Юбилейный концерт. Ефрем Подгайц – 75! Детский хор «Весна» имени А. С. Пономарёва – 60! «Как нарисовать птицу» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продажу выпущен абонемент Musica sacra nova и камерный абонемент «Лаборатория Musica sacra nova»

    Юбилейный концерт. Ефрем Подгайц – 75!
    Детский хор «Весна»
    имени А. С. Пономарёва – 60!
    «Как нарисовать птицу»

    17 февраля 2025, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:
    Подгайц
    Кантата «Как нарисовать птицу»
    Увертюра к опере «Пастушка и трубочист»
    «По зелёным холмам океана»
    Глинка
    «Попутная»
    Дебюсси
    Salut
    Чайковский
    «Рассвет»
    Рахманинов
    «Вокализ»
    «Весенние воды»
    Пуччини
    Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки»
    Дворжак
    Ария Русалки из оперы «Русалка»

    Власов
    «Фонтану Бахчисарайского дворца»



    Организатор концерта – 
    Акционерное общество «Мелодия»

    6+

    Купить билеты
    Государственная академическая симфоническая капелла России

    Государственная академическая симфоническая капелла России – коллектив, объединяющий в своем составе свыше 200 артистов – хор, оркестр и солистов-вокалистов. Госкапелла была образована в 1991 году при слиянии Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР, возглавляемого Геннадием Рождественским, и Государственного камерного хора СССР под руководством Валерия Полянского. 

    Оркестр возник в 1957 году, до 1982 года был творческой единицей в подчинении Всесоюзного радио и телевидения, с 1982 года назывался Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР. В разное время им руководили Самуил Самосуд, Юрий Аранович и Максим Шостакович, за пультом выступали Евгений Светланов, Натан Рахлин, Неэме Ярви, Владимир Федосеев и другие выдающиеся дирижеры. Выступления оркестра проходили на самых престижных сценах мира, таких как Карнеги-холл и Линкольн-центр в Нью-Йорке, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Музикферайн в Вене, Гевандхаус в Лейпциге, Барбикан-центр в Лондоне, Зал Караяна в Берлинской филармонии, лучшие залы Токио, Тайбея, Хельсинки, Барселоны, Праги и других музыкальных центров мира. Коллектив записал множество пластинок и дисков, по большей части выпущенных фирмами «Мелодия» и Chandos.

    Камерный хор был организован Валерием Полянским в 1971 году. В 1975 году коллектив одержал победу на Международном конкурсе имени Гвидо д’Ареццо в Италии, завоевав Золотую медаль в номинации «академическое пение» и «Золотой колокол» – символ лучшего хора конкурса. С 1980 года коллектив получил новый статус и стал именоваться Государственным камерным хором Министерства культуры СССР. Он объездил все республики СССР, стал инициатором фестиваля в Полоцке, в 1986 году по приглашению Святослава Рихтера представил на фестивале «Декабрьские вечера» программу из сочинений Чайковского, в 1994 году – «Всенощное бдение» Рахманинова. Государственный камерный хор и его руководитель завоевали высокое международное реноме успешными выступлениями на фестивалях «Поющий Вроцлав» (Польша), в Мерано и Сполето (Италия), Измире (Турция), Нардене (Нидерланды); BBC Proms в лондонском Альберт-холле (Великобритания), а также в исторических соборах Франции – в Бордо, Амьене и Альби. 

    Днем рождения Госкапеллы считается 27 декабря 1991 года: в Большом зале Московской консерватории в исполнении коллектива под управлением Геннадия Рождественского прозвучала кантата Дворжака «Свадебные рубашки». В 1992 году художественным руководителем и главным дирижером ГАСК России стал Валерий Полянский. 

    Деятельность хора и оркестра капеллы осуществляется как в совместных выступлениях, так и параллельно. Коллектив и его главный дирижер – желанные гости на лучших площадках Москвы, постоянные участники абонементов Московской филармонии, Московской консерватории и Московского международного Дома музыки. Капелла гастролировала в США, многих странах Европы и Юго-Восточной Азии. В Японии оркестром ГАСК были записаны диски с симфониями Чайковского и Пятой симфонией Шостаковича. 

    Основу репертуара коллектива составляют кантатно-ораториальные жанры: мессы, оратории, реквиемы всех эпох и стилей – Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта, Шуберта, Берлиоза, Листа, Верди, Дворжака, Рахманинова, Регера, Стравинского, Бриттена, Шостаковича, Шнитке, Эшпая. Валерий Полянский регулярно проводит монографические симфонические циклы, посвященные творчеству Бетховена, Брамса, Рахманинова, Малера и других великих композиторов. 

    С капеллой сотрудничают многие известные российские и зарубежные исполнители. Особо тесная и многолетняя творческая дружба связывала коллектив с Геннадием Рождественским, который много лет представлял с Госкапеллой России свой персональный филармонический абонемент. 

    С 2009 года капелла проводит в Тарусе фестиваль «Сентябрьские вечера» (совместно с фондом Святослава Рихтера), знакомит с шедеврами симфонической и хоровой музыки жителей Торжка, Твери, Калуги. В 2011 году в Ельце с участием ГАСК прошла мировая премьера оперы Александра Чайковского «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и Тамерлане» в постановке режиссера Георгия Исаакяна. 

    В репертуарной политике Госкапеллы находят отражение и важнейшие даты мировой истории. К 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года состоялось концертное исполнение оперы «Война и мир» Прокофьева (в Торжке и Калуге), к 400-летию династии Романовых была приурочена мировая премьера оратории «Государево дело» Александра Чайковского (2013, Липецк, Москва), а на Новой сцене Большого театра России прозвучала опера «Жизнь за царя» Глинки. Концертное исполнение силами Госкапеллы оперы «Семен Котко» Прокофьева в 2014 году на Новой сцене Большого театра и в Центральном академическом театре Российской армии было приурочено к 100-летию начала Первой мировой войны. На этих же площадках коллектив отметил 70-летие Великой Победы исполнением оперы Кирилла Молчанова «Зори здесь тихие», а сезон 2019/20 открыл концертной версией оперы «Отелло» Верди. 

    В октябре 2016 года оркестр и хор приняли участие в IV Симфоническом форуме России в Екатеринбурге, исполнив «Сонное видение парубка» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского, его же «Картинки с выставки» в оркестровке Равеля, оркестровую версию «Свадебки» и «Симфонию псалмов» Стравинского. На гастрольной карте особое место занимает Калининград, где Госкапелла неоднократно выступала в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны»: в 2018 году хор под управлением Валерия Полянского исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова, в 2020 году на сцене Калининградского областного драматического театра прозвучала опера «Евгений Онегин» Чайковского в концертном исполнении. В первой половине 2020 года Госкапелла провела онлайн-трансляции наиболее значимых проектов прошлых лет, в частности к 75-летию окончания Великой Отечественной войны была показана запись Седьмой симфонии Шостаковича из Большого зала Московской консерватории.

    Детский хор «Весна» имени А. С. Пономарёва

    Знаменитый хор и хоровая школа «Весна» начинали свою историю с любительского кружка, организованного в январе 1965 года Александром Пономарёвым. 31 марта состоялось первое выступление коллектива на конкурсе «Музыкальная весна», где хор занял первое место. Этот день считается днём рождения хора «Весна», тогда же появилось и его название. Детский хор «Весна» – победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). Среди последних достижений коллектива – Гран-при Международного конкурса современной музыки имени Бартока (Венгрия) и Гран-при XII Международного хорового фестиваля Silver Bells (Латвия). 1 ноября 2017 года хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды.

    Хор «Весна» выступал более чем в 50 городах России и почти во всех странах Европы, а также в Японии, Китае и Канаде. Ежегодно концерты коллектива проходят в Большом, Малом и Рахманиновском залах консерватории, Светлановском зале Московского международного Дома музыки. «Весна» сотрудничает с известными оркестрами, дирижёрами и солистами, в числе которых Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Владимир Минин, Владимир Овчинников, Александр Бузлов. Репертуар хора насчитывает сотни произведений разных эпох, стилей и жанров. Хоровая музыка Моцарта, Шуберта, Генделя, Пуленка, Чайковского, Глинки, Рахманинова, Свиридова, Чеснокова и других – золотой фонд репертуара «Весны». Особое внимание уделяется произведениям крупной формы, среди которых исполненные хором в разные годы Gloria Вивальди, Heiligmesse Гайдна, A ceremony of Сarols Бриттена и другие. 

    Многолетнее сотрудничество связывает коллектив с московскими композиторами Ефремом Подгайцем и Владимиром Рубиным, многие сочинения которых созданы специально для хора «Весна». В 2015 году коллектив отметил 50-летие. На протяжении более чем сорока лет художественным руководителем хора «Весна» был его основатель, заслуженный артист России Александр Пономарёв (1938–2012). С 2012 года хором и школой руководит его ученица, почётный деятель искусств Москвы, лауреат международных конкурсов Надежда Аверина.

    Айрат Кашаев

    Айрат Кашаев родился в 1984 году в Казани. В 2004 году окончил Казанское музыкальное училище имени И. В. Аухадеева (класс Любови Дразниной).Продолжил образование в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского по специальностям «хоровое дирижирование» (2009, класс профессора Льва Конторовича) и «оперно-симфоническое дирижирование» (2012, класс профессора Геннадия Рождественского). По окончании консерватории был удостоен звания «Лучший выпускник года» (2012). В 2020 году завершил обучение в ассистентуре-стажировке МГК (класс профессора Валерия Полянского).

    В 2008–2017 гг. – главный дирижер оркестра Колледжа музыкально-театрального искусства имени Г. П. Вишневской. В 2011–2013 гг. – художественный руководитель академического хора дирижерско-хорового отдела Государственного музыкального колледжа имени Гнесиных.

    В 2013–2020 гг. – ведущий дирижер Московского камерного оркестра Центра Павла Слободкина. С 2013 года – дирижер Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского, с 2018 года –Большого театра России.

    Приглашенный дирижер Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля (с 2013 года) и Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан (с 2019 года).

    С 2015 года – художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Всероссийского образовательного форума «Таврида». В 2017 году возглавлял Музыкальную академическую ассамблею молодых композиторов, музыковедов, музыкантов «Эхо Тавриды» и Мировой молодежный симфонический оркестр XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи.

    В 2021 году был председателем жюри в номинации «Гобой» XII Международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах; в 2022 году – музыкальным руководителем лаборатории для молодых специалистов в сфере музыкального театра OperaLab.

    Директор продюсерского центра OPERAfusion.

    Елена Наказная

    Елена Наказная родилась в Твери. Окончила с отличием Институт современного искусства и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Владислава Пьявко). Стажировалась у профессора Пармской консерватории имени Арриго Бойто Лучетты Биззи и в Американской академии мастеров оперы AMAO. Совершенствовалась на мастер-классах Александра Винтерсона, Люси Арнер, Сары Аллегретты, Кристы Людвиг, Алессандро Сваба.

    Лауреат международных конкурсов «Веселый ветер» имени Исаака Дунаевского, «Звездопад талантов» (I степень), «По-осеннему шепчут листья...» памяти Сергея Есенина (I степень), имени Маргариты Ланды (I степень), дипломант V Международного конкурса вокалистов имени Наталии Шпиллер.

    Выступала в Светлановском зале Московского международного Дома музыки, концертных залах Московской консерватории и Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла.

    В репертуаре певицы – Сюзанна («Свадьба Фигаро» Моцарта), Серпина («Служанка-Госпожа» Перголези), Мюзетта («Богема» Пуччини), Марфа, Волхова, Царевна-Лебедь («Царская невеста», «Садко», «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), партия сопрано в Stabat Mater Перголези, камерная вокальная музыка, арии из оперетт и мюзиклов.

    С 2022 года сотрудничает со звукозаписывающей компанией United Music Group, которая выпустила дебютный сольный альбом певицы «Чудеса колыбельных».

    Ярослав Тимофеев

    Ярослав Тимофеев – музыковед, ведущий концертов, лектор. Кандидат искусствоведения. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Лауреат международных конкурсов по фортепиано, музыкальной композиции и искусству колокольного звона. В 2014 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Стравинский и “Хованщина” в редакции Дягилева: опыт источниковедческого и исторического исследования». Лауреат I степени Всероссийской премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс» в рамках Дягилевского фестиваля (2015).

    С 2011 года сотрудничает с различными изданиями как музыкальный критик. Автор около 750 публикаций, в том числе в газетах «Известия», «Коммерсант», Russia Beyond the Headlines, в журналах The New Times, «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», на порталах Colta.ru, Arzamas и в других СМИ. Сценарист и редактор программ «Абсолютный слух» и «Искусственный отбор» телеканала «Культура». В 2014–2015 гг. работал редактором отдела культуры газеты «Известия». В течение шести лет возглавлял музыковедческую секцию Молодежного отделения Союза композиторов России (МолОт). С 2018 года – главный редактор журнала «Музыкальная академия».

    Ярослав Тимофеев неоднократно был членом жюри и экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска». В 2014 году участвовал в подготовке церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в качестве музыкального консультанта. С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/18 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/19 является постоянным соавтором и соведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/22 – автором и ведущим цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/23 – автором и ведущим цикла «Весь Стравинский». Читает авторские лекции перед концертами в залах имени П. И. Чайковского и имени С. В. Рахманинова.

    С 2017 года – участник инди-группы OQJAV (фортепиано). В ее составе стал обладателем Приза имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму» фестиваля «Кинотавр» (2020).