Дмитрий Синьковский дирижер
Надежда Павлова сопрано
Галина Круч сопрано
Сергей Годин тенор
Владимир Куклев тенор
Гарри Агаджанян бас
В программе:
Моцарт
«Похищение из сераля».
Опера в концертном исполнении
Дмитрий Синьковский дирижер
Надежда Павлова сопрано
Галина Круч сопрано
Сергей Годин тенор
Владимир Куклев тенор
Гарри Агаджанян бас
В программе:
Моцарт
«Похищение из сераля».
Опера в концертном исполнении
Ляля Кандаурова рассказывает об опере Моцарта «Похищение из сераля»
Оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и балета вновь выступают под управлением Дмитрия Синьковского на главной сцене филармонии. После опер Россини, Чайковского, Глюка, после арий Генделя и балета “Opera” Десятникова музыканты представляют в концертном исполнении оперу «Похищение из сераля» Моцарта. Она отчасти уступает в популярности нескольким другим театральным шедеврам композитора, хотя ее музыкальные достоинства ничуть не менее высоки.
«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит не в Испании (как в «Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане»), не в Италии (как в «Так поступают все женщины»), не в любимой оперными драматургами XVIIIвека греко-римской античности, а в османской Турции. Причем эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник.
Турок, впрочем, среди героев только двое – могущественный паша Селим (роль без пения) и Осмин, страж его гарема. Остальные – европейцы: испанский дворянин Бельмонт пытается хитростью вызволить из гаремного плена свою невесту Констанцу, которую (вместе с ее камеристкой-англичанкой Блондхен и с Педрильо, слугой Бельмонта) похитили пираты, продавшие затем свою добычу турецкому вельможе. Задача тем более трудная, что любви прекрасной Констанцы пытается добиться сам Селим, а ревнивый Осмин, при случае ухаживающий за Блондхен, сторожит пленниц не на шутку бдительно. После головокружительной череды мелодраматических и комических событий следует очень неожиданно решенный хеппи-энд. Мы ждем, что хитрость удастся и что паша окажется в дураках – но побег проваливается, и беглецов спасает только великодушие Селима, дарящего пленникам жизнь и свободу.
Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 года на венской придворной сцене, в старом Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным успехом новой поры моцартовского творчества: композитор наконец оставил постылую службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в давно манившую его имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом 1782 года его женой. «Похищение» было принято восторженно, оперу многократно возобновляли на сцене Бургтеатра, но и за пределами Вены ее быстро узнали и полюбили. Хотя, по преданию, самый высокопоставленный из первых слушателей «Похищения», император Иосиф II, отреагировал на премьеру комплиментом весьма сомнительным: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!»