В продаже абонемент Musica sacra nova
7 февраля 2025, начало в 19:00
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проезда
Абонемент №48:
Орган плюс
Франция – одна из главных органных держав мира; орган для французских музыкантов на протяжении столетий остается важным элементом культурного ландшафта. Композиторы многих поколений – от династии Куперенов до Оливье Мессиана – не просто соприкасались с органом и церковной традицией, а годы и десятилетия жизни посвящали работе в качестве органистов. И речь не только о признанных мастерах органного искусства, но и тех, кто вошел в историю как автор симфонической, камерной и оперной музыки.
Концерт абонемента «Орган плюс» знакомит слушателей с музыкой великого органиста из Реймса Николя де Гриньи, а также с уникальными страницами творчества Шарля Гуно и Габриэля Форе. В судьбе каждого из них важную роль сыграл опыт церковной службы в качестве органиста и хормейстера; на каждого оказали сильное влияние взаимодействие с многовековой традицией, храмовой акустикой, особым церемониалом богослужения и, конечно, величественным звучанием органа. Гуно, подумывавший полностью посвятить себя церкви, в короткой Мессе № 7 предстает мастером, примирившим свою лирическую музу с законами жанра. Форе признавался, что Реквием писал «для удовольствия», вопреки традиции отказавшись от мрачных образов страха. «Упрекали же музыку Гуно в том, что она слишком уж склонна к человеческой нежности. Но такую форму приняло в нем религиозное чувство. Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Я сыт этим по горло. И я захотел сделать что-нибудь другое».
Даниэль Cальвадор родился в Саморе (Испания), где с юных лет начал играть на церковных органах. Окончил Королевскую консерваторию в Мадриде по специальностям «орган» (класс профессора Мигеля дель Барко) и «музыковедение». Занимался также композицией и дирижированием. Принимал участие в мастер-классах известных европейских органистов и педагогов, в числе которых Монтсеррат Торрент, Пьер Фараго и Луиджи Тальявини, композиторов Энтони Плога и Александра Чайковского.
В настоящее время – титулярный органист Папской Базилики Св. Михаила – храма Апостольской нунциатуры в Королевстве Испания. Музыкальный руководитель Международного цикла органных концертов при Базилике.
Музыкант много выступает в Испании и других странах Европы, а также в лучших концертных залах России. Сотрудничает с камерным оркестром Villa de Madrid и ансамблем старинной музыки Stylus Cubicularis, с которым записал несколько альбомов испанской барочной музыки.
Постоянный участник проекта «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» в Евангелическо-лютеранском соборе Свв. Петра и Павла в Москве(с ансамблем Сollegium Musicum), в рамках которого исполняет также все хоральные прелюдии для органа И. С. Баха. Репертуар артиста музыку семи столетий – от самых ранних сохранившихся органных произведений (Робертсбриджский кодекс, ок. 1330-1360 гг.) до произведений XXI века. Среди важных событий последних лет – исполнение всех органных концертов Генделя и Вивальди, всех церковных сонат Моцарта, всех органных сочинений Лигети.
Автор исследований и транскрипций для собственных концертных программ, таких как «Семья Баха», в которой воссоздается органная музыка шестнадцати членов великой династии; или «Музыка за морем – океаном», для которой была восстановлена музыка всех территорий, когда-либо бывших частью Испании. Таким образом, Даниэль Сальватор является первым органистом в мире, восстановившим и исполнившим этот репертуар.
В течение многих лет Даниэль Cальвадор преподавал в мадридском колледже Mater Salvatoris игру на органе, историю музыки, анализ и полифонию. Постоянно сотрудничает в качестве приглашенного преподавателя с кафедрой композиции Мадридской Королевской консерватории и кафедрой органа и клавесина Российской академии музыки имени Гнесиных. В 2017 году вошел в состав жюри Международного конкурса органистов имени В. Ф. Одоевского РАМ. Является музыкантом Творческой мастерской имени Леонида Лундстрема с момента ее создания.
Автор сочинений для симфонического оркестра, хора и органа. Его произведения исполняются на международных фестивалях современной музыки. В сфере музыковедения он является экспертом в области литургии, курирует создание музыкальных сценариев, написание сочинений, а также их интерпретацию для самых главных религиозных событий Испании. Ведет авторскую программу об истории музыки на испанском радио.
Вокальный ансамбль Intrada основан в 2006 году выпускницей Московской консерватории Екатериной Антоненко. Он принимал участие во многих резонансных проектах в российской столице и за рубежом и зарекомендовал себя как один из наиболее универсальных и высокопрофессиональных певческих коллективов.
Intrada регулярно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными коллективами и музыкантами. В их числе камерный ансамбль «Солисты Москвы» и Юрий Башмет, Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан и Александр Сладковский, Lе Poème Harmonique и Венсан Дюместр, Il Giardino Armonico и Джованни Антонини, The Tallis Scholars и Питер Филлипс, VOCES8, I Fagiolini и Роберт Холлингворт, Оркестр эпохи Просвещения, Фридер Берниус, Стивен Лэйтон, Ханс-Кристоф Радеман, Петер Нойман, Жан-Кристоф Спинози и другие. Ансамбль неоднократно принимал участие в «Декабрьских вечерах Святослава Рихтера» в ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Ансамбль с успехом выступал на престижных европейских музыкальных фестивалях, таких как Дрезденский культурный форум (2015), Дрезденский музыкальный фестиваль (2017, 2019), Musikfest Erzgebirge (2016), концертная серия немецкого радио «Культура» в замке Вартбург (2018), Интернациональный конгресс хоровых дирижеров в Париже (2016), Фестиваль в Лаузице (2019), Live From London (2021), Штутгартский музыкальный фестиваль (2021). В 2022 году коллектив дебютировал на сцене Берлинской филармонии.
Вокальный ансамбль Intrada неоднократно становился первым исполнителем музыки XX–XXI веков, в том числе сочинений Клауса Ланга, Франка Кристофа Езникяна, Владимира Раннева, Ильи Демуцкого, Алексея Сысоева, Армана Гущяна, Ивана Муди. Он представил российские премьеры произведений Стива Райха, Мередит Монк, Дэвида Лэнга, Джулии Вольф, Майкла Гордона, Кэролайн Шо и др. В 2014 году Intrada и Питер Филлипс выступили инициаторами проведения в Москве фестиваля памяти Джона Тавенера: на заключительном концерте в Большом зале Московской консерватории состоялось второе в мире исполнение Requiem Fragments Тавенера при участии ансамблей The Tallis Scholars, Intrada и сопрано Юлии Лежневой.
Художественный руководитель и дирижер вокального ансамбля Intrada. С сезона 2024/25 – художественный руководитель Государственного академического русского хора имени А. В. Свешникова.
Окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (класс Ирины Усовой) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальности «хоровое дирижирование» (класс профессора Владимира Суханова), а также аспирантуру Московской консерватории (специальность «Музыкальное искусство», научный руководитель – доцент Роман Насонов).
С 2010 года стажировалась в Германии: в Высшей школе музыки и театра имени Феликса Мендельсона-Бартольди в Лейпциге, затем в Высшей школе музыки и танца в Кёльне (класс профессора Маркуса Крида). Принимала участие в мастер-классах Фридера Берниуса, Марка Минковски, Ханса-Кристофа Радемана. Лауреат VI Международного конкурса молодых хоровых дирижеров (Венгрия).
С 2012 года преподает в Московской консерватории. В 2013 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Церковная музыка Бальдассаре Галуппи: проблемы изучения и исполнения».
Регулярно сотрудничает с ведущими европейскими коллективами. В 2011 году по приглашению Питера Филлипса дирижировала ансамблем The Tallis Scholars в Christ Church Cathedral в Оксфорде. В 2014 году дирижировала Штутгартским камерным хором в Везон-ля-Ромен (Франция). В 2015 году ассистировала Хансу-Кристофу Радеману в работе с Камерным хором RIAS (Берлин) над сочинением «Стихи покаянные» Шнитке. В 2015 году участвовала в подготовке выступления Дрезденского камерного хора под управлением Пола Гудвина на фестивале Wratislawia Cantans (Вроцлав, Польша), в 2018 году – в подготовке Дрезденского камерного хора под управлением Ханса-Кристофа Радемана к концерту памяти жертв «Хрустальной ночи» 1938 года, в 2019 году – в подготовке выступления хора Europa Chor Akademie под управлением Шарля Дютуа на фестивале Марты Аргерих в Ляйсхалле (Гамбург). В 2017 году участвовала в работе жюри фестиваля «Московская весна A Cappella». В 2022 году осуществила гастроли в Израиль и аудиозапись с хором PaTRAM (США). В 2022–2024 гг. занимала пост главного хормейстера Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского.
Варвара Гансгорье родилась в 1992 году в Себеже Псковской области. В 2014 году окончила Псковский областной колледж искусств имени Н. А. Римского-Корсакова (дирижерско-хоровое отделение, класс вокала Ларисы Дмитриевой), затем продолжила образование в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Лидии Абрамовой, 2019) и ассистентуре-стажировке АХИ (2021).
Лауреат международных конкурсов Bellavoce в Москве (I премия, 2017), в Ольденбурге (Германия, III премия, 2017) и имени Антонина Дворжака в Чехии (I премия, 2019).
В 2019–2023 гг. принимала участие в концертных программах и постановках в Зале Чайковского, Московском международном Доме музыки, МКЗ «Зарядье», Новосибирской филармонии, музее-заповеднике «Царицыно» и на других площадках. В этом ряду концертные исполнения музыки Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», «Рождественской мессы» и Te Deum Шарпантье, Реквиема Моцарта, Stabat Mater Перголези и Скарлатти, «Свадебки» Стравинского, хоровой симфонии «Перезвоны» Гаврилина, хоровых фресок «Скорбящие радости Богородицы» Дмитрия Смирнова, оратории «Андрей Рублёв» Марко Фризины (партия Марфы).
Сотрудничала с известными дирижерами, в числе которых Александр Рудин, Филипп Чижевский, Иржи Штрунц, Михаил Плетнёв, Фабио Мастранджело, Марко Фризина, Николай Азаров, Денис Власенко.
Михаил Нор родился в 1994 году в Москве. В 2014 году окончил дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и продолжил обучение в консерватории на дирижерском факультете, затем на вокальном (класс профессора Алексея Мартынова).
Выступал с Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским камерным оркестром Musica Viva, Симфоническим оркестром радио «Орфей» и другими коллективами; сотрудничал с известными дирижерами, среди которых Юрий Башмет, Александр Рудин, Кристофер Мулдс, Роберт Холлингворт, Венсан Дюместр, Питер Филлипс, Стивен Лэйтон.
Участвовал в мировой премьере оперы «Ариадна» Монтеверди, исполнив партию Рыбака (2017, реконструкция Эндрю Лоуренс-Кинга на Малой сцене Детского музыкального театра имени Н. И. Сац).
В 2022 году дебютировал в партиях Евангелиста в «Страстях по Иоанну» и «Рождественской оратории» И. С. Баха в Зале Зарядье (с ансамблем Intrada, оркестрами Pratum Integrum и «Виртуозы Москвы», дирижеры – Екатерина Антоненко и Джереми Уолкер).
Выступает с программами камерной музыки. Сотрудничает с ансамблем Collegium Musicum под руководством Олега Романенко в проекте «Все кантаты Баха» (к 500-летию Реформации), с ансамблями Intrada и Questa Musica. Один из самых востребованных исполнителей музыки Баха в России.
Участвовал в Рождественском фестивале духовной музыки «Адвент», Летнем фестивале «Ночи барокко», фестивале камерной музыки VIVARTE.
С сезона 2023/24 по приглашению Московского камерного оркестра Musica Viva под управлением Александра Рудина принимает участие в цикле концертов «Йозеф Гайдн. Великие мессы и симфонии» в Московском международном Доме музыки.
Илья Татаков родился в 1990 году в Ярославле. Обучался по классу органа в Детской музыкальной школе имени М. М. Ипполитова-Иванова и по классу фортепиано в Детской музыкальной школе имени Н. П. Осипова. В 2008 году окончил Московское хоровое училище имени А. В. Свешникова и продолжил обучение в Академии хорового искусства имени В. С. Попова (класс профессора Дмитрия Вдовина).
С 2010 года – солист Хора Сретенского монастыря, в составе которого гастролировал в США, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Катаре и Китае.
Выступает с ансамблем Questa Musica (художественный руководитель – Филипп Чижевский), вокальным ансамблем Intrada (художественный руководитель – Екатерина Антоненко), хором musicAeterna (художественный руководитель – Теодор Курентзис) и другими известными российскими коллективами.
В качестве солиста принимает участие в различных проектах и фестивалях, посвященных старинной и современной музыке. В рамках абонементов Московской филармонии «Другое пространство. Continuo» и Musica sacra novaучаствовал в мировых и российских премьерах. На фестивале «Горький+» принимал участие в премьере спектакля «Жизнь ненужного человека» с музыкой Владимира Раннева.
В составе хоровых коллективов выступал с оркестрами под управлением многих известных дирижеров, среди которых Евгений Светланов, Рудольф Баршай, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Спиваков и Кен-Дэвид Мазур.
Александр Фисейский (орган), Илья Пашинцев (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
В программе: И. С. Бах, Дюпре, Моцарт, Гендель, Райнбергер