Уже второй сезон Московская филармония проводит абонемент «Другое
пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной
музыки. Первый концерт цикла проведет Госоркестр России – коллектив, при
участии которого состоялось большинство важнейших событий «Другого
пространства» последних лет. В лучших традициях фестиваля программа составлена
почти целиком из премьер.
Вечер открывает мировая премьера сочинения Verification петербургского композитора Анатолия Королёва. В 2019
году он отметил 70-летие, тогда же завершив первый в своей жизни балет –
«Приказ короля» для театра Урал Опера Балет; постановка была выдвинута на
Премию «Золотая Маска» в девяти номинациях (в том числе «Лучшая работа
композитора») и получила две награды. Среди произведений Королёва также Концерт
для скрипки и камерного оркестра, «Еретик» для хора фаготов и оркестра, «Школа
для дураков» для солистов и ансамбля на тексты из романа Саши Соколова, хоры на
стихи Иосифа Бродского и Ольги Седаковой.
В центре программы – две российские премьеры. Inferno («Ад») англичанина Томаса Адеса, одного из наиболее
успешных композиторов нашего времени, задуман как самостоятельное произведение,
создававшееся по заказу Филармонического оркестра Лос-Анджелеса к его столетию.
Сам автор называет сочинение «благодарным приношением Ференцу Листу, автору
демонической музыки». Со временем замысел менялся – так возникла идея балета, а
созаказчиками выступили лондонский Королевский театр Ковент-Гарден и
амстердамский оркестр Консертгебау. На концертной сцене «Ад» впервые был
представлен в мае 2019 года под управлением Густаво Дудамеля, на театральной –
двумя месяцами позже в хореографии Уэйна Макгрегора. Затем концепция разрослась
до балетной трилогии «Данте», где к «Аду» добавились «Чистилище» и «Рай».
Пресса оценила «Данте» исключительно высоко, сравнив партитуру с величайшими
балетами от Чайковского и Стравинского до Равеля и Прокофьева.
Второе отделение открывает российская премьера еще одного нашего
современника, Концерт для скрипки с оркестром Гюса Янсена – фигуры необычной
даже для исключительно разнообразного композиторского сообщества Нидерландов.
Успешный академический композитор, автор нескольких опер, Янсен выступает также
в джазовых и импровизационных ансамблях как пианист, клавесинист и барабанщик.
В Скрипичном концерте Янсена восемь коротких частей, в четных оркестр делится
на две части, играющие независимо друг от друга. При этом они аккомпанируют
солисту, чья партия выписана лишь
частично, соответственно, ни одно исполнение концерта не будет похоже на
другое. Вместе с Госоркестром России и дирижером Фёдором Леднёвым решать эту
необычную задачу будет Елена Ревич.
Завершит концерт Четвертая симфония Николая Каретникова, opus magnum
одного из крупнейших композиторов-нонконформистов. Написанная без малого 60 лет
назад, она впервые была исполнена в Москве в 1985 году под управлением Геннадия
Рождественского. С тех пор симфония в России не звучала, хотя в программы своих
зарубежных выступлений ее включали такие российские дирижеры, как Александр
Лазарев и Валерий Гергиев. Нынешнее исполнение симфонии – первое в нашей стране
почти за 40 лет – задумано как краеугольный камень программы, ее кульминация и
смысловая точка.