К 100-летию Персимфанса. «Траектория» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    К 100-летию Персимфанса.
    «Траектория»

    1 марта 2022

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Марина Катаржнова (скрипка)
    Пётр Айду (фортепиано)
    Андрей Устинов (представление и интервью)
    В программе:

    Пизендель
    Соната для скрипки соло ля минор

    Локателли
    Каприс для скрипки соло ре мажор из цикла «Искусство игры на скрипке», соч. 3

    Шаррино
    Каприсы №№ 2, 5 для скрипки соло из цикла «Шесть каприсов»

    Филоненко
    Fleur для скрипки соло

    Вагнер
    Песни Der Engel и Träume (переложение для скрипки и фортепиано)

    Шуман
    Соната № 2 для скрипки и фортепиано ре минор, соч. 121




    12+

    Абонемент №174:

    К 100-летию Персимфанса. «Instrumentarium: фортепиано – контрабас – скрипка». Представление и интервью – Андрей Устинов

    Марина Катаржнова

    Марина Катаржнова родилась в 1979 году в Белгородской области. Окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных (класс скрипки Натальи Фихтенгольц, класс камерного ансамбля Лидии Фихтенгольц), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского и ассистентуру-стажировку МГК (классы скрипки профессора Зариус Шихмурзаевой, Назара Кожухаря и профессора Сергея Кравченко; класс камерного ансамбля профессора Александра Бахчиева). Участвовала в мастер-классах Люси ван Дал, Феликса Андриевского, Марии Леонхардт, Томаса Цетмайра и Роджера Норрингтона. Лауреат Всероссийского конкурса имени М. М. Ипполитова-Иванова и Международного конкурса скрипачей имени А. И. Ямпольского. Была стипендиатом фонда «Новые имена».

    Репертуар Марины Катаржновой простирается от музыки раннего барокко до новейших произведений современных композиторов. Артистка ведет активную сольную концертную деятельность, выступает в составе камерных ансамблей. Сотрудничала с известными музыкантами, представителями направления исторического исполнительства, среди которых Петер Шрайер, Тревор Пиннок, Сигизвальд Кёйкен, Теодор Курентзис, Роджер Норрингтон и Кристоф Руссе. Играла в ансамблях с Алексеем Любимовым, Александром Рудиным, Назаром Кожухарем, Александром Тростянским, Дмитрием Синьковским, Еленой Ревич, Юрием Мартыновым, Александром Мельниковым, Яной Семерадовой, Риккардо Минази, Серджо Аццолини, Рольфом Лислевандом и другими. 

    Работала в ансамбле Pratum Integrum под руководством Павла Сербина. Принимала участие в монографических записях коллектива, посвященных творчеству Березовского, Бортнянского, Тица, Телемана, Розетти, Вёльфля и Ребеля, для лейбла Caro Mitis (релизы многих сочинений являются премьерными). С ансамблем A la Russe представила российские премьеры произведений Гесслера, Вёльфля и других забытых авторов. В 2016 году совместно с клавесинисткой Ольгой Мартыновой, флейтисткой Ольгой Ивушейковой и виолончелистом Августом Крепаком основала ансамбль Gnessin Baroque. Выступала также с ансамблями «Академия старинной музыки», Bach Consort (Россия), Collegium Marianum (Чехия), Baltic Baroque (Эстония). 

    Концертмейстер ансамбля «Персимфанс» (художественный руководитель – Пётр Айду) с момента его воссоздания (2009). С 2017 года сотрудничает с Московским Ансамблем Современной Музыки (МАСМ). С 2020 года – солистка ансамбля «Студия новой музыки». Участница проекта Даниила Крамера «Классика и джаз», проектов фонда Юрия Любимова. Автор программ, представляемых агентством Eventful Agency. 

    Наряду с современной и барочной скрипкой играет также на альте. В 2012 году участвовала в исполнении концерта «Два пути» (Two Paths) для двух альтов и оркестра Софии Губайдулиной с Эстонским национальным симфоническим оркестром под управлением Андреса Мустонена в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии (партия первого солирующего альта – Исабель Вильянуэва). 

    Принимала участие в фестивалях «Декабрьские вечера», «Возвращение» и «Московская осень» в Москве, EarlyMusic в Санкт-Петербурге, фестивалях в российских городах, в Германии, Австрии, Италии, Норвегии, Эстонии. 

    Сольные записи скрипачки вышли под лейблами Caro Mitis, Supraphon, Estonian Record Productions и FancyMusic (сочинения Вивальди, Телемана, Йиранека, Карманова). Артистка также участвовала в записи и создании музыки к кинофильмам Валерия Тодоровского, Александра Прошкина, Наны Джорджадзе, Али Хамраева и других режиссеров. Принимала участие в передачах на радио и телевидении. 

    Артистическую карьеру совмещает с преподавательской деятельностью. С 2007 года ведет класс барочной скрипки на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (доцент). Художественный руководитель оркестра ФИСИИ. Преподает также в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных. В 2016–2018 гг. принимала участие в Летней школе МССМШ. Проводит мастер-классы в городах России. Читает лекции по истории исполнительского искусства.

    Пётр Айду

    Пётр Айду родился в 1976 году в Москве в семье музыкантов. В 1994 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории (класс Фариды Нуризаде). Занимался композицией и импровизацией под руководством Григория Шатковского. В 2000 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Льва Власенко, затем Дмитрия Сахарова; класс органа профессора Наталии Гуреевой) и продолжил обучение в аспирантуре МГК на факультете исторического и современного исполнительского искусства (руководитель – профессор Алексей Любимов).

    С 1995 года занимался также композицией под руководством Юрия Воронцова, джазовым исполнительством под руководством Даниила Крамера, с 1997 года – ренессансной лютней под руководством Александра Суетина. Окончил курсы звукорежиссуры Государственного училища эстрадно-джазового искусства. 

    Участвовал в мастер-классах по барочной музыке в Гмундене (Австрия). Получив стипендиюнемецкой службы академических обменов (DAAD), стажировался в Высшей школе музыки в Ганновере у профессора Цви Меникера (клавесин и хаммерклавир) и профессора Ханса Михаэля Коха (лютня). Участвовал в мастер-классах Андреаса Штайера и Малколма Билсона. 

    Победитель Юношеского международного конкурса пианистов в Цинциннати (I премия и Гран-при, 1991), лауреат VIII Международного конкурса пианистов в Риме (II премия, 1997), дипломант конкурса Musica Antiqua Brugge (Бельгия, 2004).

    Музыкант в совершенстве владеет многими разновидностями клавишных инструментов (фортепиано, орган, орган-позитив, клавесин, хаммерклавир и другие), играет на старинных щипковых инструментах (ренессансная лютня, барочная гитара) и ударных (многократно выступал в составе Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского).

    Активно гастролирует по России и за рубежом, принимал участие во многих отечественных и зарубежных фестивалях. Создатель «Приюта роялей», организации по сохранению исчезающих видов фортепиано и других клавишных инструментов XIX–XX веков. Осуществил ряд художественных акций, посвященных старинным инструментам. Основатель проекта Персимфанс, посвященного возрождению Первого симфонического ансамбля – оркестра без дирижера, основанного в 1922 году в Москве и просуществовавшего до 1933-го.

    Автор музыкального оформления к ряду спектаклей театров «Школа драматического искусства» (спектакль «Реконструкция утопии» удостоен Гран-при премии Сергея Курехина в области современного искусства) и «Сатирикон», музыки для Alternative Hair Show в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден (совместно с Иваном Лубенниковым), ряда акустических перформансов и оригинальных проектов. В частности в 2001 году совместно с художником Теодором Тэжиком организовал перформанс на III Всемирной театральной олимпиаде в Москве с использованием специально построенных музыкальных инструментов. За перформанс «Звуковые ландшафты» в театре «Школа драматического искусства» (2015) был удостоен российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент».

    С 2002 года преподает на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории (камерный ансамбль, старинные клавишные инструменты), проводит мастер-классы.

    Автор статьи «Старые рояли в России. Новая история», опубликованной в ежегоднике Государственного института реставрации.

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».

    Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради). 

    Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. 

    Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019). 

    Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др. 

    Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.