Рамон Варгас, Российский национальный молодёжный симфонический оркестр : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Рамон Варгас,
    Российский национальный
    молодёжный симфонический оркестр

    25 декабря 2023

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Моцарт
    Увертюра к опере «Дон Жуан»
    Ария Дона Оттавио из II действия оперы «Дон Жуан»
    Доницетти
    Ария Марчелло из оперы «Герцог Альба»
    Пуччини
    Интермеццо из оперы «Манон Леско»
    Ария Каварадосси из I действия оперы «Тоска»
    Верди
    Увертюра к опере «Набукко»
    Ария Оронта из оперы «Ломбардцы в первом крестовом походе»
    Бизе
    Увертюра к опере «Кармен»
    Ария Хозе из оперы «Кармен»
    Чайковский
    Вступление к опере «Евгений Онегин»
    Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
    Сен-Санс
    Вакханалия из оперы «Самсон и Далила»
    Верди
    Увертюра к опере «Двое Фоскари»
    Ария Якопо Фоскари из оперы «Двое Фоскари»

    12+

    Рамон Варгас

    Рамон Варгас родился в 1960 году в Мехико. Обучался в Институте кардинала Миранды в родном городе. В 1982 году одержал победу в Национальном конкурсе вокалистов имени Карло Морелли (Мехико) и дебютировал на театральной сцене, исполнив главную партию (Семпронио) в опере «Аптекарь» Гайдна в Монтеррее. 

    В 1983–1984 годах по приглашению Эдуардо Маты выступил в партиях Фентона («Фальстаф» Верди) и Дона Оттавио («Дон Жуан» Моцарта). В 1986 году стал победителем миланского Конкурса теноров имени Энрико Карузо, затем совершенствовался под руководством Лео Мюллера в рамках молодежной программы Венской государственной оперы. В начале 1990-х годов наставником певца стал Родольфо Челлетти.

    В 1988 году состоялся дебют Рамона Варгаса на европейской сцене – в партии Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Доницетти) в Театре Люцерна. В 1992 году он впервые выступил в Метрополитен-опере в этой же партии, заменив Лучано Паваротти (с этого времени спел в Нью-Йорке более 220 спектаклей, исполнив около 20 ролей). Год спустя дебютировал в миланском театре Ла Скала в роли Фентона в новой постановке «Фальстафа», приуроченной к 100-летию премьеры (режиссер – Джорджо Стрелер, дирижер – Риккардо Мути).

    С тех пор певец покорил многие крупнейшие театральные и концертные площадки, в числе которых Парижская национальная опера и Театр Елисейских Полей, Театр Капитолия Тулузы, Большой театр Женевы, лондонский Барбикан-холл, Венская государственная опера, Гамбургская государственная опера, Баварская государственная опера в Мюнхене, Немецкая опера в Берлине, Земпер-опера в Дрездене, Опера Цюриха, Римская опера, Арена-ди-Верона, Театр Комунале в Болонье, Королевский театр в Турине, Королевский театр в Мадриде, Венгерский государственный оперный театр (Будапешт), Национальная опера Греции (Афины), оперные театры Сан-Франциско, Лос-Анджелеса, Хьюстона, Торонто, Национальная опера в Вашингтоне, Театр Колон в Буэнос-Айресе, Мариинский театр в Санкт-Петербурге (приглашенный солист), Большой зал Санкт-Петербургской филармонии и другие, а также престижные фестивали (Зальцбург, Эдинбург, Флоренция и др.). 

    В репертуаре певца – титульные партии в операх «Фауст» Гуно, «Дон Карлос» Верди, «Вертер» Массне, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Роберто Деверё» Доницетти, «Милосердие Тита» Моцарта, Фауст в драматической легенде «Осуждение Фауста» Берлиоза, а также Нерон («Коронация Поппеи» Монтеверди), Тамино, Идоменей / Идамант («Волшебная флейта», «Идоменей, царь Критский» Моцарта), Атар («Аксур, царь Ормуза» Сальери), Ясон («Медея в Коринфе» Симона Майра), Паолино («Тайный брак» Чимарозы), Граф Альмавива, Рамиро, кавалер Бельфьоре («Севильский цирюльник», «Золушка», «Путешествие в Реймс» Россини), Неморино, Фердинанд («Любовный напиток», «Фаворитка» Доницетти), Оронте, Герцог Мантуанский, Альфред, Рудольф, Ричард, Габриэль Адорно, Форесто («Ломбардцы», «Риголетто», «Травиата», «Луиза Миллер», «Бал-маскарад», «Симон Бокканегра», «Аттила» Верди), Марио Каварадосси, Рудольф («Тоска», «Богема» Пуччини), Энцо Гримальди («Джоконда» Понкьелли), Кавалер де Гриё («Манон» Массне), Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Итальянский певец («Кавалер розы» Р. Штрауса), Том Рейкуэлл («Приключения повесы» Стравинского) и многие другие, а также итальянские, французские, немецкие, испанские и мексиканские песни, романсы Рахманинова. 

    В 2001 году в Милане исполнил партию тенора в Реквиеме Верди – в день столетия со дня смерти композитора. 31 декабря 2007 года дал Новогодний гала-концерт в Московском международном Доме музыки с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова. В 2018 году участвовал в гала-концерте «Оперный бал Елены Образцовой» на сцене Государственного Кремлевского дворца в честь 95-летия Франко Дзеффирелли. 

    Удостоен Премии Джакомо Лаури-Вольпи как лучший оперный певец года (1993), Премии имени Джино Тани от итальянских критиков (1995), премии ECHO Klassik в номинации «Певец года» (2001), Премии Джакомо Пуччини от одноименного фонда (2005), Премии Монкайо в Гвадалахаре (2015), Премии Родольфо Челлетти в Мартине-Франке (2017), премии журнала Opera News в Нью-Йорке (2018), Премии Ортиса Тирадо в Соноре (2020).

    Дискография Рамона Варгаса, отмеченная множеством наград, включает полные записи опер «Севильский цирюльник», «Шелковая лестница», «Танкред», «Магомет II», «Турок в Италии» Россини, «Фаворитка» Доницетти, «Заира», «Капулети и Монтекки» Беллини, «Вертер» Массне, «Гойески» Гранадоса, «Фальстаф», «Альзира», «Бал-маскарад» и «Разбойники» Верди, «Дон Жуан» Моцарта.

    В числе ангажементов 2022–2023 годов – «Луиза Миллер» и «Симон Бокканегра» в Гамбургской государственной опере, «Тоска» в Опере Нейплса (штат Флорида, США), «Бал-маскарад» и «Сказки Гофмана» в Опере Лас-Пальмаса (Испания), «Изгнанник» Меркаданте в Лондоне с записью под управлением Карло Рицци (выпущена под лейблом Opera Rara), дебюты в Королевской опере Валлонии («Ломбардцы» Верди), Аудитории Аликанте («Богема») и замке Шлосберг в Граце (Хозе в опере «Кармен» Бизе), сольный гала-концерт к 40-летию творческой деятельности во Дворце изящных искусств в Мехико, гала-концерт с Ильдаром Абдразаковым и Валерием Гергиевым в Мариинском театре, «Норма» Беллини (Поллион) в рамках гастролей в Японии.

    Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

    Российский национальный молодежный симфонический оркестр – Симфоническая академия – создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура». Это крупнейший молодежный проект в области отечественной оркестровой культуры, в роли его куратора выступает Московская филармония. 

    В своей творческой работе оркестр сочетает российские музыкальные традиции и мировой опыт, решая три принципиальные задачи – художественную, образовательную и просветительскую. Такое сочетание функций, ни одна из которых не является вспомогательной, не имеет аналогов.

    В составе оркестра более 120 исполнителей из 42 регионов России. Проект предъявляет к участникам высокие требования: большой объем учебной, репетиционной и концертной работы, необходимость личностной и профессиональной самоотдачи, дисциплины, увлеченности. Для развития молодых музыкантов созданы беспрецедентные условия: прекрасная репетиционная база, насыщенная концертная жизнь, сотрудничество с лучшими дирижерами и солистами мира, занятия с концертмейстерами крупнейших оркестров и профессорами известных музыкальных вузов.

    В сентябре 2023 года коллективу исполнилось 5 лет. Сегодня РНМСО – неотъемлемая часть концертной жизни страны: за пять сезонов оркестр провел более 220 концертов, выступив в 33 городах в разных уголках страны, – от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Выступления оркестра посетили десятки тысяч слушателей. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

    Концерты РНМСО проходили на двух главных сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2», на Красной площади в Москве, транслировались каналом Medici.tv. Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль, «Лето. Музыка. Музей», а также в масштабных культурных и общественных событиях, среди которых гала-открытие VII Санкт-Петербургского международного культурного форума, церемония открытия книжного фестиваля «Красная площадь», празднование Дня славянской культуры и письменности. 

    Важную роль в становлении участников проекта играет работа с выдающимися дирижерами, под руководством которых музыканты готовят и представляют публике концертные программы, охватывающие широкий круг эпох и стилей. Оркестр выступал под управлением Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Лазарева, Юрия Симонова, Василия Синайского, Александра Ведерникова, Александра Сладковского, Василия Петренко, Тугана Сохиева, Максима Емельянычева, Шарля Дютуа, Филиппа Херревеге, Марка Минковски, Пааво Ярви, Жан-Кристофа Спинози. С коллективом играют Денис Мацуев, Николай Луганский, Александр Канторов, Максим Венгеров, Вадим Репин, Павел Милюков, Пинхас Цукерман, Томас Цетмайр, Каролин Видман, Пьер-Лоран Эмар, выступают звезды мировой оперной сцены Анна Нетребко, Хибла Герзмава, Петр Бечала, Эрвин Шротт, Томас Хэмпсон, Соня Йончева. Сотрудничество с известными солистами дает молодым артистам возможность овладевать искусством интерпретации и приобщает к высоким стандартам ансамблевой игры.

    Большое внимание оркестр уделяет просветительским программам, особенно выступлениям в российских вузах. Первые концерты РНМСО состоялись именно в студенческих аудиториях ВГИКа и МГУ; коллектив выступал в старейших университетах России (в Санкт-Петербурге, Томске, Омске, Кемерове, Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми, Вологде и Череповце). В просветительских концертах принимают участие молодые дирижеры, лауреаты Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис и Алексей Рубин, а также музыковед и ведущий программ Ярослав Тимофеев. РНМСО привлекает в мир музыки молодую аудиторию, так как сверстники часто лучше понимают друг друга, чем разделенные культурными барьерами поколения.

    Репертуар РНМСО пополняется симфониями Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, Тертеряна, сочинениями Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Сысоева, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. В афише сезона 2019/20 появились циклы камерных концертов солистов оркестра «Игры в “классики”» и «Вокруг света с “Молодежкой”». Оркестр начал программу по творческому обмену кадрами с филармониями Ульяновска и Ростова-на-Дону. Коллектив выступал на открытии VII Международного фестиваля актуальной музыки «Другое пространство», участвовал в юбилейном концерте к 100-летию Московской филармонии, а также в концерте лауреатов программы «Русская музыка 2.1», где представил публике ряд мировых премьер.

    РНМСО с первых дней функционирует и как Симфоническая академия: творческие занятия и мастер-классы – неотъемлемая часть жизни коллектива. С музыкантами работают наставники из Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Национального филармонического оркестра России, Российского национального оркестра, Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, оркестров Большого, Мариинского и Михайловского театров, оркестра musicAeterna, крупнейших зарубежных коллективов. Таким образом артисты РНМСО с первых лет приобщаются к мировым стандартам оркестрового исполнительства, учатся свободно ориентироваться в стилистическом разнообразии музыки, получают мощный творческий стимул для реализации в профессии. Воспитанники Симфонической академии ведут активную концертную деятельность, играют в камерных ансамблях и сольно с крупными российскими оркестрами. Они успешно участвуют в престижных конкурсах; в 2023 году 15 артистов и выпускников РНМСО выступили на XVII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, двое из них стали лауреатами.

    В сезоне 2023/24 коллектив участвует в абонементах Московской филармонии «Весь Стравинский», «Язык музыки», «Солист Денис Мацуев», «Диалоги с Брамсом», а также «Другое пространство. Continuo» и «Musica sacra nova. От модерна к первому авангарду», где представляет российские и московские премьеры крупных сочинений Бернда Алоиса Циммермана, Оливье Мессиана, Николая Обухова и Артура Лурье. Концерты оркестра проходят при участии дирижеров Александра Лазарева, Дмитрия Юровского, Филиппа Чижевского, Дмитрия Синьковского, Фёдора Леднёва, солистов Дениса Мацуева, Николая Луганского, Сергея Давыдченко, Юрия Фаворина, Константина Емельянова, Дмитрия Маслеева, Вадима Репина, Даниила Когана, Николая Диденко, Натальи Мурадымовой и многих других.

    Молодежный оркестр стал кузницей высокопрофессиональных кадров, на сегодняшний день 70 воспитанников РНМСО перешли на работу в лучшие оркестры страны. Их успешный опыт вдохновляет сверстников и помогает возродить престиж профессии оркестрового музыканта. С 2018 года РНМСО проводит Всероссийский конкурс молодых артистов оркестра. За шесть лет на конкурс поступило 1692 заявки, а в прослушиваниях участвовали 1062 музыканта со всей страны. По итогам конкурсов в штат оркестра был зачислен 201 артист: так РНМСО становится мощным профессиональным лифтом.

    Федерико Санти

    Федерико Санти родился в Турине. Оркестровому дирижированию учился на высших курсах и мастер-классах у Джильберто Серембе, Юрия Ароновича, Исаака Карабчевского, Владимира Понькина и Эннио Никотры. Кроме того, обучался композиции и исполнительскому искусству (фортепиано, клавесин, камерный ансамбль), в числе его наставников – Карлхайнц Штокхаузен, Йорг Демус, Пауль Бадура-Шкода и другие.

    В 2008 году Федерико Санти завоевал I премию и специальный приз Оперы Ниццы на Международном конкурсе оперных дирижеров имени Луиджи Манчинелли в Орвието и по сей день остается единственным в истории состязания победителем из Италии.

    Первый крупный успех Санти на дирижерском поприще повлек за собой ангажементы в зал Консертгебау в Амстердаме (концертное исполнение «Манон Леско» Пуччини), театр Бункай Кайкан в Токио («Травиата» Верди) и Оперу Мехико («Трубадур» Верди). В дальнейшем он работал оперным концертмейстером, хормейстером, репетитором в театрах Италии (Модена, Феррара, Турин, Сполето, Генуя, Сассари). 

    В качестве ассистента дирижера сотрудничал с Клаудио Аббадо (Ferrara Musica), Карло Рицци (Рейнская национальная опера в Страсбурге), Альберто Дзеддой (Королевская опера Валлонии), Бруно Кампанеллой (Королевский театр Турина), Валерием Гергиевым (Мариинский театр в Санкт-Петербурге), Юрием Ароновичем (фестиваль Musica Riva) и другими известными дирижерами.

    В 2015 году был приглашен в качестве репетитора-консультанта для работы с итальянским репертуаром в Академию молодых оперных певцов Мариинского театра, с 2017 года – приглашенный дирижер. Под его управлением в концертном исполнении прозвучали оперы «Сомнамбула», «Капулети и Монтекки» и «Пират» Беллини, «Лукреция Борджиа», «Анна Болейн», «Джемма ди Верджи», «Фаворитка» и «Линда ди Шамуни» Доницетти. В сезоне 2018/19 он подготовил как дирижер-ассистент премьеру новой постановки оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.

    В репертуаре Федерико Санти – более 50 опер. Он сотрудничал со многими известными театрами и фестивалями Европы, в числе которых Театр Комунале в Болонье («Капулети и Монтекки» Беллини, «Севильский цирюльник» Россини), Руанская опера в Нормандии (“Viva la mamma” Доницетти, «Похищение из сераля» Моцарта), Опера Монпелье («Неудачное воспитание» Шабрие, «Человеческий голос» Пуленка), Большая опера Авиньона («Питер Граймс» Бриттена и «Мечтатели о луне» Говарда Муди), Королевская опера Валлонии в Льеже («Богема» Пуччини и «Любовный саботаж» Дэниела Шелла, мировая премьера), Национальная опера Тимишоары («Свадьба Фигаро» Моцарта, «Тоска» Пуччини), Московский Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Любовный напиток» Доницетти) и другие. Выступает также с программами симфонической музыки. 

    Преподает оркестровку, инструментоведение и чтение партитур в Консерватории Маастрихта и курирует в ней оперное направление.