«Вещь в себе» каждый концерт посвящен одному-единственному произведению, повлиявшему на ход событий в музыкальном мире. Смысл программ — не только в самом исполнении шедевра, но еще в том, чтобы хрестоматийная для знатоков история была разобрана по косточкам при помощи слов, схем, фото, видео, живых инструментов, цифр и метафор, рассмотрена под микроскопом и стала понятной широкому кругу.
Юлия Бедерова, «Коммерсантъ»
Академическая музыка в ХХ веке шла по пути усложнения и для простого слушателя в какой-то момент действительно оказалась «вещью в себе», недоступной ни уму, ни, что страшнее, сердцу. Тем не менее на концертах абонемента публика не только с интересом воспринимает всевозможные непривычные звучания, но и эмоционально откликается на них.
Мария Невидимова, «Ваш досуг»
Ярослав Тимофеев — человек множества талантов, важнейшим из которых для нас в данном случае является его фантастическое умение разговаривать с самой любознательной частью филармонической (и примкнувшей к ней) аудитории всерьез, но без занудства. Новорожденная «Вещь в себе» — высший пилотаж.
Екатерина Бирюкова, Colta
В 1916 году американский археолог Сильванус Морли обнаружил в Гватемале неизвестный город майя. Он назвал его Вашактун – на языке майя это значит «восемь камней». На протяжении всего ХХ столетия в Вашактуне находили удивительные архитектурные памятники, скульптуры и настенные росписи. А в 1966 году итальянский композитор Джачинто Шельси написал грандиозную вокально-симфоническую сюиту под названием «Вашактун». Один эпизод из «Вашактуна» знаком каждому, кто видел фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых», – но в России эта музыка еще никогда не исполнялась.
Ее подзаголовок гласит: «Легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным причинам». Внезапное и стремительное исчезновение великой цивилизации майя до сих пор остается загадкой и предметом научных споров. Партитура Шельси тоже полна тайн. Почему индейцы, создавшие развитую письменную культуру, в легенде не произносят ни одного слова? Почему Шельси понадобились электроакустический инструмент волны Мартено, 200-литровая бочка из-под машинного масла и погремушка – но не понадобилось ни одной скрипки? Наконец, существовала ли вообще легенда о самоубийстве города? Но все эти вопросы обращены к сознанию. Шельси создал свой свод заповедей, и вторая из них гласит: «Не мыслить пусть мыслят те кому это нужно». Что Джачинто Шельси предложил взамен мышления, можно будет узнать и услышать 18 октября в Зале Чайковского.