В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
15 июня 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
«Ещё никогда ни один композитор не знал такого триумфа», — писали нью-йоркские газеты после премьеры симфонии «Из Нового света». В музыке шедевра Дворжака отразились его впечатления от путешествия в США, североамериканских пейзажей и индейского мелоса, в котором явно угадываются джазовые интонации. 15 июня эту партитуру можно будет услышать в Зале Чайковского.
Программу обрамляют сочинения композиторов XX века, привносивших в академическую эстетику элементы джаза. Ритмическая изобретательность Джазовой сюиты Цфасмана, виртуозный блеск Рапсодии в стиле блюз и энергичная танцевальность Кубинской увертюры Гершвина станут гармоничным дополнением к музыке Дворжака. За пультом оркестра Московской филармонии — Игорь Манашеров. Солист — Пётр Лаул, чьи интерпретации сочинений Гершвина и Цфасмана пользуются у публики огромным успехом.
Академический симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении всей своей истории входит в число лучших отечественных оркестров и достойно представляет российскую музыкальную культуру за рубежом.
Оркестр создан в сентябре 1951 года при Всесоюзном радиокомитете, в 1953 году вошел в штат Московской филармонии. Его художественный облик и исполнительская манера формировались под руководством прославленных отечественных дирижеров. Первым художественным руководителем и главным дирижером коллектива был Самуил Самосуд (1951–1957). В 1957–1959 гг. за оркестром, который возглавил Натан Рахлин, закрепилась слава одного из лучших в СССР. В 1958 году на I Международном конкурсе имени Чайковского оркестр под руководством Кирилла Кондрашина сопровождал триумфальное выступление Вэна Клайберна, а в 1960 году первым из отечественных симфонических коллективов совершил гастроли по США.
Кирилл Кондрашин возглавлял Симфонический оркестр Московской филармонии на протяжении 16 лет (1960–1976). Эти годы стали важной вехой в истории коллектива: маэстро провел премьеры Четвертой и Тринадцатой симфоний Шостаковича, его же поэмы «Казнь Степана Разина», кантаты «К 20-летию Октября» Прокофьева, исполнил и записал многие симфонии Малера. В 1973 году оркестру было присвоено звание академического. Еще больше музыки ХХ века оркестр играл под руководством Дмитрия Китаенко (1976–1990), в том числе премьеры сочинений Хренникова, Денисова, Шнитке, Буцко, Тищенко. Впервые в СССР прозвучали «Турангалила» Мессиана, кантата «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения» Стравинского. В дальнейшем коллективом руководили Василий Синайский (1991–1996) и Марк Эрмлер (1996–1998).
За пультом оркестра стояли крупнейшие отечественные и зарубежные дирижеры – Андре Клюитанс, Игорь Маркевич, Шарль Мюнш, Зубин Мета, Джордже Энеску, Неэме Ярви, Марис Янсонс, Джансуг Кахидзе, Курт Мазур, Евгений Светланов, композиторы Бенджамин Бриттен, Игорь Стравинский, Кшиштоф Пендерецкий. Именно с этим коллективом связан единственный дирижерский опыт Святослава Рихтера. С оркестром играли практически все крупнейшие солисты второй половины XX века: Исаак Стерн, Иегуди Менухин, Гленн Гульд, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Леонид Коган, Даниил Шафран, Яков Флиер, Николай Петров, Мстислав Ростропович, Владимир Крайнев, Маурицио Поллини, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман и многие другие. Оркестр записал более 350 пластинок и CD, многие из которых удостоены высших международных наград в области аудиозаписи и пользуются спросом до сих пор.
Новый этап в истории оркестра Московской филармонии начался в 1998 году, когда его возглавил народный артист СССР Юрий Симонов. Под его руководством коллектив добился выдающихся творческих достижений. Сегодня оркестр – одна из опор российской филармонической жизни, часто выступает в городах России (за последние десять лет они дали концерты в более чем 40 городах), успешно гастролирует в Великобритании, Германии, Испании, Японии, Гонконге, Китае, Корее.
В последние десятилетия с оркестром выступали выдающиеся музыканты современности: Марк-Андре Амлен, Валерий Афанасьев, Юрий Башмет, Борис Березовский, Юйцзя Ван, Максим Венгеров, Штефан Владар, Хибла Герзмава, Давид Герингас, Барри Дуглас, Лилия Зильберштейн, Суми Чо, Лора Клейкомб, Александр Князев, Сергей Крылов, Джон Лилл,
Николай Луганский, Константин Лифшиц, Олег Майзенберг, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Виктория Муллова, Даниэль Поллак, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Дмитрий Ситковецкий, Виктор Третьяков; дирижеры Лучано Акочелла, Семен Бычков, Александр Ведерников, Михаэль Гюттлер, Александр Дмитриев, Марко Замбелли, Томас Зандерлинг, Александр Лазарев, Андрес Мустонен, Василий Петренко, Бенжамин Пьоннье, Гинтарас Ринкявичюс, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Саулюс Сондецкис, Антонино Фольяни, Марис Янсонс и многие другие.
Один из приоритетов оркестра – работа с новым поколением музыкантов: в рамках цикла «Звезды XXI века» коллектив сотрудничает с одаренными солистами, начинающими путь на большую сцену, приглашает в свои филармонические абонементы молодых артистов. Оркестр – неизменный участник международных и Всероссийских мастер-курсов для молодых дирижеров Юрия Симонова, организованных Московской филармонией.
Деятельность маэстро Симонова и оркестра в значительной степени направлена на воспитание юных слушателей. Огромную популярность завоевал абонементный цикл «Сказки с оркестром», проходящий в Москве и во многих городах России с участием звезд театра и кино. Среди них – Марина Александрова, Мария Аронова, Алена Бабенко, Валерий Баринов, Сергей Безруков, Анна Большова, Ольга Будина, Валерий Гаркалин, Сергей Гармаш, Нонна Гришаева, Екатерина Гусева, Евгения Добровольская, Михаил Ефремов, Евгений Князев, Авангард Леонтьев, Павел Любимцев, Дмитрий Назаров, Александр Олешко, Ирина Пегова, Юлия Пересильд, Михаил Пореченков, Евгения Симонова, Григорий Сиятвинда, Даниил Спиваковский, Юрий Стоянов, Евгений Стычкин, Виктория Толстоганова, Михаил Трухин, Геннадий Хазанов, Чулпан Хаматова, Сергей Шакуров. Этот проект принес маэстро Симонову звание лауреата Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год. В 2010 году Юрий Симонов и оркестр стали лауреатами Премии национальной газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Дирижер и оркестр».
В последние годы коллектив представил ряд московских, российских и мировых премьер. Прозвучали сочинения Андрея Эшпая, Бориса Тищенко, Кшиштофа Пендерецкого, Филипа Гласса, Александра Чайковского, Сергея Слонимского, Валентина Сильвестрова, Эдуарда Артемьева, Геннадия Гладкова, Софии Губайдулиной, Алексея Рыбникова, Ефрема Подгайца, Кузьмы Бодрова и других композиторов.
Игорь Манашеров родился в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил Хоровое училище имени М. И. Глинки и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» (класс профессора Татьяны Хитровой) и «оперно-симфоническое дирижирование» (класс профессора Равиля Мартынова). Совершенствовал мастерство на международных дирижерских мастер-курсах Юрия Симонова в Венгрии (2005–2008). Победитель I Международного конкурса дирижеров Audite (Польша, 2017). На I Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» был отмечен почетной грамотой жюри.
Как оперный дирижер дебютировал в 2004 году в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории в опере «Евгений Онегин» Чайковского. В сезоне 2006/07 занимал пост главного приглашенного дирижера Академического симфонического оркестра Саратовской областной филармонии имени А. Г. Шнитке, с которым гастролировал в Испании и Италии.
С 2008 года – ассистент дирижера, с 2012-го – дирижер Академического симфонического оркестра Московской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – Юрий Симонов). С этим коллективом выступает в программах цикла «Сказки с оркестром», летнего абонемента «Музыкальные путешествия» и других абонементных концертах. С 2023 года – главный приглашенный дирижер Тульского филармонического симфонического оркестра.
С 2013 года постоянно участвует в проектах Санкт-Петербургского Дома музыки, сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Северо-Кавказской государственной филармонии имени В. И. Сафонова.
Выступал в Норвегии с Камерным оркестром Мурманской филармонии, сотрудничал с оркестром Liszt-Wagner в Будапеште, Симфоническим оркестром Польской Балтийской филармонии имени Фридерика Шопена в Гданьске и Камерным оркестром Радома в Польше, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Татарстан и другими коллективами.
Среди солистов, с которыми сотрудничал Манашеров, – пианисты Борис Березовский, Алексей Володин, Лукас Генюшас, Михаил Лидский, Пётр Лаул, Алексей Набиулин, Сергей Редькин, Злата Чочиева, скрипачи Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Алексей Лундин, Павел Милюков, Граф Муржа, Михаил Почекин, Анна Савкина, виолончелисты Сергей Ролдугин, Александр Рамм и многие другие.
Пётр Лаул родился в 1977 году в Ленинграде. В 2000-м окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Александра Сандлера).
Лауреат Бременского европейского фортепианного конкурса (1995 – III премия и специальная премия за лучшее исполнение произведения Баха; 1997 – I премия и специальная премия за лучшее исполнение сонаты Шуберта) и Международного конкурса пианистов имени А. Н. Скрябина (Москва, 2000; I премия).
Выступал на многих площадках России, Германии, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Испании, Бельгии, Люксембурга, Италии, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Швеции, Польши, Чехии, Венгрии, Румынии, Сербии, Северной Македонии, Боснии и Герцеговины, Нидерландов, Турции, США, Бразилии и Японии, в том числе в Санкт-Петербургской филармонии, Концертном зале Мариинского театра, Концертном зале имени П. И. Чайковского, парижском театре Шатле, Стейнвей-холле и Линкольн-центре в Нью-Йорке, амстердамском Консертгебау, Лионской опере, токийском Сантори-холле, линцском Брукнерхаусе и миланском Зале Верди.
Принимал участие в фестивалях в Кольмаре и Сен-Рикьё (Франция), фестивалях «Проект Марты Аргерих» (Лугано), «Арт-ноябрь» (Москва), «Весна искусств» (Монако), «Звезды белых ночей», «Лики современного пианизма», «Площадь Искусств» (Санкт-Петербург), Международном Дягилевском фестивале в Перми. Выступал с Заслуженным коллективом России Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Филармоническим оркестром Северо-Западной Германии, оркестрами театров Дессау, Бремерхафена, Ольденбурга и многими другими коллективами. Исполняет камерную музыку с такими артистами, как Илья Грингольц, Максим Венгеров, Виктор Третьяков, Граф Муржа, Алена Баева, Екатерина Семенчук, Александр Гиндин, Сергей Кузнецов, Сергей Левитин, Давид Грималь, Лоран Корсиа и Марк Коппе.
Сотрудничает со звукозаписывающими компаниями Naxos, Aeon, Onyx Classics, BIS, harmonia mundi, Querstand, Integral Classic, King Records, «Северные цветы». Среди наиболее значительных работ – диски с произведениями Скрябина (2006), с полными собраниями трио и виолончельных сонат Брамса (2007, 2008), скрипичных сонат и трио Шумана (2010) и скрипичных произведений Стравинского (2016).
С 2000 года преподает в средней специальной музыкальной школе Санкт-Петербургской консерватории, с 2002-го – также в самой консерватории (с 2015-го – доцент); в обоих учебных заведениях ведет класс специального фортепиано.