Онлайн-трансляция

Композитор и эпоха: музыкальные иллюстрации
Александр Бородин. Творческая лаборатория: опыт вдохновения

Мария Модеме сопрано
Вадим Зубков баритон
Александр Полторацкий скрипка
Анастасия Деханова скрипка
Анна Ченчикова альт
Игорь Зимин виолончель
Полина Назарчук виолончель
Вадим Шапыгин фортепиано
Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла

Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

Онлайн-трансляция Игорь Зимин виолончель | Светлана Адрианова фортепиано, ведущая, автор цикла | Мария Модеме сопрано | Камерный зал Филармонии

К 140-летию со дня рождения
Игоря Стравинского

пятница, 19:00

В программе:

Римский-Корсаков
Сюита из оперы «Золотой петушок»

Прокофьев
Концерт для скрипки с оркестром № 2 соль минор, соч. 63

Стравинский
Балет «Жар-птица»

Музыка Игоря Стравинского всегда занимала важное место как в афишах Московской филармонии, так и в репертуаре Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (прежде – Госоркестра СССР) и маэстро Александра Лазарева. В филармонических программах впервые в нашей стране звучали многие сочинения Стравинского, в том числе «Симфония псалмов» и первое действие оперы «Соловей», в исполнении которых участвовал Госоркестр. Исторические концерты Стравинского в 1962 году в Москве также проходили при участии Госоркестра, сыгравшего его «Оду» и балет «Орфей». Оркестр Московской филармонии и дирижер Дмитрий Китаенко впервые в СССР представили публике кантату «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения». 

Уже в новом тысячелетии поздние сочинения Стравинского в программы своих легендарных филармонических абонементов включал Геннадий Рождественский, в том числе – столичную премьеру кантаты «Проповедь, притча и молитва». Музыка Стравинского звучала и в филармонических программах Владимира Юровского: начиная с его первого московского концерта, продолжая его дебютным выступлением в должности главы Госоркестра России и далее на протяжении десяти лет его руководства коллективом. Сочинения Стравинского многие годы украшают и репертуар маэстро Александра Лазарева: от крупных шедевров до малых, таких как Септет, Регтайм и вокальные миниатюры.

К 140-летию со дня рождения Стравинского маэстро Лазарев подходит с присущим ему размахом: выбирает именно то сочинение, с которого началась европейская слава композитора, и представляет его не в виде одной из популярных сюит, но в нечасто звучащей полной версии. Если второй из «русских балетов» Стравинского, «Петрушка», был уже абсолютно самостоятельным произведением, то «Жар-птица» во многом отзывалась влиянием его учителя Николая Римского-Корсакова: знаменитый «Поганый пляс Кощеева царства» – прямой наследник III акта оперы-балета «Млада». 

Избегая буквальных сопоставлений, Лазарев начинает программу оркестровой сюитой из «Золотого петушка»: последней оперы Римского-Корсакова, впервые поставленной уже после смерти автора и предвосхитившей немало из того, что предстояло открыть Стравинскому. Через год после того, как в Москве впервые прозвучал «Золотой петушок», в Париже состоялась историческая премьера «Жар-птицы», закрепившая успех антрепризы Сергея Дягилева, где позже был поставлен и «Золотой петушок». В 2022 году отмечается 150-летие со дня рождения Дягилева, о чем также напоминает нынешний концерт.

Третий композитор программы – Сергей Прокофьев, еще один мастер, чья творческая судьба неотделима от крутых поворотов истории ХХ века. Будучи младше Стравинского на 9 лет, со временем Прокофьев также стал сотрудничать с антрепризой «Русский балет Дягилева», для которой написал несколько балетов, и на протяжении многих лет воспринимал Стравинского как соперника. Как и Стравинскому, Прокофьеву довелось жить во многих странах, что вполне отражает и «география» работы над Вторым скрипичным концертом: работа над ним началась в Париже, продолжилась в Воронеже, затем в Баку, и увенчалась премьерой в Мадриде. С тех пор Концерт украшает мировой скрипичный репертуар; он прозвучит в исполнении Павла Милюкова, лауреата Конкурса Чайковского, и станет еще одной яркой краской, рисующей эпоху Стравинского.