Российский национальный оркестр, Александр Рудин, Владислав Сулимский : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Российский национальный оркестр,
    Александр Рудин, Владислав Сулимский

    27 апреля 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Гуно
    Каватина Валентина из оперы «Фауст»
    Массне
    Речитатив и ария Ирода из оперы «Иродиада»
    «Размышление» из оперы «Таис»
    Мейербер
    Баллада Нелюско из оперы «Африканка»
    Ария Гоэля из оперы «Динора»
    Делиб
    Фрагменты из музыки к драме В.Гюго «Король забавляется»
    Бизе
    Фрагменты из музыки к драме А.Доде «Арлезианка»
    Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен»
    Берлиоз
    «Фантастическая симфония» («Эпизод из жизни артиста»)

    12+

    Абонемент №72:

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр

    Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою историю коллектив обрел международную известность, признание публики и критики.В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории симфонических коллективов нашей страны, получившим премию Grammy. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе музыкальный журнал Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр первым среди негосударственных коллективов получил грант Правительства РФ, а в 2009 году обрел государственный статус. В 2022 году художественным руководителем оркестра стал Александр Рудин.

    Российский национальный оркестр сотрудничал с выдающимися солистами и дирижерами, в числе которых Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Дмитрий Хворостовский, Мстислав Ростропович, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда и многие другие. Свой последний концерт в Москве Евгений Светланов дал именно с РНО.

    С 2009 года в Москве проходит Большой фестиваль РНО, участие в котором принимают ведущие исполнители современности.

    РНО – участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года оркестр дал Мемориальный концерт в Беслане памяти жертв теракта и стал первым коллективом, выступившим там после трагедии по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне РНО сыграл благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военного конфликта в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником международного проекта «Три Рима». Эта культурно-просветительская акция охватила три важнейших для христианской культуры географических центра – Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием стал концерт русской музыки в зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. 

    В 2014 году РНО и Михаил Плетнёв открыли в Милане российскую часть перекрестного Года туризма Италии и России; с Московским Синодальным хором выступили в Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне; провели фестиваль музыки Рахманинова в музее-усадьбе композитора в Ивановке Тамбовской области; стали главными участниками гала-концерта, посвященного 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. 23 апреля 2015 года РНО принял участие в концерте-реквиеме, приуроченном к 100-летней годовщине геноцида армян (прозвучал Реквием Вячеслава Артёмова). Осенью 2016 года в Ивановке был проведен второй фестиваль музыки Рахманинова. 

    Совместно с всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более ста альбомов. Многие работы получили престижные международные награды, включая Diapason d'Or и Grammy.

    В 2023–2024​ гг. Александр Рудин проводит свой первый полноценный сезон с РНО в новом статусе, представляя разноплановые программы в столичных залах, а также в рамках масштабных гастролей коллектива. Именной абонемент РНО и Александра Рудина в Концертном зале имени П. И.​ Чайковского открылся исполнением «Немецкого реквиема» Брамса с участием Альбины Латиповой (сопрано), Владислава Сулимского (бас) и вокального ансамбля Intrada. В концертные программы сезона на главных московских площадках вошли также шедевры Берга, Сибелиуса, Хиндемита, Шуберта – Листа, Бетховена, Рахманинова, Респиги. В гастрольную карту РНО в сезоне 2023/24 включены Сочи, Оренбург, Самара, Владикавказ, Махачкала, Грозный и другие российские города.

    Александр Рудин

    Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижер, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. 

    Музыкант родился в 1960 году в Москве. В 1983 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных (класс виолончели Льва Евграфова, класс фортепиано Юрия Понизовкина), в 1989 – класс оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории (руководитель – Дмитрий Китаенко). 

    Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982). Солист Московской государственной академической филармонии (1983).

    С 1988 года – художественный руководитель и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. С сезона 2020/21 – главный дирижер Симфонического оркестра Саратовской филармонии. С 2022 года – художественный руководитель Российского национального оркестра.

    Получив академическое образование, Александр Рудин увлекся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба и арпеджионе, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма. Эта линия творчества привела Рудина и оркестр Musica Viva к тесному сотрудничеству с признанными мэтрами в области аутентизма, среди которых Кристофер Хогвуд, Роджер Норрингтон, Кристофер Мулдс, Андреас Штайер, Алексей Любимов и др. 

    В репертуар музыканта входят произведения четырех столетий. Благодаря вниманию Рудина к забытым страницам музыкальной истории меломаны впервые услышали много неизвестных сочинений. В их числе Тема с вариациями для виолончели с оркестром Михаила Виельгорского, виолончельные концерты Антонина Крафта, Жан-Бальтазара Триклира, Иоганна Генриха Фациуса, Роберта Фолькмана, Первый виолончельный концерт Дворжака, авторские версии сочинений для виолончели с оркестром Чайковского – «Вариаций на тему рококо» и Pezzo capriccioso. 

    Вместе с оркестром Musica Viva впервые в современной России Рудин исполнил произведения Сальери, Плейеля, Дюссека, Диттерсдорфа, Козловского, Пашкевича, Алябьева. Представив в столице уникальные концертные программы, маэстро зарекомендовал себя как блестящий интерпретатор оперных партитур и масштабных произведений кантатно-ораториального жанра. В частности, под его руководством состоялись российские премьеры ораторий «Торжествующая Юдифь» Вивальди, «Воскресение и Вознесение Иисуса» К. Ф. Э. Баха и авторской редакции оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» Дегтярёва. Прозвучали оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», Симфония № 2 («Хвалебный гимн») Мендельсона, концертные версии опер «Идоменей» Моцарта и «Оберон» Вебера. В 2019 году под управлением Александра Рудина в Концертном зале имени П. И. Чайковского и Государственном театре оперы и балета Республики Коми в Сыктывкаре была представлена опера «Орфей и Эвридика» Глюка в парижской редакции с хореографическими сценами и световой партитурой. 

    Значимую часть репертуара артиста составляют произведения наших современников – Валентина Сильвестрова, Вячеслава Артёмова, Родиона Щедрина, Андрея Головина, Александра Маноцкова. Он был первым исполнителем ряда сочинений для виолончели Дмитрия Кабалевского, Эдисона Денисова.

    Александр Рудин выступает со многими известными оркестрами, среди которых заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, БСО имени П. И. Чайковского, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, симфонические и камерные оркестры Норвегии, Финляндии, Турции. 

    Как солист и дирижер Рудин участвовал в международных фестивалях Les Pianos Folies (Франция), «Безумный день»(Франция, Испания, Япония) и других. Среди партнеров музыканта по ансамблю – Элисо Вирсаладзе, Николай Луганский, Алексей Любимов, Наталия Гутман, Энтони Марвуд, дирижеры Роджер Норрингтон, Михаил Плетнёв и др. Сольные концерты музыканта проходят в Германии, Финляндии, Нидерландах, Канаде, Великобритании, Венгрии, Словении, Турции и других странах. 

    В дискографии артиста – более 30 альбомов. Особую известность получили его записи шести виолончельных сюит Баха (Naxos), виолончельных концертов Триклира, Мясковского, произведений Алябьева и А. Черепнина, «Григ-альбом» (камерные сочинения Эдварда Грига в оригинальной оркестровой версии Рудина), а также запись концерта из Большого зала консерватории (Третья симфония Бетховена и Виолончельный концерт Антона Крафта). Альбом виолончельных концертов композиторов эпохи барокко (Chandos, 2016) получил восторженные отклики ведущих западноевропейских критиков. В 2020-м была выпущена запись Тройного и Скрипичного концертов Бетховена с Дмитрием Синьковским (скрипка), Алексеем Любимовым (историческое фортепиано) и Александром Рудиным (виолончель, дирижер). Среди релизов для Naxos – альбом симфоний Иоганна Стамица (2019), сборник произведений Шуберта, записанный на исторических инструментах (2021), а также произведения Бернхарда Ромберга, Антона и Николауса Крафтов для дуэта виолончелей (2022, при участии Эмина Мартиросяна).

    С 1989 года Александр Рудин преподает на кафедре камерного ансамбля и квартета Московской консерватории, с 2002 года – профессор, в 2021 году возглавил кафедру виолончели и контрабаса. Дает мастер-классы по всему миру, сотрудничает с молодежными коллективами в качестве дирижера (Симфонический оркестр студентов Московской консерватории, Уральский молодежный симфонический оркестр и др.). Неоднократно был членом и председателем жюри международных конкурсов, в том числе Конкурса имени П. И. Чайковского. 

    Удостоен почетного звания «Народный артист России» (2001), Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства, Премии Правительства Москвы и ордена Дружбы.

    Владислав Сулимский

    Владислав Сулимский родился в 1976 году в городе Молодечно (Беларусь). Обучался в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 2000 года – в Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, с 2004-го – в составе оперной труппы театра. Обучался в Милане у профессора Раймундо Меттре. Участвовал в мастер-классах Елены Образцовой, Дмитрия Хворостовского, Владимира Атлантова, Ренаты Скотто, Денниса О'Нила.

    Дипломант международного конкурса имени Станислава Монюшко (Варшава, 2001). Лауреат международных конкурсов: имени Н. А. Римского-Корсакова (I премия, Санкт-Петербург, 2002), имени Павла Лисициана (Гран-при, Владикавказ, 2003), Елены Образцовой (II премия, Москва, 2006), имени Джакомо Лаури-Вольпи (I премия, Рим, 2010).

    Значительное место в репертуаре певца занимают партии в операх Верди: Эцио («Аттила»), Жорж Жермон («Травиата»), Граф ди Луна («Трубадур»), Монфор («Сицилийская вечерня»), Ренато («Бал-маскарад»), Дон Карлос («Сила судьбы»), Родриго ди Поза («Дон Карлос»), Амонасро («Аида»), Яго («Отелло»), заглавные партии в операх «Макбет», «Риголетто», «Симон Бокканегра». Также на сцене Мариинского театра исполнял партии в операх Чайковского – в том числе Дюнуа («Орлеанская дева», концертное исполнение), Князь Курлятев («Чародейка»), Томский, Елецкий («Пиковая дама»), Роберт, Эбн-Хакиа («Иоланта»), заглавные партии в операх «Евгений Онегин» и «Мазепа»; Римского-Корсакова – партии Грязного («Царская невеста»), Головы («Ночь перед Рождеством»), Царевича Афрона («Золотой петушок»); партии Шакловитого и Пастора («Хованщина» Мусоргского), Герцога («Скупой рыцарь» Рахманинова), Панталона, Дона Фердинанда и Отца Шартреза («Любовь к трем апельсинам» и «Обручение в монастыре» Прокофьева), Ковалёва («Нос» Шостаковича), Чичикова («Мертвые души» Щедрина), Алёши («Братья Карамазовы» Смелкова), Белькоре и Генри Эштона («Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Валентина («Фауст» Гуно), Тонио, Сильвио («Паяцы» Леонкавалло), Барона Скарпиа, Шарплеса и Ямадори, Джанни Скикки («Тоска», «Мадам Баттерфляй», «Джанни Скикки» Пуччини), Хореба («Троянцы» Берлиоза), Альбериха («Золото Рейна» Вагнера). В концертном репертуаре артиста – кантата «Кармина Бурана» Орфа, «Немецкий реквием» Брамса, Восьмая симфония Малера.

    Как приглашенный солист выступал в Большом театре России, театрах Базеля, Мальмё, Штутгарта, Риги, Далласа, в венском Музикферайне, на фестивале Балтийского моря, фестивалях в Зальцбурге, Эдинбурге, Савонлинне, Санкт-Маргаретене. В составе труппы Мариинского театра гастролировал в США, Японии, Финляндии, Франции, Великобритании.

    За роль Симона Бокканегры в спектакле Мариинского театра был удостоен высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2016, номинация «Лучшая мужская роль в оперном спектакле») и номинирован на «Золотую маску»; за роль комиссара Монфора – Национальной оперной премии «Онегин» (2017, номинация «Мастер сцены»). Лауреат российской оперной премии Casta Diva (2017, номинация «Певец года»).

    Татьяна Поршнева

    Татьяна Поршнева родилась и получила первоначальное образование в Евпатории. Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории, Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (классе профессора Александра Кирова). За время учебы стала лауреатом многих юношеских конкурсов, была стипендиатом благотворительного фонда «Новые имена».

    В 2003 году была принята в Российский национальный оркестр и вскоре назначена помощником концертмейстера. С 2023 года – первый концертмейстер оркестра. Художественный руководитель струнного квартета РНО. В составе оркестра принимала участие в записи более 25 компакт-дисков, в том числе сюиты «Шехерезада» Римского-Корсакова, в которой исполнила партию скрипки соло (PentaTone Classic).

    Как солистка выступала с Лондонским филармоническим оркестром, Китайским национальным оркестром, Симфоническим оркестром Сиэтла, musicAeterna, Американо-Российским и Эстонским фестивальными оркестрами. Играла под управлением известных дирижеров, таких как Михаил Плетнёв, Владимир Юровский, Василий Петренко, Пааво Ярви, Пааво Берглунд, Яков Крейцберг, Теодор Курентзис, Хосе Серебриер, Майкл Стерн, Джерард Шварц.

    Участвовала в фестивалях BBC Proms (Лондон, Эдинбург), имени Джордже Энеску в Бухаресте, имени Фридерика Шопена в Варшаве, фестивалях в Монтрё, Тоскане, Сингапуре, Абу-Даби, Боготе, Бока-Ратоне (Флорида, США), Napa Valley del Sole (Калифорния, США), «Три Рима» (Москва – Стамбул – Ватикан), Шанхайском весеннем музыкальном фестивале, Большом фестивале РНО в Москве. В 2012 году принимала участие в исполнении Квинтета Прокофьева в прямом эфире из студии радиостанции BBC 3 (Лондон).

    С 2008 года преподает в Московской консерватории на кафедре скрипки (с 2016 года – старший преподаватель). Ведет также дисциплину «Изучение оркестровых трудностей». Проводит мастер-классы за рубежом, член жюри конкурсов «Шелковый путь» (посвящен Прокофьеву), онлайн-конкурса World Vision, Большого Всероссийского отбора Российского национального оркестра (2021).