Открытие фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров». «Вариации и аплодисменты» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Открытие фестиваля
    Союза композиторов России
    «Пять вечеров».
    «Вариации и аплодисменты»

    29 октября 2024, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    Государственный академический
    симфонический оркестр России
    имени Е. Ф. Светланова
    Игорь Дронов, дирижёр
    Ярослав Тимофеев (ведущий)
    Ирина Стачинская (флейта)
    Зоя Вязовская (флейта)




    Организатор концерта
    Всероссийская общественная организация
    «Союз композиторов России»

    В программе:

    Юрий Красавин
    Сюита из балета «Пиковая дама»

    Денис Хоров
    Концерт для двух флейт с оркестром

    Алексей Сысоев
    «Вариации и аплодисменты»



    Сочинения созданы в рамках программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России

    12+

    Купить билеты
    Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова

    Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова – один из старейших симфонических коллективов страны: в 2024 году ему исполнилось 88 лет. Первое выступление оркестра, прошедшее под управлением Александра Гаука и Эриха Клайбера, состоялось 5 октября 1936 года в Большом зале Московской консерватории.

    В разные годы Госоркестром руководили Александр Гаук (1936–1941), Натан Рахлин (1941–1945), Константин Иванов (1946–1965), Евгений Светланов (1965–2000), Василий Синайский (2000–2002), Марк Горенштейн (2002–2011), Владимир Юровский (2011–2021) и Василий Петренко (2021–2022). В 2005-м коллективу было присвоено имя Е. Ф. Светланова. В 2024 году художественным руководителем оркестра стал Филипп Чижевский.

    Концерты оркестра проходили на самых известных сценах мира, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом театре России, Колонном зале Дома Союзов, Государственном Кремлевском дворце в Москве, Карнеги-холле в Нью-Йорке, Кеннеди-центре в Вашингтоне, Музикферайне в Вене, Альберт-холле в Лондоне, зале Плейель в Париже, Национальном оперном театре Колон в Буэнос-Айресе, Сантори-холле в Токио. В 2013 году оркестр впервые выступил на Красной площади в Москве.

    За пультом коллектива стояли Герман Абендрот, Эрнест Ансерме, Лео Блех, Андрей Борейко, Александр Ведерников, Валерий Гергиев, Николай Голованов, Курт Зандерлинг, Отто Клемперер, Кирилл Кондрашин, Лорин Маазель, Курт Мазур, Николай Малько, Ион Марин, Игорь Маркевич, Евгений Мравинский, Александр Лазарев, Шарль Мюнш, Гинтарас Ринкявичюс, Мстислав Ростропович, Саулюс Сондецкис, Игорь Стравинский, Арвид Янсонс, Шарль Дютуа, Геннадий Рождественский, Александр Сладковский, Леонард Слаткин, Юрий Темирканов, Михаил Юровский и другие выдающиеся дирижеры.

    С оркестром выступали певцы Ирина Архипова, Галина Вишневская, Сергей Лемешев, Елена Образцова, Мария Гулегина, Пласидо Доминго, Монтсеррат Кабалье, Йонас Кауфман, Дмитрий Хворостовский, пианисты Эмиль Гилельс, Вэн Клайберн, Генрих Нейгауз, Николай Петров, Святослав Рихтер, Мария Юдина, Валерий Афанасьев, Элисо Вирсаладзе, Евгений Кисин, Григорий Соколов, Алексей Любимов, Борис Березовский, Николай Луганский, Денис Мацуев, скрипачи Леонид Коган, Иегуди Менухин, Давид Ойстрах, Максим Венгеров, Виктор Пикайзен, Вадим Репин, Владимир Спиваков, Виктор Третьяков, альтист Юрий Башмет, виолончелисты Мстислав Ростропович, Наталия Гутман, Александр Князев, Александр Рудин.

    Госоркестр впервые представил публике многие произведения отечественных композиторов: Симфонию № 25 Мясковского, симфонию «Памяти Чайковского» Гречанинова, Симфонию № 5, сюиту «1941 год» и «Балладу о мальчике, оставшемся неизвестным» Прокофьева, симфонии №№ 8 и 11, Концерт № 2 для виолончели с оркестром Шостаковича, Симфонию № 1 Мурадели, «Молдавскую рапсодию» Вайнберга, Симфонию № 4 Пейко, Симфонию № 3 Шебалина, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Хренникова, Симфонию № 2 и «Карпатскую рапсодию» для скрипки с оркестром Бойко, «Автопортрет» Щедрина и другие.

    В последние годы список музыкантов, сотрудничающих с коллективом, пополнился именами дирижеров Димитриса Ботиниса, Михаила Грановского, Фёдора Леднёва, Михаила Татарникова, Дмитрия Юровского, певцов Динары Алиевой, Аиды Гарифуллиной, Юлии Лежневой, Вальтрауд Майер, Анны Нетребко, Хиблы Герзмавы, Элизабет Кульман, Александрины Пендачанской, Альбины Шагимуратовой, Ильдара Абдразакова, Дмитрия Корчака, Хосе Куры, Василия Ладюка, Рене Папе, пианистов Марка-Андре Амлена, Рудольфа Бухбиндера, Лейфа Ове Андснеса, Жак-Ива Тибоде, Симона Трпчески, Мицуко Учиды, скрипачей Кристофа Барати, Ильи Грингольца, Алины Ибрагимовой, Леонидаса Кавакоса, Патриции Копачинской, Сергея Крылова, Неманьи Радуловича, Юлиана Рахлина, Юлии Фишер, Дэниела Хоупа, Томаса Цетмайра, Николая Цнайдера, Пинхаса Цукермана, альтиста Максима Рысанова.

    Значительное внимание уделяется также совместной работе с новымпоколением талантливых исполнителей, среди которых дирижеры Иван Никифорчин, Алексей Рубин, Арсентий Ткаченко, пианисты Иван Бессонов, Сергей Давыдченко, Александр Ключко, Филипп Копачевский, Дмитрий Маслеев, скрипачи Равиль Ислямов, Павел  Милюков, Иван и Михаил Почекины, виолончелисты Нарек Ахназарян, Мария Зайцева, Александр Рамм и Василий Степанов.

    Впервые побывав за рубежом в 1956 году, оркестр с тех пор представлял русское искусство в Австралии, Австрии, Бельгии, Гонконге, Дании, Италии, Канаде, Китае, Ливане, Мексике, Новой Зеландии, Польше, США, Таиланде, Франции, Чехословакии, Швейцарии, Южной Корее, Японии и многих других странах.

    Дискография коллектива насчитывает сотни грампластинок и CD, выпущенных ведущими фирмами России и зарубежья («Мелодия», «Бомба-Питер», Deutsche Grammophon, EMI Classics, BMG, Naxos, Chandos, Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, Toccata Classics, Fancymusic и другие). Особое место в этом собрании занимает «Антология русской симфонической музыки», которая включает аудиозаписи сочинений русских композиторов от Глинки до Стравинского (дирижер Евгений Светланов). Записи концертов оркестра осуществлены телеканалами Mezzo, Medici, «Россия 1» и «Культура», радио «Орфей».

    В недавнем времени Госоркестр выступил на Фестивале Джордже Энеску в Бухаресте, фестивалях «Другое пространство», «Вселенная – Светланов!» и XIV Московском международном фестивале «Виртуозы гитары» в Москве, на фестивалях «Лето. Музыка. Музей» в Истре; осуществил мировые премьеры сочинений Александра Вустина, Виктора Екимовского, Сергея Слонимского, Антона Батагова, Андрея Семёнова, Владимира Николаева, Олега Пайбердина, Ефрема Подгайца, Юрия Шерлинга, Бориса Филановского, Ольги Бочихиной, Ольги Раевой, Алексея Ретинского, российские премьеры произведений Бетховена – Малера, Скрябина – Немтина, Орфа, Берио, Штокхаузена, Тавенера, Куртага, Адамса, Гризе, Мессиана, Дина, Сильвестрова, Щедрина, Тарнопольского, Валерия Воронова, Геннадия Гладкова, Виктора Кисина; принял участие в XV Международном конкурсе имени Чайковского, Международных конкурсах молодых пианистов Grand Piano Competition, Международном театральном фестивале имени А. П. Чехова и Международном фестивале искусств имени А. Д. Сахарова; восемь раз представил ежегодный цикл просветительских концертов «Истории с оркестром»; посетил города России, Австрии, Аргентины, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Испании, Китая, Нидерландов, Перу, Румынии, Турции, Уругвая, Чили, Японии. Регулярно проходят камерные вечера с участием солистов оркестра.

    С 2016 года Госоркестр реализует спецпроект по поддержке композиторского творчества, предполагающий тесное сотрудничество с современными российскими авторами. Первым в истории Госоркестра «композитором в резиденции» был Александр Вустин.

    За выдающиеся творческие достижения коллектив с 1972 года носит почетное звание «академический»; в 1986 году награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 2006, 2011 и 2017 гг. удостоен благодарности Президента Российской Федерации. В 2021 году удостоен премии Gramophone за диск с записью скрипичных концертов Шостаковича (солистка – Алина Ибрагимова, дирижер – Владимир Юровский).

    Игорь Дронов

    Игорь Дронов родился в 1963 году в Москве. Окончил Московскую консерваторию по классам хорового и оперно-симфонического дирижирования у Бориса Тевлина и Дмитрия Китаенко (1992), под руководством последнего окончил аспирантуру (1994). Принимал участие в мастер-классах Георга Шолти и Пьера Булеза.

    В 1991–1996 гг. – постоянный дирижер Большого театра, затем – постоянный приглашенный дирижер оркестра ГАБТа. Под его управлением шли оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Фауст» Гуно, «Трубадур» и «Травиата» Верди, «Алеко» и «Скупой рыцарь» Рахманинова, «Мадам Баттерфляй» Пуччини, «Дети Розенталя» Десятникова. Участвовал в подготовке премьеры аутентичной версии «Руслана и Людмилы» Глинки.

    В 2004–2017 гг. был музыкальным руководителем балетных постановок, среди которых вечер одноактных балетов («Магриттомания», «Палата № 6» и «Леа»), «Сон в летнюю ночь», «Серенада», Misericordes, «Коппелия», «Петрушка», «Русские сезоны», «Симфония псалмов», «Укрощение строптивой» (мировая премьера), «Гамлет» (мировая премьера), «Клетка», «Этюды».

    Выступает с Симфоническим оркестром Большого театра, Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Филармоническим оркестром Монте-Карло, Ensemble Modern (Германия) и другими известными коллективами. Сотрудничает с Михайловским театром и Финской национальной оперой. Гастролирует в США, странах Европы и Азии.

    В 1993 году Игорь Дронов стал одним из создателей и главным дирижером ансамбля солистов «Студия новой музыки», с которым дал более 1000 концертов, представив сотни мировых и российских премьер. Был главным дирижером-постановщиком проекта «НОМТ: Новый музыкальный театр», в рамках которого состоялись российские премьеры опер «Лживый свет моих очей» Шаррино и «По ту сторону тени» Тарнопольского (Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), «Индекс металлов» Ромителли (Театральный центр имени Мейерхольда). Главный дирижер фестиваля современной музыки «Московский форум». Записал серию CD современной отечественной и зарубежной музыки.

    С 1994 года – художественный руководитель и главный дирижер ансамбля солистов «Премьера», в котором играют студенты Академического музыкального училища при Московской консерватории. В рамках программы «Новые имена» коллектив выступал в резиденции Папы Римского Иоанна Павла II на праздновании 50-летия ЮНЕСКО и ООН в Женеве и Париже.

    С 1992 года Игорь Дронов преподает в Московской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования (с 2002 – профессор). Заслуженный артист России (2002), кавалер ордена Дружбы (2010), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2011).

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).

    Ирина Стачинская

    Ирина Стачинская родилась в 1989 году в Москве в семье музыкантов. C 6 лет обучалась в МССМШ имени Гнесиных (класс блок-флейты Ивана Пушечникова, затем класс флейты Александра Корнеева и Владимира Кудри).

    В 2005 году стала студенткой Российской академии музыки имени Гнесиных (класс В. Кудри) и солисткой Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества. В 2007 году выиграла конкурс в Академический симфонический оркестр Московской филармонии, став самой юной солисткой за всю историю коллектива.

    В 2006 году принимала участие в мастер-классе знаменитого флейтиста Джеймса Голуэя в рамках фестиваля артиста в Веггисе (Швейцария), по завершении которого получила серебряную флейту от компаний Muramatsu, Lafin и Musik Bertram. В 2010 году на том же фестивале была удостоена премии Rising Star («Восходящая звезда»). Лауреат Международного конкурса флейтистов Максанса Ларьё в Ницце (III премия). В составе KUI-трио удостоена Золотого диплома Международного интернет-конкурса Golden Trophy (Нью-Йорк).

    Представляла Россию на Международном молодежном фестивале искусств в Канне (Франция), выступала с сольными концертами на Национальных флейтовых конвенциях в Чикаго и Вашингтоне, гастролировала по Японии и Южной Корее.

    С 2014 года – артистка фирмы Powell, играет на золотой флейте 14K.

    В 2017 году окончила аспирантуру Высшей школы музыки имени Альфреда Корто в Париже под руководством Жана Феррандиса и сосредоточилась на сольной карьере. В 2023 окончила аспирантуру Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (руководитель – профессор Владимир Гуревич), защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.

    Выступала с Камерным оркестром театра Ла Скала, Симфоническим оркестром Мариинского театра, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», оркестрами Нижегородской, Курской, Ростовской, Луганской, Новосибирской и Томской филармоний, Дальневосточным академическим симфоническим оркестром и другими коллективами. Участница программы «Всероссийские филармонические сезоны» Московской филармонии при поддержке Министерства культуры РФ.

    Сотрудничала с известными музыкантами, среди которых Михаил Бенюмов, Никита Борисоглебский, Денис Буряков, Александр Веретенников, Айдар Гайнуллин, Александр Гиндин, Михаил Грановский, Артём Дервоед, Паулине Заксе, Кристофер Зюндквист, Дмитрий Илларионов, Дмитрий Коган, Харриет Крайг, Теодор Курентзис, Ирина Люпинес, Филлип Молл, Александр Рамм, Александра Скрозникова, Владимир Стачинский, Михаил Турпанов, Жан Феррандис, Давиде Формизано, Юлия Хаген, Аманда Холл, Антон Шабуров, Артур Юссен.

    Участница фестивалей Радио Франс в Монпелье, в Кухмо (Финляндия), GUITARMAGfest и «Виртуозы гитары» в Москве, Gongjiam Festival (Южная Корея), «Виртуозы флейты» в Санкт-Петербурге.

    Является инициатором и руководителем флейтовых фестивалей в Москве, «Голос флейты» в Нижнем Новгороде, фестиваля духовой музыки «Музыка ветра» в Калининграде (с 2023 года), «Ступени мастерства» в Чите (с 2023 года), Всероссийского форума «Молодость. Творчество.Мастерство» в Ханты-Мансийске (2022).

    Активно сотрудничает с Московским флейтовым центром. Участвовала в записи музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь» («Сиринкс» Дебюсси) Московского государственного театра «Мастерская Петра Фоменко», получившему премию «Золотая маска».

    Дает мастер-классы в России и за рубежом – в Манхэттенской школе музыки в Нью-Йорке, Истменской школе музыки в Рочестере (США), Токийском университете, Университете Тайбэя, Бразильской ассоциации поддержки семей с легочными заболеваниями (ABRAF), Новосибирской, Нижегородской, Магнитогорской и Казанской консерваториях, Красноярском институте искусств. Участвует в работе жюри престижных конкурсов в России, странах Европы, в Японии и США. Преподает в Московском государственном институте музыки имени А. Г. Шнитке.

    Основатель «Школы флейтового мастерства Ирины Стачинской».

    Совместно с Филлипом Моллом записала альбом «Русские грезы» («Мелодия», 2016). В декабре 2022 года в рамках совместного проекта Союза композиторов России и «Фирмы Мелодия» вышел цифровой альбом Ирины Стачинской и пианиста Михаила Турпанова.

    Зоя Вязовская

    Зоя Вязовская получила образование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора Александра Голышева) и Королевской академии музыки в Лондоне (класс профессора Уильяма Беннетта). Принимала участие в мастер-классах, организованных фондами Юрия Розума, Юрия Башмета и «Искусство, наука и спорт». Лауреат международного конкурса флейтистов имени Карла Нильсена в Оденсе (Дания). Стипендиат Ассоциации Британских королевских школ музыки (ABRSM).

    Выступает как солистка в городах России и за рубежом. Исполняет классические произведения для флейты и авторские переложения, принимает участие в премьерах сочинений современных композиторов. Играет также на фортепиано и арфе, в том числе в рамках одного концерта. Артистка кроссовер-квартета «Черный квадрат» и Персимфанса.

    Преподает в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. Занимается организацией летних школ и фестивалей флейтистов, среди них «Большие флейтовые дни», «Волжские трели», Flute Detox, «Флейтовый уикенд».

    Артистка фирмы Altus Flutes. Записала сольный альбом «Весной» (2016, Altus Flutes, Московский флейтовый центр), участвовала в записи диска «Классика в квадрате» в составе квартета «Черный квадрат» (2021, «Мелодия»).