В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерты:
Ансамбль имени А. В. Александрова 23 марта
Денис Мацуев 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 поступят в продажу 21 марта в 9:00
Абонементные книжки будут доступны 20 марта
28 июня 2024
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаНаборщиков
«Грустный вальс» для струнного квинтета, челесты, флейты и треугольника
Музыканты творческого объединения «Притяжение» предлагают публике концептуальные программы, осваивают нестандартный репертуар и выходят за рамки привычных концертных форматов, внося в традиционное исполнительство элементы перформанса. Новая программа объединения называется «Декады»; в ней сопоставляются 13 сочинений, созданных в период с 1904 по 2024 годы с интервалом в десятилетие. Этот набор произведений представляет историю академической музыки последних 120 лет как пеструю картину, где встречаются и импрессионизм, и джаз, и сериализм, и мультимедиа, и многое другое. Программу соединяет арка из двух «Грустных вальсов»: знаменитое сочинение Яна Сибелиуса (1904) из музыки к пьесе Арвида Ярнефельта «Смерть» встретится с мировой премьерой – специально для концерта скрипач и композитор Иван Наборщиков создал новое произведение с тем же названием.
Многие номера программы отсылают к искусству прошлого. Шесть античных эпиграфов (1914) Клода Дебюсси были вдохновлены сборником «Песни Билитис» французского поэта Пьера Луи – мистификацией в стиле древнегреческой поэтессы Сапфо. Тема Адажио Сэмюэла Барбера (1936) напоминает григорианский хорал, а Гимны Альфреда Шнитке (1974–1979) передают атмосферу древнерусских храмов и знаменного распева. Религиозная мистика волновала и Оливье Мессиана; в его цикле «Двадцать взглядов на младенца Иисуса» (1944) помимо образов Христа, Девы Марии и ангелов важную роль играют образы-символы – время, молчание, звезда и крест. Фольклор стал основой и вокального цикла «Народные песни» (1964) Лучано Берио, искусно соединившего с подлинными народными песнями несколько авторских, в том числе собственных, и сочинения Twilight (2004) Гии Канчели, вписавшего традиционный грузинский мелос в современную технику композиции.
В передовых техниках своего времени написаны и другие сочинения программы. Studie II (1954) Карлхайнца Штокхаузена целиком подчинена законам сериализма и считается первой опубликованной партитурой электронной музыки. Этюды Дьёрдя Лигети решают сложные технические задачи: так, в En suspens (1994) партии правой и левой рук написаны в разных тональностях и метрах. Современный немецкий композитор Михаэль Байль стремится к синтезу музыки и мультимедиа; в его пьесе Swap (2014) смена инструментов во время исполнения – не фокус, но суть произведения как такового. Наконец, струнный квартет № 2 «Компания» (1983) минималиста Филипа Гласса напоминает монохромное полотно – все части цикла написаны в ля миноре с минимумом отклонений. Гвоздь программы – «Рапсодия в стиле блюз» Гершвина (1924): одна из первых удачных попыток скрестить классику и джаз, давшая начало не одному новому направлению и все же оставшаяся неповторимой.