К 140-летию со дня рождения Игоря Стравинского : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 140-летию со дня рождения
    Игоря Стравинского

    17 июня 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Римский-Корсаков
    Сюита из оперы «Золотой петушок»
    Прокофьев
    Концерт для скрипки с оркестром № 2 соль минор, соч. 63
    Стравинский
    Балет «Жар-птица»

    12+

    Музыка Игоря Стравинского всегда занимала важное место как в афишах Московской филармонии, так и в репертуаре Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова (прежде – Госоркестра СССР) и маэстро Александра Лазарева. В филармонических программах впервые в нашей стране звучали многие сочинения Стравинского, в том числе «Симфония псалмов» и первое действие оперы «Соловей», в исполнении которых участвовал Госоркестр. Исторические концерты Стравинского в 1962 году в Москве также проходили при участии Госоркестра, сыгравшего его «Оду» и балет «Орфей». Оркестр Московской филармонии и дирижер Дмитрий Китаенко впервые в СССР представили публике кантату «Звездоликий» и «Заупокойные песнопения». 

    Уже в новом тысячелетии поздние сочинения Стравинского в программы своих легендарных филармонических абонементов включал Геннадий Рождественский, в том числе – столичную премьеру кантаты «Проповедь, притча и молитва». Музыка Стравинского звучала и в филармонических программах Владимира Юровского: начиная с его первого московского концерта, продолжая его дебютным выступлением в должности главы Госоркестра России и далее на протяжении десяти лет его руководства коллективом. Сочинения Стравинского многие годы украшают и репертуар маэстро Александра Лазарева: от крупных шедевров до малых, таких как Септет, Регтайм и вокальные миниатюры.

    К 140-летию со дня рождения Стравинского маэстро Лазарев подходит с присущим ему размахом: выбирает именно то сочинение, с которого началась европейская слава композитора, и представляет его не в виде одной из популярных сюит, но в нечасто звучащей полной версии. Если второй из «русских балетов» Стравинского, «Петрушка», был уже абсолютно самостоятельным произведением, то «Жар-птица» во многом отзывалась влиянием его учителя Николая Римского-Корсакова: знаменитый «Поганый пляс Кощеева царства» – прямой наследник III акта оперы-балета «Млада». 

    Избегая буквальных сопоставлений, Лазарев начинает программу оркестровой сюитой из «Золотого петушка»: последней оперы Римского-Корсакова, впервые поставленной уже после смерти автора и предвосхитившей немало из того, что предстояло открыть Стравинскому. Через год после того, как в Москве впервые прозвучал «Золотой петушок», в Париже состоялась историческая премьера «Жар-птицы», закрепившая успех антрепризы Сергея Дягилева, где позже был поставлен и «Золотой петушок». В 2022 году отмечается 150-летие со дня рождения Дягилева, о чем также напоминает нынешний концерт.

    Третий композитор программы – Сергей Прокофьев, еще один мастер, чья творческая судьба неотделима от крутых поворотов истории ХХ века. Будучи младше Стравинского на 9 лет, со временем Прокофьев также стал сотрудничать с антрепризой «Русский балет Дягилева», для которой написал несколько балетов, и на протяжении многих лет воспринимал Стравинского как соперника. Как и Стравинскому, Прокофьеву довелось жить во многих странах, что вполне отражает и «география» работы над Вторым скрипичным концертом: работа над ним началась в Париже, продолжилась в Воронеже, затем в Баку, и увенчалась премьерой в Мадриде. С тех пор Концерт украшает мировой скрипичный репертуар; он прозвучит в исполнении Павла Милюкова, лауреата Конкурса Чайковского, и станет еще одной яркой краской, рисующей эпоху Стравинского.

    Александр Лазарев

    Александр Лазарев – выдающийся дирижер современности, народный артист России (1982). Родился в 1945 году в Москве. Дирижированию обучался у Лео Гинзбурга в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. В 1971 году завоевал I премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров, в следующем году – I премию и золотую медаль на Международном конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине.

    С 1973 года работал в Большом театре, где в 1974 году выступил музыкальным руководителем первой постановки оперы «Игрок» Прокофьева на русском языке (режиссер – Борис Покровский). В 1978 году основал Ансамбль солистов Большого театра, важной частью деятельности которого была популяризация современной музыки; осуществил с ансамблем ряд премьер и сделал множество записей. В 1986 году удостоен Государственной премии РСФСР за концертные программы и спектакли Большого театра. В 1987–1995 гг. – главный дирижер и художественный руководитель театра. В этот период состоялись гастроли труппы в Токио, Милане (Ла Скала), на Эдинбургском фестивале и в Нью-Йорке (Метрополитен-опера).

    В Большом театре Александр Лазарев вел оперы «Руслан и Людмила» Глинки, «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта», «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Моцарт и Сальери», «Садко» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Обручение в монастыре» Прокофьева, «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата», «Дон Карлос» Верди, «Фауст» Гуно, «Тоска» Пуччини; балеты «Весна священная» Стравинского, «Анна Каренина» Щедрина, «Иван Грозный» на музыку Прокофьева.

    Под музыкальным руководством Лазарева были поставлены оперы «Жизнь за царя» Глинки, «Снегурочка», «Млада», «Сказка о царе Салтане» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Орлеанская дева» Чайковского, «Князь Игорь» Бородина, «Скупой рыцарь» и «Алеко» Рахманинова, «Игрок» и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Похищение Луны» Тактакишвили; балетов «Чайка» и «Дама с собачкой» Щедрина. Несколько спектаклей («Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Млада») сняты телевидением. Кроме того, с Лазаревым оркестр театра сделал ряд записей для фирмы Erato.

    Среди оркестров, с которыми сотрудничал дирижер, – Берлинский и Мюнхенский филармонические, Королевский оркестр Консертгебау (Амстердам), лондонский оркестр «Филармония», Филармонический оркестр Ла Скала, оркестр Академии Санта-Чечилия в Риме, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Осло, оркестр Шведского радио, оркестр вещательной корпорации NHK(Япония), оркестры Кливленда и Монреаля. Выступал с труппами Королевского театра де ла Монне (Брюссель), парижской Оперá Бастий, Женевского оперного, Баварской государственной оперы и Лионской национальной оперы. В репертуаре дирижера – произведения от XVIII века до авангарда.

    Дебютировав в Лондоне в 1987 году, Александр Лазарев стал постоянным гостем в Великобритании. В 1992–1995 гг. – главный приглашенный дирижер Симфонического оркестра Би-би-си, с 1994 – главный приглашенный, в 1997–2005 гг. – главный дирижер Королевского Шотландского национального оркестра (сегодня – почетный дирижер). Результатом работы маэстро с британскими оркестрами стали многочисленные записи, выступления на фестивале BBC Proms и насыщенная гастрольная деятельность. 

    В 2008–2016 гг. Лазарев возглавлял Японский филармонический оркестр, с которым записал все симфонии Прокофьева, Рахманинова, ряд симфоний Глазунова и Шостаковича.

    Александр Лазарев сделал десятки записей на фирмах «Мелодия», Virgin Classics, Sony Classical, Hyperion, BMG, BIS, Linn Records, Octavia Records. Активно сотрудничает с ведущими симфоническими коллективами Москвы: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Национальным филармоническим оркестром России, ГСО «Новая Россия», Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии. В 2009 году Лазарев вернулся в Большой театр в качестве постоянного приглашенного дирижера. В 2010 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2016 году получил Премию Москвы в области литературы и искусства за постановку оперы «Хованщина» Мусоргского в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Спектакль был также удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» по итогам сезона 2014/15.

    Среди работ Александра Лазарева последних лет – постановки опер «Чародейка» Чайковского в Большом театре, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Пиковая дама» Чайковского в МАМТе, «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Женевской опере, «Похождения повесы» и «Поцелуй феи» Стравинского в оперных театрах Лиона и Бордо, исполнения таких масштабных полотен, как Седьмая симфония Малера, Вторая и Третья симфонии Рахманинова, «Домашняя симфония» Р. Штрауса, «Манфред» Чайковского, «Тарас Бульба» Яначека и другие.

    Павел Милюков

    Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.

    Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violin в Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.

    Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром,Филармоническим оркестром Балтийского моряи другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.

    Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века».

    В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы. В 2023 году – член жюри в категории «скрипка» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.

    Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).