В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
9 марта 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетДенис Денисов (тенор)
Алексей Маслов (тенор)
Александр Короод (тенор)
Диляра Сагдеева (домра)
Виктор Олехнович (балалайка)
Ведущий — Алексей Барабанов
Будашкин
Музыкальная картинка «На ярмарке»
Городовская
Русский вальс
Русская народная песня «Ехал на ярмарку ухарь-купец»
Николаевский
Романс «Под дугой колокольчик поёт»
Афанасьев
«Гляжу в озера синие»
Андреев
Концертный вальс «Метеор»
Борисов
Романс «Звёзы на небе»
Павлов
«Хуторочек»
Городовская
Фантазия для гуслей с оркестром «Московская барыня»
Пригожий
Романс «Я люблю вас так безумно»
Темнов
Романс «Горят закаты»
Андреев
Фантазия на тему русской народной песни «Светит месяц»
Шостакович
«Народный праздник»
Романс из музыки к кинофильму «Овод»
Листов
Романс «Я помню вальса звук прелестный»
Баснер
Романс «Белой акации гроздья душистые»
Гридин
Фантазия для баяна с оркестром «Рассыпуха»
Городовская
Фантазия на темы песен И. Дунаевского из кинофильма «Верные друзья»
Цыганов
Вариации на тему цыганской народной песни «Мар дяндя»
Девитте
«Не для меня придет весна»
Варламов
Романс «Вдоль по улице метелица метет»
Русская народная песня «Ах, вы сени»
Пахмутова
«Мать и сын»
Абонемент №86:
«Встречи по четвергам»
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.
Исполнительница русских песен и романсов Майя Балашова родилась в 1982 году в Нижегородской области. Окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки по специальности «народное пение» (класс Татьяны Кошелевой). Лауреат всероссийских и международных конкурсов, в числе которых «Романсиада» в Москве (2006).
Творческую деятельность начала в качестве солистки ансамбля «Нижегородский сувенир». В настоящее время активно концертирует в России и за рубежом (Австрия, Босния, Германия, Греция, Китай, Молдова, Словения). Сотрудничает с известными отечественными коллективами. Постоянная участница городских и областных праздников, удостоена премии Нижнего Новгорода.
Представляла Российскую Федерацию на фестивалях народного творчества в Китае, Греции и Молдове. Приглашенная звезда «Русского бала в Будапеште» (2016). В ноябре 2019 года выступила с сольной программой из русских песен и романсов в Париже. В январе 2020 года получила грант Фонда Прокофьева (Лондон) на запись альбома «Русские сказы», в который вошли русские народные песни в обработке Прокофьева и Рахманинова.
Майя Балашова – участница программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура». Вошла в сотню лучших вокальных экспертов России на вокальном шоу «Ну-ка, все вместе!» на телеканале «Россия-1».
В 2008 году за вклад в популяризацию классической музыки на симфонической эстраде в московском парке «Сокольники» была открыта звезда Майи Балашовой.
Софья Онопченко родилась в 1996 году в Воронеже. Получила образование в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей и Российской академии театрального искусства (факультет эстрады, мастерская Михаила Борисова).
Обладательница более пятидесяти наград международных конкурсов и фестивалей, в числе которых «Звездный дождь» в Берлине (Гран-при, 2011), Молодежные Дельфийские игры России в Новосибирске (две золотые медали, 2013), Общероссийская премия «Молодые дарования России», «Весна эстрадной песни» в Санкт-Петербурге (Гран-при, 2017), «Весна романса» в Санкт-Петербурге (звание лауреата и специальный приз «За лучшее исполнение песен и романсов Андрея Петрова», 2017).
Певица принимала участие в шестом сезоне телепроекта «Голос» в команде Александра Градского (2017). С февраля 2018 года – артистка Московского театрально-концертного музыкального объединения «Градский холл».
Софья Онопченко выступает на значимых культурных форумах России и за рубежом, сотрудничает с ведущими симфоническими и народными оркестрами на главных концертных площадках страны – в Колонном зале Дома Союзов, Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Крокус-Сити холле, БКЗ «Октябрьский» и многих других. В репертуаре певицы – песни, романсы, композиции в стиле фьюжн.
Максим Павлов родился в Беларуси. Незаурядный талант проявился рано – с детских лет он пел в деревенском клубе и в районном доме культуры, впитав в себя народную песенную традицию. На одном из республиканских фестивалей Павловы выступали всей семьёй, после чего мальчику предложили поступить в Республиканский музыкальный колледж при Белорусской государственной академии музыки. Максиму пришлось «с нуля» освоить музыкальную грамоту, но труд не был напрасным: он окончил колледж, а затем – с отличием – Российскую академию музыки имени Гнесиных.
В годы учёбы молодой певец был удостоен белорусских и российских президентских поощрений, награды Фонда Владимира Спивакова, золотой медали Международных Дельфийских игр, Гран-при фестиваля «Золотое поколение Золотого века», конкурсов имени Ф. И. Шаляпина и «Кубок Союзного государства и стран СНГ».
Максим Павлов – востребованный в народном жанре певец. Он сотрудничает с Кубанским казачьим хором, Северным русским народным хором, поёт в сопровождении известных отечественных коллективов. Музыкант успешно выступает в городах России и Белоруссии, а также за рубежом – во Франции, в Германии, Бельгии, Голландии, Сербии, Турции, Эстонии, Латвии, Литве. Концерты артиста проходили на крупнейших сценах – в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Государственном Кремлёвском дворце.
Музыкант получил известность как автор-исполнитель своих песен. Большинство их написано на собственные стихи. Слушатели полюбили артиста за проникновенный лиризм его сочинений, искренность и тонкость исполнения. «Народная песня живет в нём: в сердце, в памяти, в душе. Она стала определяющим вектором его авторского песенного творчества. Но самый важный дар, которым наградил Максима Бог – это его чистая, светлая, отзывчивая и добрая душа», – так характеризовал творчество певца художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.
Любовь Муравьёва окончила Московский государственный институт музыки имени Шнитке (1997) и Московский государственный университет культуры и искусств (2004). Лауреат всероссийских и международных конкурсов. Награждена «Медалью Веры Городовской» (2004).
С 1997 года – артистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Участвовала в премьерах сочинений для гуслей Веры Городовской, Евгения Дербенко, Алексея Ларина, Владимира Беляева, Александра Курченко, Виктора Малярова и других современных композиторов.
Выступала в Концертном зале имени Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома союзов, Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, Доме ученых и на других московских сценах. Гастролировала по России (Санкт-Петербург, Казань, Волгоград, Ярославль, Кострома, Тольятти, Смоленск, Тверь, Великий Новгород, Тамбов, Челябинск и другие) и за рубежом (Великобритания, Германия, Греция, Польша, Швейцария, Кипр, США, Канада).
Даниил Стаднюк родился в 1984 году. Обучался в Ростовском училище искусств по специальности «баян» (класс Сергея Галкина) и «дирижирование» (класс Ольги Машиной). В 2008 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных как баянист (класс профессора Вячеслава Семёнова) и дирижер (класс профессора Вячеслава Чистякова). В 2012 окончил дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс профессора Владимира Понькина).
Лауреат всероссийских и международных конкурсов исполнителей на баяне и аккордеоне, среди которых «Фогтландские дни музыки» в Клингентале (Германия, 2002), World Accordion Championship в Каштелу-Бранку (Португалия, 2005), «Весна в Шанхае» (Китай, 2006), а также Конкурса дирижеров оркестров народных инструментов Юга России (Ростов-на-Дону, 2002) и II Всероссийского музыкального конкурса в номинации «Дирижирование оркестром русских народных инструментов» (2017).
С 2008 года – солист Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова, с 2012 года выступает за дирижерским пультом. В качестве дирижера сотрудничал с Рязанским музыкальным театром и Оперным театром Московской консерватории.
Об уникальном
хоре Данилова монастыря впервые упоминалось в стародавних летописях.
Позднее в печатных изданиях середины XIX — начала XX века отзывы
и статьи о монастырском хоре публиковали выдающиеся деятели русской
хоровой культуры П. Г. Чесноков, Д. В. Аллеманов, А. Д. Кастальский. После
революции, когда были закрыты многие монастыри и храмы, наместник
монастыря и ректор Московской Духовной академии Владыка Феодор Поздеевский
пригласил в Данилов монастырь известных певчих из разных хоров. Так
был собран «золотой состав» Праздничного хора, который, несмотря на очень
сложное для страны время, переживал свой расцвет. Коллектив принимал участие
в богослужениях вплоть до 1930-го года и с закрытием
монастыря был расформирован.
Возрождение Праздничного хора осуществилось в 1989 году под руководством регента — игумена Товия (Глазырина). Он пригласил в хор профессиональных певцов, как это было в дореволюционных традициях Данилова монастыря. Вскоре пришел и первый успех: в 1991 году Хор завоевал Гран-при на Международном конкурсе церковной музыки в Будапеште. Впоследствии коллектив не раз выступал на различных международных фестивалях духовной музыки и становился их лауреатом.
В 1994 году художественным руководителем и бессменным главным регентом Праздничного хора Данилова монастыря становится выпускник Российской Академии музыки имени Гнесиных Георгий Сафонов. С его приходом открылась новая страница в истории коллектива.
В 1995 году Хор впервые принял участие в концерте Международного фестиваля духовной музыки, который прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории. Выступление коллектива получило большой резонанс. С этого момента Хор начинают приглашать для участия в концертах, торжественных мероприятиях и фестивалях духовной музыки в России и за рубежом: в 1997 году Хор совершил свои первые поездки по Сибири и Забайкалью, побывал в Германии, Франции и Италии. В дальнейшем был приглашен на Рождественский и Пасхальный фестивали в г. Санкт-Петербург, посетил Грецию, Америку и Австралию.
На сегодняшний день Праздничный хор Данилова монастыря — один из ведущих мировых коллективов, исполняющих духовную музыку. В его составе 16 профессиональных певцов, имеющих высшее вокально-хоровое образование. Хор постоянно принимает участие в богослужениях по субботним и воскресным дням, в торжественных праздничных богослужениях во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, имеет большой опыт работы на крупных концертных площадках Москвы (Концертный зал имени П. И. Чайковского, залы Московской консерватории, Московский международный Дом музыки), является постоянным участником международных конференций и фестивалей церковной музыки, различных благотворительных и молодежных фестивалей. География концертной деятельности хора постоянно расширяется. Коллектив активно гастролирует по городам России: от южных областей до Дальнего Востока. Благодаря своему уникальному репертуару, душевности, искренности и неповторимой манере исполнения, хор Данилова монастыря завоевал любовь зрителей во многих странах мира: в Украине, странах Балтии, Польше, Венгрии, Болгарии, Италии, Греции, Франции, Германии, Англии, Голландии, США, Австралии и Новой Зеландии.
С коллективом выступали выдающиеся деятели российского искусства ― И. Архипова, А. Эйзен, Б. Штоколов, А. Ведерников, В. Маторин и многие другие ведущие солисты оперных театров России. Хор сотрудничает с известными творческими коллективами, среди которых Государственная академическая хоровая капелла имени М. И. Глинки (Санкт-Петербург), Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Ансамбль Министерства внутренних дел России, оркестры Министерства обороны, Военно-морского флота России, Концертный хор Санкт-Петербургского театра оперы и балета имени М. П. Мусоргского, Хор «Русский казак», Хор мальчиков г. Санкт-Петербурга, Детские хоровые студии «Веснянка» и «Радость».
В репертуаре Хора ― песнопения Великих и двунадесятых праздников, части Всенощного бдения и Божественной Литургии, песнопения Великого Поста, Рождества Христова и Святой Пасхи, канты, колядки, духовные стихи, российские военные и исторические песни и гимны, а также романсы, вальсы, народные песни и песни современных авторов, русская и зарубежная классическая музыка. Многое из репертуара записано на диски (их более 20), среди которых «Не отврати лица Твоего», «Ночь тиха над Палестиной», «Литургия св. Иоанна Златоуста» (по напеву Супрасльской лавры 1598 года), «Боже Царя храни» (гимны и патриотические песни Российской Империи), «Добрый тебе вечер» (рождественские канты и колядки), «Концерт, посвященный 90-летию восстановления Патриаршества в России», «Духовные стихи и песни русского народа», «Музыка русской души» и многие другие.
Особое
значение Хор придает сотрудничеству с профессором Анатолием Викторовичем
Конотопом, пропагандирующим древнерусское певческое искусство в Европе
и активно работающим над расшифровкой и обработкой старинных
рукописей. Благодаря этому союзу хор Данилова монастыря посещает древние
монастыри Македонии и Супрасльскую лавру в Польше, изучает
и производит аудиозаписи древних песнопений.
Праздничный мужской хор – Лауреат международных и всероссийских конкурсов церковной музыки, награжден Патриаршими грамотами и многочисленными дипломами Московской Патриархии и государственных учреждений культуры. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присвоил коллективу статус «патриаршего». 12 сентября 2014 года во внимание к трудам на благо Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл наградил регента хора Данилова монастыря Георгия Сафонова орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени.