Другое пространство. Continuo : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Другое пространство. Continuo

    27 ноября 2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Видеозапись концерта

    Для просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться

    Личный кабинет на meloman.ru — это:

    • — просмотр эксклюзивных видео
    • — личная история просмотров
    • — добавление видео в избранное
    • — синхронизация с мобильным устройством
    В программе:
    Королёв
    Verification для оркестра (мировая премьера)
    Адес
    Inferno («Ад») из балетной трилогии «Данте» (российская премьера)
    Янсен
    Концерт для скрипки с оркестром (российская премьера)
    Каретников
    Симфония № 4, соч. 17

    12+

    Абонемент №1:

    «Другое пространство. Continuo»

    Уже второй сезон Московская филармония проводит абонемент «Другое пространство. Continuo», воссоздающий атмосферу любимого публикой фестиваля современной музыки. Первый концерт цикла проведет Госоркестр России – коллектив, при участии которого состоялось большинство важнейших событий «Другого пространства» последних лет. В лучших традициях фестиваля программа составлена почти целиком из премьер.

    Вечер открывает мировая премьера сочинения Verification петербургского композитора Анатолия Королёва. В 2019 году он отметил 70-летие, тогда же завершив первый в своей жизни балет – «Приказ короля» для театра Урал Опера Балет; постановка была выдвинута на Премию «Золотая Маска» в девяти номинациях (в том числе «Лучшая работа композитора») и получила две награды. Среди произведений Королёва также Концерт для скрипки и камерного оркестра, «Еретик» для хора фаготов и оркестра, «Школа для дураков» для солистов и ансамбля на тексты из романа Саши Соколова, хоры на стихи Иосифа Бродского и Ольги Седаковой.

    В центре программы – две российские премьеры. Inferno («Ад») англичанина Томаса Адеса, одного из наиболее успешных композиторов нашего времени, задуман как самостоятельное произведение, создававшееся по заказу Филармонического оркестра Лос-Анджелеса к его столетию. Сам автор называет сочинение «благодарным приношением Ференцу Листу, автору демонической музыки». Со временем замысел менялся – так возникла идея балета, а созаказчиками выступили лондонский Королевский театр Ковент-Гарден и амстердамский оркестр Консертгебау. На концертной сцене «Ад» впервые был представлен в мае 2019 года под управлением Густаво Дудамеля, на театральной – двумя месяцами позже в хореографии Уэйна Макгрегора. Затем концепция разрослась до балетной трилогии «Данте», где к «Аду» добавились «Чистилище» и «Рай». Пресса оценила «Данте» исключительно высоко, сравнив партитуру с величайшими балетами от Чайковского и Стравинского до Равеля и Прокофьева.

    Второе отделение открывает российская премьера еще одного нашего современника, Концерт для скрипки с оркестром Гюса Янсена – фигуры необычной даже для исключительно разнообразного композиторского сообщества Нидерландов. Успешный академический композитор, автор нескольких опер, Янсен выступает также в джазовых и импровизационных ансамблях как пианист, клавесинист и барабанщик. В Скрипичном концерте Янсена восемь коротких частей, в четных оркестр делится на две части, играющие независимо друг от друга. При этом они аккомпанируют солисту, чья партия  выписана лишь частично, соответственно, ни одно исполнение концерта не будет похоже на другое. Вместе с Госоркестром России и дирижером Фёдором Леднёвым решать эту необычную задачу будет Елена Ревич.

    Завершит концерт Четвертая симфония Николая Каретникова, opus magnum одного из крупнейших композиторов-нонконформистов. Написанная без малого 60 лет назад, она впервые была исполнена в Москве в 1985 году под управлением Геннадия Рождественского. С тех пор симфония в России не звучала, хотя в программы своих зарубежных выступлений ее включали такие российские дирижеры, как Александр Лазарев и Валерий Гергиев. Нынешнее исполнение симфонии – первое в нашей стране почти за 40 лет – задумано как краеугольный камень программы, ее кульминация и смысловая точка.

    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    В 2021 году Госоркестру России имени Е. Ф. Светланова, одному из старейших симфонических коллективов страны, исполнилось 85 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005 г. коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. С 2021 года пост почетного дирижера занимает Владимир Юровский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Ван Клиберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин. 

    В последние годы список солистов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Александрины Пендачанской, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Мицуко Учиды, Рудольфа Бухбиндера, скрипачей Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Николая Цнайдера, Сергея Крылова, Кристофа Барати, Юлиана Рахлина, Пинхаса Цукермана. Значительное внимание уделяется также совместной работе с молодыми музыкантами, среди которых дирижеры Димитрис Ботинис, Максим Емельянычев, Валентин Урюпин, Мариус Стравинский, Филипп Чижевский, пианисты Андрей Гугнин, Люка Дебарг, Филипп Копачевский, Ян Лисецкий, Дмитрий Маслеев, Александр Романовский, Никита Мндоянц, скрипачи Алена Баева, Айлен Притчин, Валерий Соколов, Павел Милюков, виолончелист Александр Рамм.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве и «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году премии Gramophone удостоен диск с записью скрипичных концертов Шостаковича, сделанной Госоркестром под управлением Владимира Юровского (солистка – Алина Ибрагимова).

    Фёдор Леднёв

    Фёдор Леднёв родился в 1971 году в Минске. Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова по специальностям «хоровое дирижирование» и «оперно-симфоническое дирижирование». С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н. А. Римского-Корсакова.

    Как приглашенный дирижер сотрудничал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими известными коллективами. С 2019 года – дирижер musicAeterna.

    Выступает со многими российскими и зарубежными ансамблями современной музыки, такими как «Студия новой музыки», ГАМ-ансамбль (Москва), Nostri Temporis (Украина), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Постоянный дирижер санкт-петербургского ансамбля современной музыки eNsemble с момента его основания в 2001 году. Постоянный приглашенный дирижер Московского Ансамбля Современной Музыки, участник российских и европейских фестивалей. Под руководством Фёдора Леднёва состоялось более 200 мировых премьер сочинений российских и зарубежных композиторов.

    Как дирижер-ассистент принимал участие в постановках опер «Воццек» Берга в Большом театре, MedeaMaterial Паскаля Дюсапена и «Носферату» Дмитрия Курляндского в Пермском театре оперы и балета. Как вокалист участвовал в постановках опер «Эней в Лацио» Сарти (Латин, 1999), «Якоб Ленц» Рима (Кауфман, 2001), «Орфей» Монтеверди (Орфей, 2002).

    В 2018 году выступил дирижером-постановщиком балета «Пахита» в Екатеринбургском театре оперы и балета (спектакль выдвигался на Национальную театральную премию «Золотая маска» в девяти номинациях, в том числе «Лучший дирижер»; был удостоен Специальной премии жюри музыкального театра «За лучшее событие Года Петипа»). Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства.


    Елена Ревич

    Елена Ревич родилась в Москве в семье музыкантов. В 1997 году окончила Московскую государственную консерваторию (класс профессора Ирины Бочковой). Год спустя стала дипломанткой ХI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого момента началась ее активная концертная деятельность. Скрипачка выступает в Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Зале имени Бетховена в Бонне, Театре принца-регента в Мюнхене, Оперном театре Дуйсбурга, Зале имени Верди в Милане, Академии Санта-Чечилия в Риме, Театре Ниццы, зале «Финляндия» в Хельсинки и на других известных сценах.

    Сотрудничала с известными дирижерами – Джансугом Кахидзе, Владимиром Юровским, Юрием Башметом, Александром Ведерниковым, Теодором Курентзисом, Дмитрием Лиссом, Робертом Тревиньо и др., выступала со знаменитыми коллективами, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», «Солисты Москвы», Российский национальный оркестр, «Новая Россия», MusicAeterna, Tapiola Sinfonietta (Финляндия), «Северная симфония» (Великобритания), Оркестр Штутгартcкого радио, Литовский национальный симфонический оркестр и Государственный симфонический оркестр Грузии. 

    Принимала участие в фестивалях камерной музыки на о. Эльба и в Стрезе (Италия), Кройте и Роландсеке (Германия), Кухмо и Миккели (Финляндия) и других, где играла в ансамбле с выдающимися музыкантами, в числе которых Гидон Кремер, Юрий Башмет, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Александр Князев, Мишель Порталь и Марио Брунелло. 

    Елена Ревич – первая исполнительница многих сочинений современных композиторов. В 2000 году участвовала в российской премьере Секстета Кшиштофа Пендерецкого, в 2002-м вместе с Юрием Башметом впервые в Москве исполнила Двойной концерт Бриттена, в 2020-м представила «Нежный ветер Элизиума» Ольги Раевой (мировая премьера) на закрытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство». Специально для Елены написаны концерты и камерные произведения ведущих молодых авторов России и зарубежья, в том числе концерт для скрипки с оркестром Cloud Ground Сергея Невского (2017), который она исполняла с оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. 

    Автор идеи и художественный руководитель фестиваля «Музыка на воде». Автор идеи и солистка Оперы для скрипки и ученого «Галилео», поставленной в Электротеатре Станиславский (проект удостоен трех номинаций на премию «Золотая Маска»), а также музыкально-поэтических программ, где выступает вместе с поэтом Дмитрием Быковым и актерами Александром Галибиным, Анатолием Белым и Ксенией Раппопорт. 

    Лауреат Молодежной премии «Триумф» и премии американских критиков за диск «Цветы зла» с музыкой Владимира Генина (2015). Заслуженная артистка России.

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Рекомендуем к просмотру

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Вещь в себе». Гия Канчели — «Стикс»

    Режиссерская версия

    19.02.2022

    В программе:
    Канчели
    «Стикс» для солирующего альта, хора и оркестра

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    «Вещь в себе». Арво Пярт — Tabula rasa

    Режиссерская версия

    06.11.2021

    В программе:
    Пярт
    Tabula rasa для двух скрипок, струнного оркестра и подготовленного фортепиано

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Элисо Вирсаладзе,
    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр,
    Валентин Урюпин

    Режиссерская версия

    27.11.2020

    Моцарт Концерт № 23 для фортепиано с оркестром ля мажор, K 488

    В программе:
    Моцарт
    Концерт № 23 для фортепиано с оркестром ля мажор, K 488
    Чайковский
    Симфония No. 6 си минор («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Ларс Фогт
    и Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр
    Меломан PRO

    Режиссерская версия

    25.02.2020

    В программе:
    Бетховен
    Концерт № 4 для фортепиано с оркестром
    Чайковский
    Симфония № 6 («Патетическая»)

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Другое пространство. Weekend

    26.03.2022

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    Другое пространство. Weekend

    26.03.2022

    В программе:
    Сысоев
    «Над лунами» для сопрано и большого ансамбля
    Ксенакис
    À l'île de Gorée для клавесина и ансамбля
    Лигети
    Камерный концерт для 13 инструментов
    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    15 апреля в 19:00