В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»
22 февраля 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаДля просмотра видео вам необходимо Зарегистрироваться
Личный кабинет на meloman.ru — это:
или
Войти в Личный кабинет
Абонемент №9:
Моцарт. Оперы
Ляля Кандаурова рассказывает об опере Моцарта «Похищение из сераля»
Оркестр и солисты Нижегородского театра оперы и балета вновь выступают под управлением Дмитрия Синьковского на главной сцене филармонии. После опер Россини, Чайковского, Глюка, после арий Генделя и балета “Opera” Десятникова музыканты представляют в концертном исполнении оперу «Похищение из сераля» Моцарта. Она отчасти уступает в популярности нескольким другим театральным шедеврам композитора, хотя ее музыкальные достоинства ничуть не менее высоки.
«Похищение из сераля» – самая необычная в смысле своего экзотического колорита опера Моцарта. Действие ее происходит не в Испании (как в «Свадьбе Фигаро» и «Дон Жуане»), не в Италии (как в «Так поступают все женщины»), не в любимой оперными драматургами XVIIIвека греко-римской античности, а в османской Турции. Причем эту локализацию композитор подчеркивает музыкальными средствами, вводя в оркестр «янычарские» инструменты: большой барабан, тарелки, треугольник.
Турок, впрочем, среди героев только двое – могущественный паша Селим (роль без пения) и Осмин, страж его гарема. Остальные – европейцы: испанский дворянин Бельмонт пытается хитростью вызволить из гаремного плена свою невесту Констанцу, которую (вместе с ее камеристкой-англичанкой Блондхен и с Педрильо, слугой Бельмонта) похитили пираты, продавшие затем свою добычу турецкому вельможе. Задача тем более трудная, что любви прекрасной Констанцы пытается добиться сам Селим, а ревнивый Осмин, при случае ухаживающий за Блондхен, сторожит пленниц не на шутку бдительно. После головокружительной череды мелодраматических и комических событий следует очень неожиданно решенный хеппи-энд. Мы ждем, что хитрость удастся и что паша окажется в дураках – но побег проваливается, и беглецов спасает только великодушие Селима, дарящего пленникам жизнь и свободу.
Премьера оперы состоялась 16 июля 1782 года на венской придворной сцене, в старом Бургтеатре на Михаэлерплац. Она стала первым крупным успехом новой поры моцартовского творчества: композитор наконец оставил постылую службу при дворе архиепископа Зальцбургского, переехал в давно манившую его имперскую столицу, влюбился в певицу Констанцию Вебер, ставшую тем же летом 1782 года его женой. «Похищение» было принято восторженно, оперу многократно возобновляли на сцене Бургтеатра, но и за пределами Вены ее быстро узнали и полюбили. Хотя, по преданию, самый высокопоставленный из первых слушателей «Похищения», император Иосиф II, отреагировал на премьеру комплиментом весьма сомнительным: «Слишком много нот, дорогой Моцарт!»
Дмитрий Синьковский – скрипач, альтист, певец (контратенор) и дирижер, специализирующийся на исполнении музыки эпохи барокко. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс скрипки профессора Александра Кирова) и ассистентуру-стажировку МГК (класс камерного ансамбля профессора Алексея Любимова).
Историческим исполнительством начал заниматься под руководством Марии Леонхардт, в дальнейшем участвовал в мастер-классах Томаса Цетмайра, Сигизвальда Кёйкена, Рио Терракадо, Роджера Норрингтона, Андреаса Штайера и других знаменитых музыкантов. Обучался вокалу у Майкла Чанса, Яны Иваниловой и Мари Давалуи, освоив весь основной репертуар для контратенора. Дирижированию обучался у Томислава Фачини в Загребской академии музыки и Сабри Бекировой в Тулузе.
Лауреат международных конкурсов скрипачей Premio Bonportiв Роверето, имени И. С. Баха в Лейпциге, Musica Antiqua в Брюгге, имени Г. И. Ф. фон Бибера в Австрии и имени Г. Ф. Телемана в Магдебурге.
В 2011 году основал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale, с которым активно концертирует в России и за ее пределами.
В качестве солиста, приглашенного концертмейстера и дирижера выступал с известными коллективами, среди которых Il Giardino Armonico, Accademia Bizantina, Musica Antiqua Roma, Il Rossignolo, La Risonanza (Италия), Concerto Köln, Ensemble 1700, Leipzig Baroque (Германия), Collegium Marianum (Чехия), B`Rock Orchestra (Бельгия), Arion Baroque Orchestra (Канада), Il Complesso Barocco (Нидерланды), Armonia Atenea (Греция), Baltic Baroque (Эстония), Il Pomo d`Oro, Барочный оркестр Бремена, Барочный оркестр Хельсинки, Барочный оркестр Севильи, Камерный оркестр Клайпеды, Национальный оркестр Испании, MusicAeterna, Musica Petropolitana, Pratum Integrum, Musica Viva, Камерный оркестр Новосибирска, Questa Musica, Австралийский Бранденбургский оркестр, симфонические оркестры Сиэтла и Дубровника.
Выступал в ансамблях с Тревором Пинноком, Майклом Чансом, Эммой Кёркби, Робертой Инверницци, Альфредо Бернардини, Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Александром Галковским, Марселем Понселе, Юлией Лежневой и многими другими.
Принимал участие в фестивалях во Франции (Nantes Printempsdes Arts), Швеции (Nordmaling Baroque Festival), Германии (Tage Alte Music, Potsdam Sans-Soucci), Нидерландах (фестиваль старинной музыки в Утрехте), Бельгии (Musica Antiqua в Брюгге), «Декабрьских вечерах» в Москве, Early Music в Санкт-Петербурге и других. В 2018 году исполнил заглавную партию в опере «Луций Сулла» Генделя на Людвигсбургском фестивале (Ensemble 1700, дирижер – Доротея Оберлингер).
С 2012 года сотрудничает с французской фирмой звукозаписи Naïve. Первый сольный альбом артиста (Per Pisendel) и альбом Virtuosissimo, записанный с ансамблем Il Pomo d’Oro (2019, Naïve), были удостоены премии Diapason d'Or. Позже были выпущены диски Discovery of Passionс флейтисткой Доротеей Оберлингер (2020, Harmonia Mundi) и Idylle heroïqueс Московским камерным оркестром Musica Viva, Алексеем Любимовым и Александром Рудиным (2020, Glossa, концерты Бетховена на исторических инструментах) – оба диска номинировались на премию ICMA (International Classical Music Awards).
Дмитрий Синьковский преподает в Московской консерватории (доцент). Играет на скрипке кремонского мастера Франческо Руджери (1675), предоставленной фондом Jumpstart (Нидерланды).
С 2022 года – главный дирижер Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Надежда Павлова окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А. К. Глазунова (2006) и аспирантуру вуза (2011). Дважды побеждала на молодежных конкурсах в Иванове, затем стала лауреатом Международного конкурса вокалистов «Искусство XXI века» в Киеве (2003) и Конкурса конкурсов вокалистов Собиновского музыкального фестиваля в Саратове (2012).
Творческая карьера певицы началась в Музыкальном театре Республики Карелия в Петрозаводске, где она выступала в партиях Виолетты («Травиата» Верди), Микаэлы («Кармен» Бизе), Риты («Любовь на четверых» Доницетти), Галатеи («Прекрасная Галатея» Зуппе) и других. За роли Риты и Галатеи была удостоена Высшей театральной премии Республики Карелия «Онежская маска» (2007, 2008).
С 2012 года – солистка Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, где дебютировала в партии Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). С 2017 года – приглашенная солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, с сезона 2018/19 – Большого театра России. С 2023 года – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В 2013 году по приглашению режиссера Андрейса Жагарса исполнила партию Виолетты на сцене Латвийской национальной оперы.
В 2015 году номинировалась на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» за роль Донны Анны в спектакле Пермской оперы («Дон Жуан» Моцарта), в том же году завоевала Гран-при Международного конкурса вокалистов в Минске и стала лауреатом Премии города Перми в сфере культуры и искусства имени Александра Немтина.
Всероссийскую известность певице принесло исполнение партии Виолетты («Травиата») в постановке режиссера Роберта Уилсона и дирижера Теодора Курентзиса, представленной в 2016 году на Дягилевском фестивале в Перми. Спектакль получил семь номинаций на премию «Золотая маска» и три награды, в том числе за лучшую женскую роль в опере (для Надежды Павловой). Постановка получила также приз Ассоциации музыкальных критиков «за сотворчество мэтров и артистов молодого поколения в Пермском театре оперы и балета: Роберт Уилсон, Теодор Курентзис, Надежда Павлова». Приз был вручен на дебютном сольном концерте Надежды Павловой в Московском международном Доме музыки в апреле 2017 года.
В сезоне 2017/18 была приглашенной солисткой Московского Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в сезоне 2020/21 – Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова. В декабре 2018-го приняла участие в премьерном спектакле Кирилла Серебренникова «Барокко» в «Гоголь-центре»; новая версия была представлена в Thalia Theater в Гамбурге в 2023 году.
В 2021 году дебютировала на Зальцбургском фестивале (Донна Анна в «Дон Жуане», постановка Ромео Кастеллуччи), в 2022 году – в Гамбургской государственной опере (Джильда в «Риголетто» Верди и Донна Анна в «Дон Жуане»), Баварской государственной опере (Констанца в «Похищении из сераля» Моцарта) и Цюрихском оперном театре (Виолетта в «Травиате»), в 2023-м – во Флорентийской опере (Teatro del Maggio Musicale Fiorentino; Виолетта в «Травиате»; дирижер – Зубин Мета).
В июне 2023 года певица выступила с сольным концертом в рамках Международного фестиваля искусств «Стрелка» (Нижний Новгород), в августе – на Зальцбургском фестивале (первое сопрано в Большой мессе до минор Моцарта; совместно с хором и оркестром Utopia под руководством Теодора Курентзиса) и на Музыкальном фестивале в Берлине в программе музыки Рахманинова (вместе с пианистами Александром Мельниковым, Ольгой Пащенко и виолончелистом Александром Рудиным).
Кроме того, Надежда Павлова выступала с ансамблем musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса на других престижных сценах, в числе которых Большой театр Люксембурга, Филармония на Эльбе в Гамбурге, Кёльнская филармония, Концертхаус в Дортмунде, Концертхаус в Вене, Концертный зал в Центре культуры и конгрессов в Люцерне, фестивальный зал Фельзенрайтшуле в Зальцбурге, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает с оркестром La Voce Strumentale (художественный руководитель – Дмитрий Синьковский).
В репертуаре певицы, кроме вышеупомянутых партий, также Фьордилиджи, Вителия, Графиня Альмавива («Так поступают все женщины», «Милосердие Тита» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти), Мюзетта, Лауретта («Богема» и «Джанни Скикки» Пуччини), Маргарита («Жанна на костре» Онеггера), Кунигунда («Кандид» Бернстайна), Волхова («Садко» Римского-Корсакова), Цербинетта («Ариадна на Наксосе» Р. Штрауса), Олимпия («Сказки Гофмана» Оффенбаха), Луиза («Обручение в монастыре» Прокофьева), Адель («Летучая мышь» И. Штрауса), Фея («Синдерелла, или Сказка о Золушке» Массне), Марта («Пассажирка» Вайнберга), Сестра Констанс («Диалоги кармелиток» Пуленка), Невеста («Свадьба» Соколович) и другие, а также произведения кантатно-ораториального жанра и камерная вокальная музыка.
Надежда Павлова удостоена почетного звания «Заслуженная артистка Российской Федерации», Национальной театральной премии «Золотая маска» и Стогановской премии за исполнение партии Виолетты Валери («Травиата», 2017), Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Примадонна» за исполнение партии Лючии («Лючия ди Ламмермур» Доницетти, 2019), Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года» за исполнение партии Волховы («Садко», Большой театр России, 2021).
Галина Круч окончила в 2019 году Новосибирскую государственную консерваторию имени М. И. Глинки (класс Жанны Чаловой). Принимала участие в мастер-классах Юлии Новиковой, Дмитро Попова, Юлиана Орлисхаузена.
Лауреат вокальных конкурсов и фестивалей в Кемерове и Новосибирске, а также Международного конкурса исполнителей русского романса «Романсиада» (Томск – Москва).
В студенческие годы начала творческую деятельность в Новосибирской хоровой капелле, в 2021 году стала солисткой Новосибирского государственного театра оперы и балета. С 2023 года – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Выступала в Государственном Кремлевском дворце, Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, Центральном Доме ученых, «Доме Романса» в Москве, концертных залах Ярославской, Томской и Новосибирской филармоний. Гастролировала в Болгарии, Словении, Японии. Участвовала в фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале».
В репертуаре певицы – партии в операх «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро» Моцарта (Царица ночи, Церлина, Барбарина), «Травиата» Верди (Аннина), в опереттах «Летучая мышь» И. Штрауса (Адель) и «Сильва» Кальмана (Стасси), а также вокальные партии в произведениях кантатно-ораториального жанра и детских спектаклях.
Сергей Годин родился в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Лауреат Международного конкурса в рамках Фестиваля славянской музыки в Москве (2006). В 2006–2017 гг. – солист Московского государственного академического камерного хора под руководством Владимира Минина, в 2017–2018 гг. – солист Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского (ныне Камерная сцена Большого театра).
В 2018 году приглашен в труппу Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. В репертуаре певца – Ленский («Евгений Онегин» Чайковского), Феррандо, Дон Оттавио, Тит и Дон Базилио («Так поступают все женщины», «Дон Жуан», «Милосердие Тита» и «Свадьба Фигаро» Моцарта), Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Россини) и другие партии.
С февраля 2023 года – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Принимал участие во многих проектах Дягилевского фестиваля, в том числе в постановке оратории «Жанна д'Арк на костре» Онеггера (режиссер – Ромео Кастеллуччи), в опере «Идоменей» Моцарта (заглавная партия, дирижер – Теодор Курентзис) и оратории In nativitatem Domini canticum Шарпантье (партия Ангела, с хором Parma voices под управлением Евгения Воробьёва).
Совместно с оркестром и хором musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнял сольные партии в Реквиеме Моцарта (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии, Большой зал Московской консерватории) и «Пульчинелле» Стравинского (МКЗ «Зарядье», Большой зал Санкт-Петербургской филармонии).
Участвовал также в фестивале «Территория» (перформанс Анны Абалихиной «Закрой мне глаза») и фестивале «Хор без границ» Минин-хора (партия тенора в симфонии-действе «Перезвоны» Гаврилина). Выступал в Хорватском национальном театре (Загреб).
Сотрудничал с известными музыкантами и режиссерами, среди которых Владимир Минин, Владимир Федосеев, Филипп Чижевский, Венсан Дюместр, Роберт Уилсон, Ромео Кастеллуччи, Питер Селларс, Константин Богомолов, Марат Гацалов.
Владимир Куклев родился в 1993 году в Оренбургской области. Окончил Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей (2019). В 2019–2021 гг. – солист Центра оперного пения имени Г. П. Вишневской в Москве, в 2021–2023 гг. – солист Ростовского государственного музыкального театра.
С 2023 года – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
В репертуаре певца – Юродивый («Борис Годунов» Мусоргского), Владимир Игоревич («Князь Игорь» Бородина), Ленский и Чекалинский («Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского), Молодой цыган («Алеко» Рахманинова) и другие партии.
Гарри Агаджанян окончил Уральскую государственную консерваторию имени М. П. Мусоргского (2006, класс профессора Валерия Писарева).Лауреат международных конкурсов вокалистов имени М. И. Глинки в Челябинске (2007) и имени Винченцо Беллини в Кальтаниссетте (Италия, 2012). Удостоен диплома и приза зрительских симпатий на Всероссийском конкурсе вокалистов имени Надежды Обуховой в Липецке (2012).
С 2004 года – солист Екатеринбургского театра оперы и балета (Урал Опера Балет). С 2011 года – солист Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, где выступал в операх Моцарта «Свадьба Фигаро» (Бартоло) и «Так поступают все женщины» (Дон Альфонсо).
В 2006–2009 гг. был приглашенным солистом Челябинского театра оперы и балета имени М. И. Глинки. Пел в Новосибирском театре оперы и балета («Князь Игорь» Бородина – Кончак), Михайловском театре в Санкт-Петербурге («Иоланта» Чайковского – Король Рене), Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева – Маг Челий). В опере «Евгений Онегин» Чайковского (партия Гремина, постановка Латвийской национальной оперы) выступал на сцене Большого театра России.
Гастролировал с оркестром musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса в Германии, участвовал в концертном исполнении оперы «Свадьба Фигаро» в венском Концертхаусе. Принимал участие в проекте «Романтика романса» на телеканале «Россия-Культура».
В настоящее время – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Дважды номинировался на Российскую национальную театральную премию «Золотая маска» (2012, за партию Дона Альфонсо в опере «Так поступают все женщины», спектакль Пермского театра; 2021, за партию Мага Челия в опере «Любовь к трем апельсинам», спектакль Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). Лауреат Свердловской областной театральной премии «Браво!» (2014, за роль Даланда в опере «Летучий голландец» Вагнера, спектакль Екатеринбургского театра оперы и балета).