В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
29 ноября 2022
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №23:
«Молодые таланты»
Программу вечера
составили сочинения основоположника чешской музыкальной классики Антонина
Дворжака, финского гения Яна Сибелиуса и «самого русского» композитора Сергея
Рахманинова. С Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова под
управлением Михаила Грановского выступят яркие молодые солисты, лауреаты
международных конкурсов Василий Степанов (виолончель), Леонид Железный
(скрипка) и Тимофей Владимиров (фортепиано).
В центре программы – опусы, признанные вершинами своего жанра: Скрипичный концерт Сибелиуса и Третий фортепианный концерт Рахманинова. Молодой Сибелиус грезил о карьере концертирующего солиста, и хотя из-за травмы плеча его мечта не осуществилась, он стал первым финским композитором, чей концерт играют лучшие скрипачи мира. Рахманинова же, напротив, при жизни ценили в большей степени как пианиста-виртуоза, и в своем концерте на премьере он солировал сам. Творческое наследие композитора впоследствии оценили по достоинству, а Третий концерт признали одним из величайших шедевров мирового фортепианного репертуара.
Дополнит программу музыка Дворжака для виолончели с оркестром. Создавая Рондо, композитор вдохновлялся видами Богемии и Моравии, где гастролировал. Во время этого же путешествия Дворжак сделал для виолончелиста Гануша Вигана аранжировку своей фортепианной пьесы «Лесная тишь». Эти два произведения часто исполняются вместе.
Василий Степанов родился в 1994 году в Казани. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (классы профессора Наталии Шаховской и Бориса Андрианова) и ассистентуру-стажировку МГК (класс Бориса Андрианова). Обучался в мадридской Высшей школе музыки имени королевы Софии у Йенса Петера Майнца. Участвовал в мастер-классах Сергея Ролдугина, Давида Герингаса, Мартти Роуси, Готье Капюсона, Нильса Ульнера, Торлейфа Тедеена.
Лауреат международных конкурсов имени Евгения Мравинского в Санкт-Петербурге (2012, I премия), Riga Classic Strings в Риге (2018, I премия), III Всероссийского музыкального конкурса (2018, II премия). Обладатель премий Министра культуры РФ. В 2023 году получил VI премию и диплом на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Гастролирует по России и за рубежом. Сольные концерты музыканта проходили во Франции, Испании, Дании, Эстонии, Латвии, Молдове, Грузии, Сербии, Японии, Южной Корее, США, Танзании. С 2012 года принимает участие в программах Санкт-Петербургского Дома музыки.
Выступал с оркестрами под управлением Юрия Башмета, Владимира Федосеева, Александра Сладковского, Теодора Курентзиса, Александра Титова, Эдуарда Грача, Максима Федотова, Алима Шахмаметьева, Димитриса Ботиниса, Вячеслава Валеева, Рустема Абязова, Алексея Васильева, Кристиана Кнаппа, Джулиана Галанта и других.
Ведет класс виолончели в Российской академии музыки имени Гнесиных и Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Создатель и художественный руководитель образовательного центра Stepanov Academy (Сочи, Красная Поляна). Принимает участи в работе жюри международных конкурсов.
С 2017 года сотрудничает с театральным режиссером Дмитрием Крымовым. Принимал участие в записи музыки Кузьмы Бодрова к фильмам «Собибор» Константина Хабенского, «Братство» Павла Лунгина и «Однажды в пустыне» Андрея Кравчука.
Леонид Железный родился в Москве в 1994 году. Обучался в Средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных (класс Елены Малкиной), Центральной музыкальной школе при МГК и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского у профессора Александра Винницкого; в настоящее время – ассистент в его классе.
Лауреат юношеского конкурса в рамках фестиваля «Возвращение» в Москве (2009), международных конкурсов скрипачей имени Людвига ван Бетховена в Вене (2010, II премия), имени Леопольда Ауэра в Санкт-Петербурге (2015, II премия, I премия не присуждалась), в Стокгольме (2014, I премия), Владимира Спивакова в Уфе (2016, III премия), в Астане (2017, Гран-при), имени Вацлава Хумла в Загребе (2017, II премия), в Харбине (2018, III премия), а также III Всероссийского музыкального конкурса в Москве (2018, II премия).
Удостоен специальных наград I Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова в Красноярске (2018, смычок работы французского мастера от Виктора Третьякова и специальная премия Юрия Башмета «За красоту звучания») и XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского (2019, приз для лучшего участника II тура). Обладатель премии благотворительного фонда «Создаем будущее» компании «Газпром» и гранта компании Statoil.
Выступает в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Центра Павла Слободкина, Московского международного Дома музыки, Центра исполнительских искусств в Тель-Авиве и на других сценах. Играл в сопровождении Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», Московского камерного оркестра Musica Viva, оркестра МАМТа, Калужского молодежного симфонического оркестра, Тульского филармонического симфонического оркестра, Красноярского камерного оркестра, Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, оркестров Загреба, Линчёпинга (Швеция), Харбина, Шеньчженя (Китай), ансамбля Questa Musica и других коллективов под управлением Вячеслава Валеева, Дениса Власенко, Михаила Гертса, Павла Герштейна, Тимура Зангиева, Владимира Рыжаева, Михаила Симоняна, Александра Титова, Филиппа Чижевского, Иоахима Густафссона, Уроша Лайовица, Томоми Нисимото, Максима Федотова, Алима Шахмаметьева и других дирижеров.
Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки, абонементов Московской филармонии и Московской консерватории.
Тимофей Владимиров родился в 2001 году в Уфе. С шести лет обучался в Среднем специальном музыкальном колледже при Уфимском государственном институте искусств имени Загира Исмагилова (класс Татьяны Погодиной). За время учебы в колледже одержал победы на многих международных, всероссийских и республиканских конкурсах. В 2012 году стал стипендиатом Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, через год дебютировал с Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы» под управлением маэстро.
В 2016 году поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в класс Миры Марченко, у которой с 2018 года продолжил обучение в консерватории. В настоящее время учится в МГК в классе профессора Андрея Писарева. Также занимается композицией (класс Александра Коблякова).
Лауреат Московского международного конкурса пианистов Владимира Крайнева (2017, Гран-при и специальная премия Национального филармонического оркестра России), Международного конкурса юных пианистов Astana Piano Passion (Казахстан, 2017, III премия), Международного конкурса пианистов «Русский сезон в Екатеринбурге» (2018, I премия), международного конкурса Piano Campus(Понтуаз, Франция, 2020, I премия и семь специальных призов). Лауреат нескольких композиторских конкурсов, в том числе Всероссийского конкурса по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова в Москве (2018; I премия).
Пианист выступал с Национальным филармоническим оркестром России, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Московским камерным оркестром Musica Viva, Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Национальным симфоническим оркестром Республики Башкортостан, Томским академическим симфоническим оркестром, Уральским молодежным симфоническим оркестром, Московским камерным оркестром Центра Павла Слободкина, Южно-Сахалинским камерным оркестром и другими коллективами под управлением Владимира Спивакова, Кен-Дэвида Мазура, Александра Рудина, Рани Кальдерона, Валентина Урюпина, Димитриса Ботиниса, Валерия Платонова, Александра Соловьева, Бенуа Жиро, Ярослава Ткаленко, Дмитрия Матвиенко, Игоря Манашерова, Михаила Грановского, Тиграна Ахназаряна, Рустэма Сулейманова, Энхэ и других дирижеров.
Концерты Тимофея Владимирова проходили в залах Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертном зале имени С. В. Рахманинова («Филармония-2»), Большом зале МКЗ «Зарядье», Светлановском и Камерном залах Московского международного Дома музыки.
Гастролировал по России и за рубежом (Германия, Франция, Финляндия, Эстония, Литва, Азербайджан и Казахстан). Принимал участие в фестивалях «Владимир Спиваков приглашает», «Москва встречает друзей» фонда Владимира Спивакова, «Лики современного пианизма» (ныне Международный фортепианный фестиваль «Мариинский»), Ars Longa, фестивале в Рейнгау (Германия) и других.
Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.
В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.
Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.
За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.
С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.
Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.
В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.
Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.
Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.
Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».
В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XVII Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.
С 2016 года Госоркестр реализовывал спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.
За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).
Михаил Грановский родился в Москве. Обучался в Московском хоровом училище имени А. В. Свешникова, затем в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского на двух отделениях: дирижерско-хоровом (1994, класс Бориса Тевлина) и оперно-симфоническом (1998, класс Геннадия Рождественского). В студенческие годы посещал фортепианный мастер-класс Виталия Маргулиса во Фрайбурге; неоднократно участвовал в дирижерских мастер-классах Хельмута Риллинга в Московской консерватории и Баховской академии в Штутгарте.
В 2001–2013 гг. был дирижером-стажером, затем штатным дирижером Большого театра. В 2008–2018 гг. – главный приглашенный дирижер Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, где представил (в том числе как дирижер-постановщик) ряд оперных и балетных спектаклей, концертных программ. С 2013 года – приглашенный дирижер труппы Universal Ballet в Сеуле (Южная Корея).
Дирижировал в петербургском Михайловском театре, Башкирском государственном театре оперы и балета, Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, Красноярском государственном театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского, Волгоградском государственном театре «Царицынская опера», театрах Бангкока, Лиссабона, Мехико, Сараева, Боготы.
Выступал с Большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, академическими симфоническими оркестрами Санкт-Петербургской и Новосибирской филармоний, оркестрами Омска, Волгограда, Владивостока, Кисловодска, камерными оркестрами Государственного Эрмитажа и Большого театра, «Времена года», «Амадеус», Hellas-Orchestra of Patras (Греция).
Сотрудничал со многими известными солистами, среди которых Владислав Пьявко, Ильдар Абдразаков, Борис Андрианов, Нарек Ахназарян, Алёна Баева, Мария Баянкина, Борис Березовский, Никита Борисоглебский, Ольга Бородина, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин, Клод Делангль, Вероника Джиоева, Сергей Догадин, Филипп Копачевский, Дмитрий Корчак, Василий Ладюк, Сергей Лейферкус, Денис Мацуев, Екатерина Мечетина, Никита Мндоянц, Михаил Плетнёв, Сергей Поспелов, Виктория Постникова, Айлен Притчин, Александр Рамм, Елена Ревич, Вадим Репин, Александр Рудин, Елена Стихина, Аркадий Шилклопер,а также с Эдвардом Радзинским и Олегом Табаковым.
В 2018–2022 гг. – художественный руководитель и главный дирижер Томского академического симфонического оркестра. В 2021 году выступил на VI Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, международных фестивалях имени Андрея Сахарова в Нижнем Новгороде, Ильдара Абдразакова в Новосибирске и Томске. Гастролировал с оркестром в Новгороде, Казани, Москве и Санкт-Петербурге. Участвовал в торжественной церемонии открытия Чемпионата мира по подводному спорту в Томске. В 2022 году Томский АСО и Михаил Грановский были награждены Большой оркестровой премией «440 герц» (номинация «За оригинальность программы»).
С октября 2023-го – главный дирижер Ростовского музыкального театра. Как дирижер-постановщик участвовал в премьере трех одноактных балетов на музыку Стравинского: «Концертные танцы», «Игра в карты», «Пульчинелла».
Значительное внимание в своих программах дирижер уделяет музыке современных авторов. В сотрудничестве с ансамблем «Студия новой музыки» исполнил оперу «Ожидание» Шёнберга (камерная версия Фараджа Караева). В 2019 году на фестивале «Классическое лето» имени Эдисона Денисова представил оперу «Иван-солдат» Эдисона Денисова. С Томским АСО представил мировые и российские премьеры произведений Дмитрия Смирнова, Андрея Тихомирова, Константина Лакина, Алексея Чернакова, Александра Локшина, Владимира Шишкарева и др. Принимал участие в работе жюри композиторского конкурса в рамках фестиваля Московской филармонии «Другое пространство» (2018),в работе экспертного совета II Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» (2022). Награжден медалями и грамотами Свердловской и Томской областей.