Другое пространство

четверг, 19:00
12+

В программе:

Каспаров
Симфония № 5 «Кафка» для большого симфонического оркестра (мировая премьера)

Куртаг
Stele для симфонического оркестра

Хиндемит
Симфония «Художник Матис»

Светличный
Trobar clus для симфонического оркестра (мировая премьера)

Билеты проданы

Московская филармония открывает пятый сезон абонемента «Другое пространство», в программах которого исполняются новейшие сочинения наших современников, а также важнейшие произведения российской и зарубежной музыки последнего столетия. Первой программе цикла можно было бы дать подзаголовок «Юбилеи и премьеры»: классик ХХ века Пауль Хиндемит и его младший современник, живой классик Дьёрдь Куртаг представлены симфонией «Художник Матис» и оркестровым сочинением Stele (к 130-летию со дня рождения Хиндемита и к столетию Куртага). В программе также мировые премьеры двух произведений, завершенных уже в 2020-е, – cимфонии № 5 («Кафка») Юрия Каспарова, недавно отметившего 70-летие, и Trobar clus Антона Светличного.

Пауль Хиндемит наряду со Стравинским, Шёнбергом и Бартоком играл определяющую роль в европейской музыке прошлого столетия, его сочинения присутствовали в репертуаре большинства знаменитых дирижеров и оркестров. К сожалению, крупные произведения композитора звучат редко, и даже альтисты, для которых Хиндемит – сам выдающийся альтист – создал два больших цикла сонат и ряд концертов, вспоминают о нем не слишком часто. Из симфоний Хиндемита две написаны по мотивам одноименных опер – «Гармония мира», исполненная на главной сцене Московской филармонии два года назад, в ноябре 2023-го, и «Художник Матис», украшающая нынешнюю программу. Любопытно, что обе оперы были завершены и впервые прозвучали через несколько лет после премьер соответствующих симфоний.

Сегодня для нас Хиндемит – один из крупнейших композиторов первой половины ХХ века; через три дня после концерта исполняется 130 лет со дня его рождения. Тем удивительнее, что наш современник Дьёрдь Куртаг моложе всего на 30 лет – и через три месяца планирует отметить столетие; живой классик, один из лидеров послевоенного европейского авангарда, он создал ряд крупных сочинений уже в XXI веке, в том числе свою первую и единственную оперу «Конец игры». Не торопился Куртаг и с первым оркестровым произведением – таковым стала пьеса Stele, созданная им незадолго до 70-летия по заказу Берлинского филармонического оркестра.

Еще 30 неполных лет разделяют Дьёрдя Куртага и другого нашего выдающегося современника – московского композитора и педагога Юрия Каспарова, минувшим летом отметившего 70-летие. Полтора года назад в одной из программ абонемента «Другое пространтство» состоялась мировая премьера его сочинения «Остановилось время!» для 12 голосов и 16 инструменталистов – теперь очередь следующей. «Симфония № 5 ("Кафка") завершена в 2021 году после пятилетней работы, – рассказывает композитор, – она не является ни музыкальным пересказом произведений Франца Кафки, ни выражением моего отношения к писателю. Это реакция на происходящее в мире, где многое из романов и рассказов Кафки неожиданно воплотилось в реальность... в моей симфонии причудливо переплелись и кафкианские символы, и уцелевшие, дошедшие до нас условные знаки культуры недавнего прошлого».

Наконец, самый молодой из композиторов нынешней программы – ростовчанин Антон Светличный, яркий представитель поколения тех, кому немного за 40. Помимо сочинения музыки, Антон занимается преподаванием, выступает как лектор, критик, эссеист, и неудивительно, что свое новейшее сочинение Trobar clus он также характеризует как эссе: «В конце XII века при окситанском дворе группа трубадуров сочиняла стихи и музыку в стиле, который называли trobar clus. Стиль этот – темный, герметичный, закрытый, изобретательный и усложненный – был поэтическим авангардом своего времени... Ричард Тарускин в оксфордском курсе делает trobar clus синонимом любого искусства, жертвующего простотой и общедоступностью ради эксперимента и технической изощренности, и прослеживает эволюцию этого искусства сквозь века. Я решил последовать его примеру. Trobar clus – два небольших оркестровых эссе о музыкальном авангарде, музыка о музыке».

Другие
концерты этого абонемента