Опера, серенада, романс : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

В продаже Детские абонементы, абонементы Камерного зала и Малого зала Филармонии-2 сезона 2025-2026
В продаже билеты на концерт Дениса Мацуева 1 апреля
Абонементы Концертного зала Чайковского сезона 2025-2026 в продаже
Абонемент № 29 поступит в продажу в июне

    Опера, серенада, романс

    2 октября 2025, начало в 19:00

    Концертный зал имени П. И. Чайковского

    схема проезда
    В программе:

    Чайковский, Алябьев, Римский-Корсаков, Рахманинов, Хачатурян

    Старинные русские романсы и русские народные песни

    12+

    Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова

    Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.

    В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.

    Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.

    Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.

    После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.

    С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.

    Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.

    В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.

    Владимир Андропов

    Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.

    Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.

    Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского. 

    В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна. 

    В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами. 

    В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова. 

    Софья Онопченко

    Софья Онопченко родилась в 1996 году в Воронеже. Получила образование в Воронежском музыкальном колледже имени Ростроповичей и Российской академии театрального искусства (ГИТИС, факультет эстрады, мастерская Михаила Борисова).

    Обладательница более пятидесяти наград международных конкурсов и фестивалей, в числе которых «Звездный дождь» в Берлине (Гран-при, 2011), Молодежные Дельфийские игры России в Новосибирске (две золотые медали, 2013), «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ, «Весна эстрадной песни» (Гран-при, 2017) и «Весна романса» в Санкт-Петербурге (звание лауреата и специальный приз «За лучшее исполнение песен и романсов Андрея Петрова», 2017).

    Певица принимала участие в шестом сезоне телепроекта «Голос» в команде Александра Градского (2017). С февраля 2018 года – артистка Московского театрально-концертного музыкального объединения «Градский Холл». Солистка Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева.

    Софья Онопченко выступает на значимых культурных форумах России и за рубежом, сотрудничает с ведущими симфоническими и народными оркестрами на главных концертных площадках страны – в Колонном зале Дома Союзов, Московском международном Доме музыки, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Государственном Кремлевском дворце, Большом концертном зале «Октябрьский» в Санкт-Петербурге и многих других. 

    Екатерина Семёнова

    Екатерина Семёнова родилась в 1992 году. С отличием окончила Академическое музыкальное училище при Московской консерватории (2014) и Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (2019), где обучалась в классе профессора Лидии Черных. Во время учебы выступала в спектаклях Оперного театра МГК. Лауреат Международного конкурса вокалистов имени А. П. Иванова в Твери (2015, I премия).

    Участвовала в исполнении оперы «Мнимые философы» Паизиелло (проект «Открытая сцена») на фестивале «Летний сад искусств» в Бари (Италия). В 2018 году принимала участие в мировой премьере оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого в Третьяковской галерее.

    С 2019 года – солистка Камерной сцены имени Б. А. Покровского Большого театра России, где дебютировала в опере «Сорочинская ярмарка» Мусоргского (партия Параси). В 2020 году впервые выступила на Новой сцене Большого театра (Мими в «Богеме» Пуччини). Позднее в ее репертуар в Большом театре вошли партии в спектаклях «Дон Жуан» Моцарта (Донна Эльвира), «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова (Повариха), «Идиот» Вайнберга (Варя), «Соловей» Стравинского (Кухарочка), «Аскольдова могила» Верстовского (Надежда), «Фальстаф, или Три шутки» Сальери (Бетти), «Маддалена» Прокофьева (Джемма), «Черевички» Чайковского (Оксана), «Москва, Черемушки» Шостаковича (Люся) и «Ревизор» Дашкевича (Марья Антоновна).

    Также в репертуаре певицы – Земфира («Алеко» Рахманинова), Иоланта, Татьяна и Ларина («Иоланта» и «Евгений Онегин» Чайковского), Луиза («Луиза Миллер» Верди) и Недда («Паяцы» Леонкавалло).

    Родион Паульс

    Родился в 1989 году в Петропавловске-Камчатском. Окончил музыкальную школу по классу саксофона и Камчатский колледж искусств по специальности «академический вокал» (класс Евгения Морозова). В 2015 окончил Академию хорового искусства имени В.С. Попова (класс Светланы Нестеренко). С хором Академии гастролировал в Японии, Польше, Франции, Германии, исполнял сольные партии (Реквием Моцарта, «Страсти по Матфею» Митрополита Илариона, «Пер Гюнт» Грига).

    С 2019 – студент Центра оперного пения имени Галины Вишневской (класс Маквалы Касрашвили, с 2020 – класс Алексея Тихомирова).

    Обладатель Гран-при Международного студенческого конкурса вокалистов Bella voce (Москва, 2014), золотой медали XIII Молодежных Дельфийских игр России (Волгоград, 2014), финалист VIII Международного конкурса оперных артистов Галины Вишневской (2021).

    С февраля 2023 – стажер оперной труппы Большого театра. Участвует в спектаклях «Богема» и «Тоска» Пуччини (Коллен, Чезаре Анджелотти), «Иоланта» Чайковского (Бертран),  «Травиата» и «Дон Карлос» Дж Верди (Доктор Гренвиль, Монах), «Саломея» Р. Штрауса, «Адриана Лекуврёр» Чилеа, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Катерина Измайлова» Шостаковича. Также в его репертуаре партии Гремина («Евгений Онегин» Чайковского), Мефистофеля («Фауст» Гуно), Алеко в одноименной опере Рахманинова, Цуниги («Кармен» Бизе). 

    Другие концерты этого абонемента
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    4 декабря в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    5 февраля в 19:00
    Концертный зал имени П. И. Чайковского
    12 марта в 19:00