В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
4 октября 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №7:
Великие инструментальные концерты
Концерт для
скрипки и виолончели с оркестром Иоганнеса Брамса – среди популярнейших
произведений на мировой и на отечественной сцене. В один из недавних сезонов
Московской филармонии по частоте исполнений ему уступили даже фортепианные
концерты Чайковского и Рахманинова. Виртуозные сольные партии, их
завораживающие диалоги, богатство мелодий, великолепие оркестровки, гений
композитора – все это делает Двойной концерт сочинением единственным в своем
роде. Любое крупное произведение для скрипки и виолончели с оркестром обречено
на сравнение с ним, и за неполные полтора столетия с его премьеры не появилось
ни одного подобного концерта, который занял бы такое же место в мировом
репертуаре.
Тем более уникальна возможность услышать в течение вечера несколько концертов для скрипки и виолончели с оркестром, особенно когда один из них – абсолютный раритет. Двойной концерт Бенджамина Бриттена, крупнейшего композитора ХХ века, был написан им в 18-летнем возрасте; при жизни автора не публиковался и не исполнялся. Лишь в 1997 году, через 65 лет после появления на свет, он впервые прозвучал на основанном Бриттеном фестивале в Олдборо (пять лет спустя состоялась и российская премьера). Концерт написан для скрипки и альта; версию для скрипки и виолончели представят Павел Милюков и Александр Князев.
На концерте в «Филармонии-2» программу дополнит еще одно сочинение молодого Бриттена – «Простая симфония». Днем позже, в Зале Чайковского, к концертам Брамса и Бриттена добавится знаменитая Концертная симфония Моцарта. Александр Князев переложил для своего инструмента целый ряд сочинений, написанных для скрипки или альта, и Концертную симфонию исполняет регулярно, играя партию альта на виолончели. «С ней я порядком намучился, но технологическое решение опять же подсказал мне сам Моцарт, – рассказывает маэстро. – Я обратился к уртексту, в котором обнаружил, что партия альта у него перестроена на полтона ниже. То есть в ре мажоре. И в один момент произведение из неисполнимого стало страшно легким и теперь прочно вошло в мой репертуар».
Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.
Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.
В 2009–2020 гг. в Москве проходил Большой фестиваль РНО с участием ведущих исполнителей современности. С 2024 года Фестиваль РНО проходит в обновленном формате под руководством Александра Рудина.
РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI.
В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова.
Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.
В 2023–2024 гг. Александр Рудин провел свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива по России. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги.
В течение сезона Александр Рудин и РНО выступили на открытии IV Всероссийского музыкального конкурса по специальности «камерные ансамбли» в Уфе и на открытии юбилейного 80-го концертного сезона Оренбургской филармонии; 25 сентября, в день рождения Шостаковича, приняли участие в IV Международном фестивале искусств «Шостакович. Над временем» в Самаре; в рамках Всероссийского марафона «Мой Рахманинов», приуроченного к 150-летию со дня рождения композитора дали концерты во Владикавказе, Махачкале, Грозном и Москве. Также выступления коллектива прошли в филармонических залах Великого Новгорода, Уфы, Петрозаводска и Санкт-Петербурга, на фестивале «Стрелка» в Нижнем Новгороде (с программой музыки Шнитке к 90-летию со дня рождения композитора) и open-air фестивалях в Новом Иерусалиме и Ясной Поляне.
Михаил Татарников родился в 1978 году в Ленинграде (Санкт-Петербург). Окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Александра Полищука).
В 2006 году дебютировал в Мариинском театре с балетом «Метафизика» на музыку Второй симфонии Прокофьева, через год выступил как оперный дирижер («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева). Впоследствии под его управлением в Мариинском театре прозвучало более сорока произведений. Ассистировал Валерию Гергиеву в постановке тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера в нью-йоркской Метрополитен-опере.
В 2012–2018 гг. – музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра. С сезона 2023/24 – музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НОВАТ).
Дирижировал в берлинской Комише Опер, миланском театре Ла Скала, Опере Бордо, Баварской государственной опере, Опера Бастий в Париже, Национальной опере Бергена, венском Театре ан дер Вин, Большом театре (Национальной опере) в Варшаве, Латвийской национальной опере, брюссельском Королевском театре де ла Монне и других.
Сотрудничал с известными режиссерами, в числе которых Дмитрий Черняков, Юрген Флимм, Дмитрий Бертман и другие.
Дирижер-постановщик опер «Билли Бадд» Бриттена в Михайловском театре (российская премьера), «Демон» Рубинштейна в театре Лисеу в Барселоне, «Манон Леско» Пуччини в Берлинской государственной опере, «Снегурочка» Римского-Корсакова в Парижской опере, «Самсон и Далила» Сен-Санса в концертном исполнении на сцене Театра Елисейских Полей, «Борис Годунов» Мусоргского и «Игрок» Прокофьева в Опере Монте-Карло, «Князь Игорь» Бородина в Гамбургской государственной опере, «Средство Макропулоса» Яначека в Опере Сан-Франциско.
Как симфонический дирижер работал c Национальными оркестрами Франции, Дании, Латвии и Шотландии, филармоническими оркестрами Роттердама, Монте-Карло, Осло, Сеула, оркестрами Польского радио и Радио Франс, симфоническими оркестрами Бирмингема, Борнмута, Токио, Сиэтла, а также с Национальным филармоническим оркестром России, Новосибирским филармоническим, Российским национальным оркестром.
Сотрудничал с выдающимися солистами, такими как Дмитрий Хворостовский, Роберто Аланья, Кристине Ополайс, Аида Гарифуллина, Ильдар Абдразаков, Нил Шикофф, Готье и Рено Капюсоны, Вадим Репин, Николай Луганский, Питер Донохоу. Провел турне с Анной Нетребко и Юсифом Эйвазовым по Японии, Китаю, Южной Корее, Австралии и Новой Зеландии, а также гала-концерт с их участием на 100-м Зальцбургском фестивале.
С 2020 года – художественный руководитель международных музыкальных фестивалей в замке Вальроз (Ницца, Франция) и в Сан-Марино.
Обладатель специальной награды петербургской премии «Золотой софит» – «За театральную выразительность дирижерских решений» (2013). В 2016 году удостоен Памятного знака и диплома «Чайковский» за вклад в развитие музыкальной культуры России.
Павел Милюков родился в 1984 году в Перми. Окончил Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, консерваторию и ассистентуру-стажировку МГК (класс профессора Владимира Иванова). Продолжил совершенствоваться в Университете музыки и драмы в Граце и Венском институте музыки и исполнительского искусства под руководством профессора Бориса Кушнира.
Лауреат международных конкурсов в Клостер-Шёнтале (II премия, 2003), конкурса Роберта Канетти (I премия, 2005, проводился в Венгрии), имени Никколо Паганини в Москве (II премия, I премия не присуждалась, 2007), Astana Violin в Астане (Гран-при, 2008), Vibrarte в Париже (I премия в составе трио Con Spirito, 2008), имени Давида Ойстраха в Москве (II премия, 2008), в Сеуле (II премия, 2012), имени Арама Хачатуряна в Ереване (I премия, 2012). В 2010 году стал обладателем II премии Первого Всероссийского музыкального конкурса (Москва). В 2015 году завоевал III премию на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Скрипач ведет активную концертную деятельность: гастролирует в странах Европы, в Японии, Южной и Северной Корее, Китае, Бразилии, во многих городах России, где также проводит мастер-классы. Выступает на известных концертных площадках с ведущими российскими и зарубежными коллективами: Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, оркестром Мариинского театра, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Уральским академическим филармоническим оркестром,Филармоническим оркестром Балтийского моряи другими. Среди дирижеров, с которыми сотрудничал Павел Милюков, – Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Михаил Плетнёв, Юрий Симонов, Владимир Юровский, Кристиан Ярви, Джеймс Конлон, Александр Сладковский, Василий Петренко, Павел Коган, Роберт Канетти, Мария Эклунд.
Был дважды удостоен стипендии Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного банка «Россия». В 2008–2012 годах – солист Санкт-Петербургского Дома музыки. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века».
В 2016 году награжден орденом Дружбы. С 2016 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки под руководством профессора Владимира Иванова. Регулярно проводит мастер-классы. В 2023 году – член жюри в категории «скрипка» XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Играет на скрипке Пьетро Джованни Гварнери «Экс-Сигети», предоставленной швейцарским фондом «Нева».
Народный артист России Александр Князев окончил Московскую государственную консерваторию (класс виолончели профессора Александра Федорченко) и Нижегородскую государственную консерваторию (класс органа профессора Галины Козловой). Долгие годы успешно сочетает амплуа виолончелиста и органиста, с 2015 года выступает также как пианист.
Завоевал международное признание, став лауреатом престижных исполнительских конкурсов, в том числе имени П. И. Чайковского в Москве, UNISA в ЮАР, имени Гаспара Кассадо во Флоренции. Играет на виолончели работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Александр Князев выступал с ведущими коллективами мира, в числе которых Королевский филармонический оркестр и Симфонический оркестр Би-би-си (Лондон), оркестры Баварского радио и радио Бухареста, Чешский филармонический, Национальный оркестр Франции, Оркестр де Пари, Токийский симфонический и оркестр японской корпорации NHK, Венский, Гётеборгский, Люксембургский и Ирландский симфонические оркестры, Симфонический оркестр имени Верди (Милан), Будапештский фестивальный, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, симфонические оркестры Московской и Санкт-Петербургской филармоний, Национальный филармонический оркестр России, Российский национальный оркестр, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы» и др.
Сотрудничал с крупнейшими дирижерами Европы и Америки, среди которых Курт Мазур, Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Юрий Темирканов, Неэме Ярви, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Юрий Башмет, Владимир Спиваков, Александр Ведерников. Играл в ансамбле с Виктором Третьяковым, Вадимом Репиным, Сергеем Крыловым, Денисом Мацуевым, Огюстеном Дюмэ, Борисом Березовским, Валерием Афанасьевым, Михаилом Воскресенским, Николаем Луганским, Евгением Кисиным, Елизаветой Леонской, Эдуардом Оганесяном, Пламеной Манговой, Катей Сканави и др. Выступал в составе трио с Борисом Березовским и Дмитрием Махтиным, позже – с Николаем Луганским и Вадимом Репиным.
Концерты Князева проходят в лучших залах Парижа, Брюсселя, Лондона, Вены, Милана, городов Австралии, Бразилии, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Кореи, Португалии, США, Финляндии, Швеции, ЮАР и многих других стран. Музыкант принимал участие в международных фестивалях «Декабрьские вечера» и «Черешневый лес» в Москве, «Площадь искусств» в Санкт-Петербурге, «Эльба – музыкальный остров Европы», фестивалях в Кольмаре, Монпелье (Радио Франс), Ла-Рок-д'Антероне, Нанте («Безумные дни»), Гштааде, Вербье, Зальцбурге, Праге, Бухаресте (имени Джордже Энеску), Сен-Дени, Ла-Рок-д'Антероне, Вильнюсе, Братиславе, Токио, Рио-де-Жанейрои др.
Александр Князев – преподаватель Московской консерватории (с 1995 по 2004 гг., с 2019 года по настоящее время). Регулярно проводит мастер-классы в разных странах мира. Был приглашен в состав жюри ІІ Международного юношеского конкурса имени П. И. Чайковского в Японии, ХІ, ХІІ и XV Международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве.
Как органист Александр Князев много выступает в России и за рубежом, исполняя сольные программы и произведения для органа с оркестром. В 2012 году он возглавлял жюри I Всероссийского музыкального конкурса по специальности «орган» в Калининграде. В его репертуаре значительное место занимает музыка И. С. Баха, в том числе Восемнадцать лейпцигских хоралов, трио-сонаты, «Искусство фуги» (транскрипция Хельмута Вальхи), «Гольдберг-вариации» (транскрипция Жана Гийю), сонаты для скрипки и органа. Цикл «Искусство фуги» музыкант исполнял в Казальс-холле в Токио, на фестивале Радио Франс в Монпелье, во многих городах Франции, Германии, Австрии и Нидерландов, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Лейпцигские хоралы звучали в его исполнении в Домском соборе в Риге, Московском международном Доме музыки, Зале Чайковского в Москве и Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Затем Князев записал их на органе Домского собора в Риге (фирма «Мелодия»). Альбом органной музыки Баха записан Князевым для нидерландской фирмы Piano Classics, а запись «Гольдберг-вариаций» (транскрипция Жана Гийю) выпущена японской фирмой Exton.
Огромную роль в жизни и творчестве Князева сыграло общение с выдающимся французским органистом Жаном Гийю, с которым он сыграл множество концертов, по приглашению которого не раз выступал как органист в Церкви Св. Евстафия в Париже, а также записал «Концертную фантазию» Гийю для виолончели и органа (сочинение посвящено Александру Князеву).
В дискографии музыканта – более 40 CD. Многие записи Князева удостоены престижных международных наград (в частности, двух премий ECHO Klassik, Diapason d’Or и др.). В числе релизов последних лет – альбом виолончельных сочинений Регера; переиздание диска из антологии записей Евгения Светланова («Шеломо» Блоха с Госоркестром); запись сонаты Франка и транскрипции «Элегической поэмы» Изаи с болгарской пианисткой Пламеной Манговой, получившая блестящие отзывы журнала Gramophone; три сонаты Баха для виолончели и органа, записанные в дуэте с Жаном Гийю (Augure).