В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
1 декабря 2023
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинетКонцерт в одном отделении
Абонемент №29:
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан
Идея создания симфонического оркестра в Татарстане принадлежала председателю Союза композиторов Татарстана, ректору Казанской государственной консерватории Назибу Жиганову: по его инициативе в Казань был приглашен дирижер Натан Рахлин. После смерти Натана Григорьевича в 1979 году с оркестром работали Ренат Салаватов, Сергей Калагин, Равиль Мартынов, Имант Коциньш. В 1985 году на должность художественного руководителя и главного дирижера был приглашен народный артист России и Казахской ССР Фуат Мансуров, который проработал в оркестре 25 лет. В 2010 году, после смерти ФуатаШакировича, новым художественным руководителем и главным дирижером был назначен заслуженный артист России Александр Сладковский (с 2016 года – народный артист России, с 2020 – народный артист Республики Татарстан, с 2021 – профессор Казанской государственной консерватории), с которым Государственный симфонический оркестр Татарстана начал свой 45-й сезон. В 2021 году коллективу присвоено звание «академический».
С приходом Александра Сладковского начался новый этап в истории оркестра. Организованные ГАСО РТ международные музыкальные фестивали – «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, Органный фестиваль, а также фестивали «Денис Мацуев у друзей», «Творческое открытие», «Мирас» признаны одними из самых ярких событий в культурной жизни Татарстана и России. Оркестр учредил проект «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательные проекты для школьников Казани «Детская музыкальная азбука от А до Я» с Артёмом Варгафтиком, «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительные проекты «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.
В числе творческих партнеров оркестра – Ильдар Абдразаков, Борис Андрианов, Борис Березовский, Игорь Бутман, Аида Гарифуллина, Хибла Герзмава, Вероника Джиоева, Пласидо Доминго, Барри Дуглас, Симона Кермес, Сергей Крылов, Василий Ладюк, Николай Луганский, Миша Майский, Денис Мацуев, Михаил Плетнёв, Эдвард Радзинский, Вадим Репин, Сергей Ролдугин, Максим Рысанов, Николай Цнайдер, СумиЧо, Альбина Шагимуратова и другие известные артисты и деятели культуры.
С оркестром выступали дирижеры Юрий Башмет, Владимир Альтшулер, Михаэль Гюттлер, Кен-Дэвид Мазур, Кристофер Мулдс, Андрес Мустонен, Кшиштоф Пендерецкий, Марк Пиолле, Владимир Спиваков, Эрнст Тайс, Владимир Федосеев, Дмитрий Юровский, Кристиан Ярви, Фредди Кадена и многие другие.
ГАСО РТ под руководством Александра Сладковского стал первым российским региональным коллективом, чьи выступления записаны телеканалами Medici.tv и Mezzo. Записи концертов оркестра под управлением Александра Сладковского регулярно транслируются на радио «Орфей», BBC Radio 3 и телеканале «Культура».
Коллектив принимал участие в фестивалях в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), La folle journée («Безумный день») в Японии и Франции. В 2016 году в рамках европейского турне оркестр впервые дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В 2015–2023 гг. ГАСО РТ и Александр Сладковский побывали с гастролями в Турции, Словакии, Швейцарии, Германии, Испании, ОАЭ, Омане, Китае.
В 2012 году оркестр выпустил два альбома под лейблами Sony Music и RCA Red Seal, в 2016 году на фирме «Мелодия» записал три симфонии Малера (№№ 1, 5, 9), все симфонии и инструментальные концерты Шостаковича. В 2020 году осуществил запись всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского, приуроченную к 180-летию со дня рождения композитора, и симфонических произведений Рахманинова (Sony Classical). Концерты-презентации бокс-сета «Сергей Рахманинов. Симфоническая коллекция» прошли в марте 2021 года в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. В июле 2021 года состоялась запись всех симфоний Бетховена и русских балетов Стравинского. В марте 2023 года состоялся релиз альбома Rachmaninoff, выпущенного ГАСО РТ и Александром Сладковским на виниле к 150-летию со дня рождения композитора. В 2024 году вышли еще три альбома оркестра и маэстро на виниле – Симфонии №№ 3, 5 и 8 Бетховена.
Сегодня Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского – первый и единственный региональный оркестр, проводящий собственный ежегодный абонемент в Московской филармонии.
Александр Сладковский – художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра Республики Татарстан, народный артист Российской Федерации, народный артист Республики Татарстан, профессор Казанской консерватории.
Родился в 1965 году в Таганроге. Окончил Московскую и Санкт-Петербургскую консерватории. Лауреат III Международного конкурса имени С. С. Прокофьева в Санкт-Петербурге (1999).
Дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все женщины». Ассистировал Марису Янсонсу и Мстиславу Ростроповичу. В 2004–2006 гг. – главный дирижер Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, в 2006–2010 гг. – дирижер Государственного симфонического оркестра «Новая Россия».
С 2010 года – художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан (в 2021 году оркестру присвоено звание «академический»). Маэстро радикально изменил ситуацию в коллективе, значительно повысив его статус в музыкально-общественной жизни страны. ГАСО РТ – первый российский региональный коллектив, чьи выступления записаны на телеканалах Medici.tv и Mezzo. Он также стал первым и остается единственным региональным оркестром, проводящим собственный абонемент в Московской филармонии.
В 2016 году в рамках европейского турне ГАСО РТ впервые дал концерты в Брукнерхаусе (Линц) и Золотом зале Музикферайна (Вена). В 2014 и 2019 годах оркестр и Александр Сладковский приняли участие в фестивале «Безумный день» (La folle journée) в Японии и Франции, в 2019 году – в Международном фестивале фортепианной музыки в Ла-Рок-д’Антероне (Франция). В 2015–2023 гг. ГАСО РТ и Александр Сладковский гастролировали в Турции, Словакии, Швейцарии, Германии, Испании, ОАЭ, Омане и Китае.
В 2012 году оркестр под управлением Александра Сладковского выпустил «Антологию музыки композиторов Татарстана» и альбом «Просветление» под лейблами Sony Music и RCA Red Seal Records. В 2016 году под управлением маэстро на фирме «Мелодия» были записаны три симфонии Малера, все симфонии и концерты Шостаковича. Весной 2020 года состоялся релиз всех симфоний и инструментальных концертов Чайковского на фирме Sony Classical. В августе оркестр и маэстро записали для Sony оркестровые сочинения Рахманинова, в июле 2021-го – все симфонии Бетховена и русские балеты Стравинского. В марте 2023 года состоялся релиз альбома Rachmaninoff, выпущенного ГАСО РТ и Александром Сладковским на виниле к 150-летию со дня рождения композитора. В 2024 году вышли еще три альбома оркестра и маэстро на виниле – Симфонии №№ 3, 5 и 8 Бетховена.
Осенью 2019 года Александр Сладковский выступил дирижером-постановщиком оперы «Травиата» Верди в московском театре «Геликон-опера» (режиссер – Дмитрий Бертман).
Основатель и художественный руководитель музыкальных фестивалей «Рахлинские сезоны», «Белая сирень», «Казанская осень», Concordia, Органного фестиваля. Учредитель проекта «Достояние республики» для одаренных воспитанников музыкальных школ и студентов консерватории, образовательных проектов для школьников Казани «Уроки музыки с оркестром» и «Волшебные струны оркестра», благотворительных проектов «Исцеление музыкой» для инвалидов и тяжелобольных детей.
Удостоен премии Олега Янковского «Творческое открытие» (2012), ордена «Дуслык» – «Дружба» за особые заслуги перед Республикой Татарстан (2015), Международной премии имени Сергея Рахманинова в номинации «Специальный проект во имя Рахманинова» за особое внимание к творчеству композитора и за организацию Международного фестиваля «Белая сирень» (2019). Член Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
С 2021/22 учебного года – профессор кафедры оперно-симфонического дирижирования Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. В 2022 году стал первым обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Дирижер».
Академический Большой хор был создан в 1928 году, его организатором и первым художественным руководителем стал выдающийся мастер хорового искусства Александр Свешников. В разное время хором руководили Николай Голованов, Иван Кувыкин, Клавдий Птица, Людмила Ермакова.
В 2005 году в Академический Большой хор (получивший название «Мастера хорового пения») на должность художественного руководителя был приглашен народный артист России, профессор Лев Конторович. Под его руководством обновленный состав успешно продолжает традиции, заложенные предшественниками. Само название – «Мастера хорового пения» – предопределило профессионализм и универсальность коллектива, где каждый артист может выступать и как участник хора, и как солист.
За неполное столетие хор исполнил более 15 000 произведений – опер, ораторий, кантат русских и зарубежных композиторов, произведений a cappella, народных песен, духовной музыки. Многие из них составили «золотой фонд» отечественной звукозаписи, получили признание за рубежом (Гран-приконкурса грамзаписей в Париже, Золотая медальв Валенсии).
В 2017 году вышла в свет «Антология симфоний Дмитрия Шостаковича», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан (художественный руководитель и дирижер – Александр Сладковский), в записи нескольких симфоний принял участие хор. В 2016–2017 гг. были осуществлены записи русской музыки (кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, «Весна» Рахманинова, опера «Евгений Онегин» Чайковского) в содружестве с Национальным филармоническим оркестром России (художественный руководитель и дирижер – Владимир Спиваков).
В исполнении хора впервые прозвучали многие хоровые произведения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хачатуряна, Тактакишвили, Агафонникова, Евграфова и других авторов. С коллективом работали такие выдающиеся дирижеры, как Евгений Светланов, Мстислав Ростропович, Владимир Спиваков, Дмитрий Китаенко, Владимир Федосеев, Хельмут Риллинг, Геннадий Рождественский, Альберто Дзедда, Эннио Морриконе, Владимир Юровский, Михаил Плетнёв, Кристоф Эшенбах; певцы Елена Образцова, Ирина Архипова, Николай Гедда, Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребко, Мария Гулегина, Динара Алиева, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Роберто Аланья, Анджела Георгиу и многие другие.
В содружестве с Хельмутом Риллингом, оркестром и солистами Баховской академии были исполнены в Москве все крупнейшие сочинения И. С. Баха, а также Месса си минор в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. В рамках Музыкального фестиваля в Кольмаре (Франция) с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Мишеля Плассона была исполнена драматическая легенда «Осуждение Фауста» Берлиоза. В 2008, 2012 и 2018 годах хор принимал участие в церемониях инаугураций Президентов Российской Федерации Д. А. Медведева и В. В. Путина.
Академический Большой хор участвовал в Московском Пасхальном фестивале Валерия Гергиева, Московском Рождественском фестивале (художественные руководители – Владимир Спиваков и митрополит Волоколамский Иларион), Московском Великопостном хоровом фестивале (художественные руководители – Александр Соколов и митрополит Волоколамский Иларион), фестивалях в Кольмаре (Франция), Равелло (Италия), Мстислава Ростроповича в Москве, «Опера Live» Василия Ладюка, Crescendo Дениса Мацуева и многих других.
Академическому Большому хору рукоплескали в крупнейших концертных залах городов России, Китая, Италии, Франции, Германии, Израиля, Болгарии, Чехии, Японии, Коста-Рики, Южной Кореи, Катара, Индонезии и др.
Ольга Бородина – народная артистка России, лауреат Государственной премии России, солистка Мариинского театра.
Уроженка Ленинграда, Ольга Бородина обучалась в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у Валентины Гаген и в Ленинградской консерватории у Ирины Богачёвой. В 1987 году стала победительницей XII Всесоюзного конкурса имени М. И. Глинки в Баку. В том же году была приглашена в труппу Кировского (ныне Мариинского) театра, где дебютировала в партии Зибеля в опере «Фауст» Гуно. Позднее исполняла на сцене театра ведущие партии в операх Чайковского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Сен-Санса, Берлиоза, Бизе, Верди, Россини. Визитной карточкой певицы стала роль раскольницы Марфы в «Хованщине» Мусоргского, которую она впервые спела в 1989 году в постановке Леонида Баратова, возобновленной к фестивалю композитора. С труппой театра исполняла эту партию на Эдинбургском и Зальцбургском фестивалях.
Международная карьера певицы начала активно развиваться после побед на престижных вокальных конкурсах имени Розы Понсель в Нью-Йорке (1988, золотая медаль) и имени Франсиско Виньяса в Барселоне (1989, Гран-при). В 1991 году она участвовала в премьере оперы «Саламбо» Мусоргского в редакции Вячеслава Наговицина в Мериде (Испания) и дебютировала в партии Марины Мнишек («Борис Годунов» Мусоргского) в спектакле Парижской национальной оперы.
В 1992 году впервые выступила в лондонском Королевском оперном театре Ковент-Гарден, исполнив главную партию в опере «Самсон и Далила» Сен-Санса (в роли Самсона – Пласидо Доминго). Позднее на знаменитой сцене пела в операх «Золушка» Россини (Анджелина), «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского (Марина Мнишек и Марфа), «Аида» Верди (Амнерис), «Адриана Лекуврёр» Чилеа (Принцесса де Буйон), драматической легенде «Осуждение Фауста» Берлиоза (Маргарита). Сотрудничала с Гамбургской государственной оперой (Марфа в «Хованщине») и Венской государственной оперой (Амнерис в «Аиде»).
Американский дебют певицы состоялся в 1995 году на сцене Оперы Сан-Франциско, где она исполнила главную партию в «Золушке» Россини. Пела также в операх «Кармен» Бизе (заглавная партия), «Царская невеста» Римского-Корсакова (Любаша), «Самсон и Далил» Сен-Санса (Далила) и «Итальянка в Алжире» Россини (Изабелла). После дебюта в 1997 году на сцене нью-йоркской Метрополитен-оперы («Борис Годунов») была приглашена выступить в операх «Самсон и Далила», «Аида», «Кармен», «Итальянка в Алжире», «Адриана Лекуврёр», «Осуждение Фауста» и «Хованщина», а также в «Джоконде» Понкьелли (Мать Джоконды) и «Дон Карлосе» Верди (Принцесса Эболи).
Сотрудничала с режиссерами Андреем Тарковским, Грэмом Виком, Дэвидом Маквикаром, Гарри Купфером, Августом Эвердингом, Робером Лепажем.
Ольга Бородина много выступает также с концертными программами. В ее репертуаре – романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова, вокальные циклы «Песни и пляски смерти» Мусоргского и «Шехеразада» Равеля, песни Малера, Де Фальи, сольные партии в Реквиеме Верди, Stabat Mater Россини, кантате «Смерть Клеопатры» и драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза, Второй симфонии Малера, кантате «Александр Невский» Прокофьева, балете с пением «Пульчинелла» Стравинского.
Концерты певицы проходили в Карнеги-холле в Нью-Йорке, Консертгебау в Амстердаме, Ройял Фестивал-холле, Уигмор-холле и Барбикан-центре в Лондоне, Концертхаусе в Вене, Национальной аудитории в Мадриде, Академии Санта-Чечилия в Риме, театре Ла Скала в Милане, Большом театре Женевы, Гамбургской опере, Театре Елисейских Полей и Национальной опере в Париже, театре Лисеу в Барселоне. В 2013 году состоялся юбилейный концерт Ольги Бородиной в Государственном Кремлевском дворце в Москве.
Певица выступала со многими знаменитыми коллективами и дирижерами: оркестром Метрополитен-оперы под управлением Джеймса Левайна, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам) под управлением Мстислава Ростроповича, Национальным оркестром Франции под управлением Джанандреа Нозеды и Даниэле Гатти и др. Многократно участвовала в фестивале BBC Proms в Лондоне, где сотрудничала с Лондонским симфоническим оркестром, Королевским филармоническим оркестром, Симфоническим оркестром Би-би-си и Роттердамским филармоническим оркестром под управлением Бернарда Хайтинка, Колина Дэвиса, Валерия Гергиева и Сакари Орамо. Ее партнерами в камерных программах были Дмитрий Ефимов, Семён Скигин, Лариса Гергиева, Василий Попов и Джеймс Левайн.
Эксклюзивная артистка лейбла Philips Classics, Бородина участвовала в записях опер «Хованщина», «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Война и мир», «Сила судьбы» и «Дон Карлос», а также «Всенощного бдения» Рахманинова, «Пульчинеллы» Стравинского и «Ромео и Джульетты» Берлиоза. Под тем же лейблом вышел двойной альбом «Портрет Ольги Бородиной» и сольный диск, записанный с оркестром Валлийской национальной оперы под управлением Карло Рицци.
В обширной дискографии певицы также записи оперы «Самсон и Далила» (Erato, в партии Самсона Хосе Кура, дирижер Колин Дэвис), оперы «Аида» Верди и кантаты «Смерть Клеопатры» Берлиоза (Decca, Венский филармонический оркестр, дирижеры Николаус Арнонкур и Валерий Гергиев), Реквиема Верди (Decca, оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев), оратории «Иван Грозный» Прокофьева (Sony Classical, Немецкий симфонический оркестр Берлина, дирижер Туган Сохиев), симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза (LSOLive, Лондонский симфонический оркестр, дирижер Валерий Гергиев). В 2010 году запись Реквиема Верди, сделанная Чикагским симфоническим оркестром под руководством Риккардо Мути при участии Ольги Бородиной, получила две премии «Грэмми».
Певица удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за исполнение партии Любаши в опере «Царская невеста» (1997) и Премии имени Дмитрия Шостаковича от Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (2000). В 2015 году участвовала в работе жюри XV Международного конкурса имени П. И. Чайковского.
Cвою историю коллектив ведет с 1970 года, когда при Государственном комитетe по телевидению и радиовещанию был образован Большой детский хор. 22 мая 1971 года коллектив дал свой первый отчетный концерт в Колонном зале Дома Союзов. Организатором и бессменным руководителем хора на протяжении 38 лет был народный артист СССР, лауреат Государственной премии России, профессор Виктор Сергеевич Попов. С 2008 года время хор носит имя своего основателя.
Ни одно заметное событие в культурной и общественной жизни страны не проходило без участия известного детского коллектива. Для него специально создавали и создают свои произведения лучшие композиторы. Творческая история хора связана с такими именами, как Александра Пахмутова, Родион Щедрин, Владимир Шаинский, Евгений Крылатов, Олег Хромушин, Юрий Чичков, Степан Соснин, Александр Песков, Евгений Птичкин, и многими другими.
Наряду с песенным жанром коллектив осваивал классический хоровой репертуар и творчество современных композиторов академического направления – Томаса Корганова, Владимира Рубина, Валерия Кикты, Георгия Дмитриева и других. Расширяя репертуар, БДХ неоднократно сотрудничал с профессиональными симфоническими коллективами, участвовал в творческих проектах Владимира Спивакова, Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева, в крупнейших культурных и благотворительных акциях.
Сегодня хором освоен огромный пласт музыки, охватывающий самые разные стили и эпохи: это русская и зарубежная классика, духовные произведения, русские народные песни, песни народов мира, детские песни отечественных авторов, песни из популярных мультфильмов и кино, произведения современных композиторов. За годы творческой деятельности хор осуществил более 3000 фондовых записей.
БДХ побывал на гастролях и выступал на фестивалях более чем в двадцати странах мира. Неоднократно принимал участие и побеждал в крупнейших международных конкурсах: в Италии (Ареццо, Болонья), Германии (Берлин, Ротенбург-на-Вюмме, Вернигероде), Бельгии (Неерпельт), Нидерландах (Гаага, Арнем), Венгрии (Будапешт), Польше (Быдгощ) и др.
В настоящее время в составе хора поют и обучаются музыке более 200 детей в четырех возрастных группах от 5 до 17 лет. Коллектив входит во Всероссийское хоровое общество и ведет самостоятельную концертную деятельность, выступая на лучших российских сценах и за рубежом, постоянно участвует в крупных культурных событиях столицы, в филармонических программах и значимых музыкальных фестивалях.
Радио- и тележурналист Артём Варгафтик родился в 1971 году в Москве. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Российскую академию музыки имени Гнесиных, а также аспирантуру Московской консерватории. В 1997–2000 гг. преподавал в РАМ имени Гнесиных историю виолончельного искусства, в 2003–2006 гг. – музыкальную журналистику.
Еще студентом начал работать на радио в качестве корреспондента, ведущего и автора музыкальных программ. Известность получил благодаря передачам «Оркестровая яма» и «Партитуры не горят» на телеканале «Культура». Эти проекты были удостоены национальных телевизионных премий «ТЭФИ» в 2003 и 2004 годах.
В 1994–2003 гг. – музыкальный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», с 2003 года – обозреватель радио «Культура» и «Радио России». Участник множества фестивалей и концертных программ в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Саратове, Казани и других городах России. Постоянный ведущий концертов в рамках фестивалей под художественным руководством Бориса Андрианова – Vivacello и «Музыкальная экспедиция».
В 2007 году началось активное сотрудничество Артёма Варгафтика с Московской филармонией, продолжающееся по сей день (в сезоне 2024/25 – автор и ведущий цикла «История одного шедевра»). Артём Варгафтик также – постоянный ведущий концертных программ Московского международного Дома музыки. В декабре 2022 года стал обладателем Большой оркестровой премии «440 герц» в номинации «Слово о музыке».