» (Москва) и «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), на III Cимфоническом форуме России (Екатеринбург), в концертах для студентов Московского университета и Российской академии музыки имени Гнесиных, в городах России, Австрии и Германии; осуществил мировые премьеры «Песни Лукерьи», «Песни восхождения» и «Трех стихотворений Ольги Седаковой» Вустина, AGES Подгайца, «Наваждения» Прокофьева в оркестровке Геннадия Гладкова, российские премьеры Симфонии № 3 Сильвестрова, «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» Щедрина, Симфоний №№ 3, 5 и 9 Бетховена в редакции Малера, оперы «Прометей» Орфа, «Групп» Штокхаузена, оперы-оратории El Niño («Младенец Христос»)Адамса, «Пасторальной симфонии» Дина, новой редакции мюзикла «Обыкновенное чудо» Гладкова, полной версии «Предварительного действа» Скрябина – Немтина и ряда других сочинений.

    По инициативе дирижера в 2012 году возрождена традиция посвящения в студенты первокурсников Академического музыкального колледжа при Московской консерватории (в Музее-заповеднике Чайковского в Клину). В 2017 году с Концертным симфоническим оркестром Московской консерватории Владимир Юровский представил московскую премьеру «Погребальной песни» Стравинского. В 2021 году в Зале Чайковского в восьмой раз прошел ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром».

    Под управлением Юровского осуществлены мировые премьеры опер Vita Nuova Владимира Мартынова, «Любовь и другие демоны» Петера Этвёша, «Король Лир» Сергея Слонимского, «Гамлет» Бретта Дина, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, а также постановки опер Моцарта, Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Глинки, Р. Штрауса, Стравинского, Шёнберга, Берга, Прокофьева, Шрекера, Шостаковича. В дискографии Юровского – записи симфоний Бетховена, Брамса, Листа, Чайковского, Малера, Воан-Уильямса, Онеггера, Энеску, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке, Денисова, Сильвестрова, оркестровых и хоровых произведений Гайдна, Мендельсона, Вагнера, Р. Штрауса, Метнера, Цемлинского, Равеля, Шимановского, Стравинского, Холста, Бриттена, Хиндемита, Блоха, Казеллы, Канчели, Лигети, Мартынова, Джулиана Андерсона, Мишеля ван дер Аа, Марка-Энтони Тернеджа, опер Моцарта, Глинки, Хумпердинка, Россини, Мейербера, Массне, Пуччини, Яначека, Рахманинова, Прокофьева, Берга, Стравинского и других композиторов.

    В 2000 году Юровский стал обладателем Abbiati Prize как «лучший дирижер года», в 2015 – BBC Music Magazine Award за запись оперы «Нюрнбергские майстерзингеры» Вагнера; в 2007 году отмечен Королевским филармоническим обществом Великобритании как «дирижер года», в 2012 и 2014 гг. назван российской газетой «Музыкальное обозрение» «персоной года», в 2013-м номинирован на премию «Грэмми». В 2016 году Юровский удостоен званий почетного доктора лондонского Королевского колледжа музыки и почетного профессора Московского государственного университета. В 2021 году награжден Золотой медалью Королевского филармонического общества (Лондон).

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Владислав Тарнопольский

    Владислав Тарнопольский родился в 1989 году в Москве. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и аспирантуру МГК. Преподает на кафедре современной музыки, разрабатывает проекты Центра современной музыки МГК и ансамбля «Студия новой музыки». Руководитель магистратуры «Кураторство музыкальных проектов» в Московской высшей школе социальных и экономических наук, сооснователь профиля «Саунд-арт» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики», шеф-редактор первого русскоязычного онлайн-издания о новой музыке Stravinsky.online.

    Как куратор проектов сотрудничал с Музыкальным театром имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Государственным музеем изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, Музеем современного искусства «Гараж», Московской биеннале современного искусства, Премией Кандинского в области современного искусства, фестивалями NET(«Новый Европейский Театр»), «TERRITORIЯ», «Московский форум», reMusik.org, Sound Up, Российско-немецкой музыкальной академией, Государственным институтом искусствознания, Театром Наций, театром «Мастерская Брусникина», Центром драматургии и режиссуры, Центром Вознесенского. Куратор первых российских Курсов повышения квалификации по музыке ХХ века для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств, первых Всероссийских семинаров по современной музыке для культурологов и критиков. Приглашенный преподаватель творческих лабораторий Союза композиторов России и Союза театральных деятелей России. 

    Статьи Владислава Тарнопольского публикуются на порталах Colta.ru, OpenSpace.ru, Carnegie.ru, Syg.ma, Aroundart.org, в газетах «Музыкальная жизнь», «Российский музыкант», журнале «Театр», специализированных музыковедческих изданиях. 

    Удостоен «Московской Арт Премии» (Moscow Art Prize) в области современного искусства, премии для музыкальных критиков «Резонанс», Премии имени Петера Бёниша (Германия) и других.

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический оркестр
    имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев, Павел Милюков

    18.04.2021

    В программе:
    Прокофьев
    Концерт № 2 для скрипки с оркестром
    Сюита из музыки балета «Ромео и Джульетта»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический
    оркестр имени П. И. Чайковского,
    Владимир Федосеев, Варвара Непомнящая

    31.01.2021

    В программе:
    Прокофьев
    «Чужбог и пляска нечисти» из Скифской сюиты
    Концерт № 2 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 1 «Классическая»
    «Полночь» из балета «Золушка»
    Вальс Наташи и Увертюра из оперы «Война и мир»

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Большой симфонический
    оркестр имени П. И. Чайковского,
    Денис Лотоев, Юлиан Макаров

    10.10.2020

    В программе:
    Прокофьев
    Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»
    Легенда и Прелюдия из цикла «Десять пьес для фортепиано»
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
    Симфония № 5

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Фестиваль искусств «Русская зима».
    Госоркестр России имени
    Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский

    Режиссерская версия

    29.12.2019

    В программе:
    И. С. Бах
    Бранденбургский концерт № 2
    Локателли
    Концерт № 9 для скрипки с оркестром
    Стравинский
    Три духовных песнопения для хора a cappella
    И. С. Бах — И. Стравинский
    Хоральные вариации Vom Himmel hoch da komm' ich her' для хора и оркестра
    Лютославский
    Фрагменты из цикла «Двадцать польских колядок»
    Онеггер
    «Рождественская кантата» для баритона, детского хора, смешанного хора, органа и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова,
    Мариус Стравинский, Дмитрий Смирнов,
    Юрий Фаворин

    26.04.2019

    В программе:
    Глазунов
    Увертюра «Карнавал»
    Прокофьев
    Концерт № 1 для скрипки с оркестром
    Чайковский
    Концерт № 1 для фортепиано с оркестром

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    II Международный конкурс
    молодых пианистов
    Grand Piano Competition.
    Церемония награждения
    и концерт-закрытие конкурса

    Режиссерская версия

    05.05.2018

    Рахманинов Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    В программе:
    Рахманинов
    Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром ля минор, соч. 43

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Памяти Геннадия Рождественского.
    Госоркестр России
    имени Е. Ф. Светланова.
    Дирижирует и рассказывает
    Михаил Юровский
    Солистка Ольга Перетятько (сопрано)

    Режиссерская версия

    03.07.2018

    В программе:
    Прокофьев
    Сюита «Летняя ночь»
    Моцарт
    "Exsultate, jubilate" – мотет для сопрано и оркестра
    Рахманинов
    Вокализ
    «Здесь хорошо» (переложение для голоса с оркестром В.Юровского (1915 – 1972))
    «Не пой, красавица, при мне» (переложение для голоса с оркестром М. Юровского)
    Шостакович
    Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч. 70

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ночные концерты Московской филармонии
    «Мама, я меломан»

    Режиссерская версия

    01.10.2017

    В программе:
    Верди
    Увертюра к опере "Сила судьбы"
    Бетховен
    Увертюра "Кориолан"
    Рахманинов
    Вокализ, соч. 34 № 14
    Прокофьев
    "Ромео и Джульетта" — фрагмент из большой сюиты из музыки балета
    Стравинский
    "Жар-птица" — фрагмент из сюиты из музыки балета
    Чайковский
    Симфония № 4 фа минор, соч. 36 (Финал)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Тайны женских портретов.
    Боттичелли, Рембрандт ван Рейн, Лиотар,
    Гойя, Давид, Ренуар

    22.10.2017

    В программе:
    Глинка
    «Вальс-фантазия»
    Прокофьев
    «Вальс Наташи Ростовой» из оперы «Война и мир»
    Пуленк
    «Человеческий голос» – моноопера

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е.Ф.Светланова,
    Владимир Юровский,
    Павел Милюков, Владислав Лаврик

    17.02.2018

    В программе:
    Гайдн
    Симфония № 52
    Щедрин
    Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра (Concerto parlando)
    Прокофьев
    Симфония № 4