Ровно 100 лет назад, в июне 1923 года, в Париже впервые прозвучала «Свадебка» Стравинского – «русские хореографические сцены с музыкой и пением». 90 лет спустя, в декабре 2013-го, в миланском театре Ла Скала состоялась мировая премьера балета “Opera” Леонида Десятникова в хореографии Алексея Ратманского. К десятилетию этого знаменательного события “Opera” впервые будет представлена российскому слушателю. Как утверждает Десятников, именно благодаря «Свадебке» балет, в котором постоянно поют, перестал восприниматься как соединение несоединимого. По крайней мере, партитура его балета “Opera”, написанная для небольшого оркестра и трех солистов, состоит по преимуществу из арий на тексты Пьетро Метастазио, одного из величайших драматургов в истории оперы.
К многочисленным либретто Метастазио обращались десятки композиторов – среди них Гендель, Вивальди, Хассе, Перголези, Глюк, Моцарт, Гайдн, Керубини, Чимароза, Паизиелло, а также Дмитрий Бортнянский и Максим Березовский. Фрагменты различных либретто Метастазио легли и в основу балета “Opera”. «Моей первоначальной идеей было сделать перечень, своего рода путеводитель по ариям, обязательным для итальянской operaseria, – рассказывает Леонид Десятников. – И так, по ходу дела, я формировал свое собственное либретто... сознательно исключив те, что были положены на музыку Генделем, Вивальди и Моцартом, чтобы избежать ненужных сопоставлений. Мы хотели сделать балет без фабулы. Каталог, и все. Некий дайджест, или даже комикс, на темы opera seria».
Среди композиторов, писавших музыку на либретто Метастазио, главным ориентиром для Десятникова был Гендель. «Я понимал, что за пределы "Генделя" выходить не буду, – объясняет Десятников. – Это потрясающая, гениальная музыка. “Opera” – не рациональная стилизация, а, если хотите, непосредственное изъявление чувств, как у народного сказителя. Разумеется, диссонансов у меня несколько больше, чем у Генделя. Но цель – исчезнуть, перевоплотиться в "Генделя", присвоить его». До какой степени удалось это перевоплощение? Ответом станет предстоящий концерт, где наряду с российской премьерой балета “Opera” публика услышит фрагменты опер Генделя в исполнении солистов Нижегородского театра оперы и балета, а также других отечественных театров.