Франция – одна из главных органных держав мира; орган для французских музыкантов на протяжении столетий остается важным элементом культурного ландшафта. Композиторы многих поколений – от династии Куперенов до Оливье Мессиана – не просто соприкасались с органом и церковной традицией, а годы и десятилетия жизни посвящали работе в качестве органистов. И речь не только о признанных мастерах органного искусства, но и тех, кто вошел в историю как автор симфонической, камерной и оперной музыки.
Концерт абонемента «Орган плюс» знакомит слушателей с музыкой великого органиста из Реймса Николя де Гриньи, а также с уникальными страницами творчества Шарля Гуно и Габриэля Форе. В судьбе каждого из них важную роль сыграл опыт церковной службы в качестве органиста и хормейстера; на каждого оказали сильное влияние взаимодействие с многовековой традицией, храмовой акустикой, особым церемониалом богослужения и, конечно, величественным звучанием органа. Гуно, подумывавший полностью посвятить себя церкви, в короткой Мессе № 7 предстает мастером, примирившим свою лирическую музу с законами жанра. Форе признавался, что Реквием писал «для удовольствия», вопреки традиции отказавшись от мрачных образов страха. «Упрекали же музыку Гуно в том, что она слишком уж склонна к человеческой нежности. Но такую форму приняло в нем религиозное чувство. Что касается моего Реквиема, я, быть может, тоже инстинктивно пытался выйти за рамки общепринятого; ведь я так долго сопровождал на органе похоронные службы. Я сыт этим по горло. И я захотел сделать что-нибудь другое».