Вайнберг – Бах – Шуман : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    Вайнберг – Бах – Шуман

    28 марта 2022

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Андрей Устинов (автор и ведущий)
    Борис Андрианов (виолончель)
    Юрий Мартынов (фортепиано)
    В программе:
    И. С. Бах
    Adagio (I часть) и Allegro (II часть) из Сонаты № 2 для виолы да гамба и клавира ре мажор, BWV 1028
    Шуман
    Langsam из цикла «Пять пьес в народном стиле» для виолончели и фортепиано, соч. 102
    И. С. Бах
    Allegro (III часть) из Сонаты № 3 для виолы да гамба и клавира соль минор, BWV 1029
    Шуман
    Zart und mit Ausdruck из цикла «Три пьесы-фантазии» для виолончели и фортепиано, соч. 73
    Вайнберг
    Соната № 2 для виолончели и фортепиано, соч. 63

    12+

    Абонемент №147:

    «Мечислав Вайнберг. Возвращение»

    Андрей Устинов

    Андрей Устинов – музыкальный и общественный деятель, журналист, критик, издатель, продюсер. Родился в 1959 году. Окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Московский полиграфический институт. 

    Один из основателей (1989) и с 1991 года – главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, автор, продюсер, художественный руководитель, арт-директор, режиссер, ведущий более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов, круглых столов, научных конференций. Среди них абонементы Московской филармонии «Персона – композитор», «www.баян.ru», Instrumentarium, «DSCH. Дмитрий Шостакович. Камерная музыка», «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения композитора. “Лабиринты”», «Тайны филармонического дома».

    Инициатор проведения Года Мечислава Вайнберга и Всероссийского фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения композитора (2019). Инициатор и куратор Международного форума и научной конференции «Мечислав Вайнберг. Возвращение» (совместно с Большим театром России, 2017). Куратор проекта по выпуску собрания сочинений Мечислава Вайнберга (с 2017), в рамках которого вышло две серии (20 томов, 22 тетради). 

    Организатор Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000), Председатель Совета АМКР. Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П. И. Чайковского, съездов композиторов России. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям. 

    Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике. Ведет авторский курс «Основы музыкальной журналистики» в музыкальных вузах России. Организатор и куратор Академии Арт-журналистики на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске (2018, 2019). 

    Обладатель Гранта Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства: на издание альбома «Instrumentarium. Фотографии» (2013) и на проведение Всероссийского научно-практического информационного форума «Современная музыкальная журналистика: образ музыкального пространства России XXI века» (2017). Получатель грантов и субсидий Министерства культуры РФ на проведение фестивалей «Кружева» в Вологде (2008–2022), «Сотворчество» в Саратове (2021), «Музыкальное обозрение – Opus» (2010–2023) и др. 

    Заслуженный деятель искусств России. Член экспертных советов Министерства культуры РФ, Союза журналистов России, Союза театральных деятелей России. Почетный деятель Союза композиторов России, лауреат учрежденной СКР Премии имени Д. Д. Шостаковича.

    Борис Андрианов

    Борис Андрианов – известный российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Регулярно гастролируя за рубежом, музыкант придает особое значение выступлениям в России, будь то крупные культурные центры, малые города или отдаленные поселки, где прежде никогда не проводились концерты; является лидером и активным участником ряда международных и национальных проектов, ставящих целью развитие отечественной музыкальной жизни, в частности в регионах страны. Подобные проекты неизменно пользуются огромным успехом, в них наряду с Борисом Андриановым принимают участие артисты с международной известностью из разных стран.

    Борис Андрианов родился в 1976 году в Москве. Окончил МССМШ имени Гнесиных (класс Веры Бириной), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Наталии Шаховской) и Высшую школу музыки имени Ханса Айслера в Берлине (класс профессора Давида Герингаса).

    Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Ганновере (Classiсa Novaимени Д. Д. Шостаковича, в дуэте с Алексеем Гориболем), Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна). Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодежной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016).

    Выступает с ведущими оркестрами и дирижерами, среди которых Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Юрий Симонов, Павел Коган, Кшиштоф Пендерецкий, Александр Ведерников, Джанандреа Нозеда, Дмитрий Лисс, Роман Кофман, Василий Петренко, Штефан Владар, Дмитрий Юровский, Александр Сладковский. Среди партнеров музыканта по камерному ансамблю – Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин, Итамар Голан, Денис Мацуев, Сергей Накаряков, Вадим Репин, Максим Венгеров, Алексей Любимов, Татьяна Гринденко и другие. 

    Участвовал в Шведском Королевском фестивале, фестивалях в Людвигсбурге и Шлезвиг-Гольштейне (Германия), Эдинбурге (Шотландия), Дубровнике (Хорватия), Кольмаре (Франция), Давосе (Швейцария), Иркутске («Звезды на Байкале»), Транссибирском Арт-фестивале и др. Постоянный участник московского фестиваля камерной музыки «Возвращение».

    Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей Vivacello и Vivarte в Москве. Художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», основанного во Владимирской области и ежегодно расширяющего географию (в 2021 году фестиваль охватил шесть регионов России, включая Удмуртию, Вологодскую и Новосибирскую области, Крым и Камчатку). 

    Борис Андрианов активно сотрудничает с современными композиторами, неоднократно представлял премьеры новых сочинений, в том числе Гии Канчели, Кшиштофа Пендерецкого, Ефрема Подгайца, Майкла Беркли, Ришара Дюбюньона, Александра Розенблата, Джованни Соллимы, Вангелиса, Алексея Рыбникова, Павла Карманова, Самюэля Струка, Алексея Шора и других авторов. 

    В дискографии артиста – совместный альбом с гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный фирмой Delos (вошел в лонг-лист номинантов премии «Грэмми» в разделе «камерный ансамбль», 2003); сонаты Шостаковича и Рахманинова с пианистом Рэмом Урасиным (в сентябре 2007 года отмечены как лучший камерный диск месяца британским музыкальным журналом Gramophone); сонаты для виолы да гамба и клавесина И. С. Баха в транскрипции для виолончели и баяна, записанные с Юрием Медяником («Мелодия», 2015). В 2020–2021 гг. выпущены «Вариации на тему рококо» Чайковского с ГСО Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского (Sony Classics), Виолончельный концерт Габриэля Прокофьева с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Алексея Богорада (мировая премьера записи) и альбом «Джазовые отражения сюит Баха» с Леонидом и Николаем Винцкевичами, а также записаны все сюиты для виолончели соло И. С. Баха (релиз планируется в 2022 году).

    С 2009 года преподает в Московской консерватории. Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.

    Юрий Мартынов

    Юрий Мартынов родился в Москве в 1969 году. Окончил Центральную среднюю специальную музыкальную школу при Московской консерватории (1987, класс фортепиано профессора Сергея Дижура), Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс фортепиано профессора Михаила Воскресенского, класс органа профессора Алексея Паршина, класс камерного ансамбля профессора Тиграна Алиханова), в 1992–1994 гг. обучался в ассистентуре-стажировке консерватории под руководством профессора Михаила Воскресенского. В 1993–1994 гг. стажировался во Франции у профессора Илтона Вьюниски по специальностям «клавесин» и “basso continuo” в Высшей школе музыки Бобиньи и Консерватории имени Клода Дебюсси в Париже.

    Лауреат международных конкурсов имени Марии Канальс в Барселоне (I премия), имени Эннио Поррино в Кальяри (I премия), в Эпинале (Франция, II премия), имени В. А. Моцарта в Зальцбурге (I премия) и др. 

    С 1989 года активно гастролирует сольно и в составе камерных ансамблей, выступает в лучших концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, стран СНГ, Европы, а также Турции, Японии, Китая, США. 

    Сотрудничал со многими известными музыкантами, в числе которых Саулюс Сондецкис, Борис Тевлин, Мициёси Иноуэ, Сигизвальд Кёйкен, Дмитрий Лисс, Давид Рейланд, Александр Рудин, Александр Сладковский, Владимир Юровский, Алексей Любимов, Барнабаш Келемен, Наталия Гутман, Марио Брунелло, Петер Шрайер и др. В 2000 году Юрий Мартынов создал ансамбль PLAYel-трио совместно с Дмитрием Соколовым и Сергеем Фильченко (с 2006 года скрипачом в трио является Владислав Песин). 

    Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Другое пространство», «Московская осень», Международном Метнер-фестивале в Москве, Earlymusic в Санкт-Петербурге, «Белая сирень» в Казани, в Рейнгау, во дворце Сан-Суси в Потсдаме, Моцартовском фестивале в Вюрцбурге, «Раритеты фортепианной музыки» в Хузуме (Германия), в Ла-Рок-д’Антероне (Франция), Барочном фестивале в Вантаа (Финляндия), Рождественском фестивале в Йорке (Великобритания), Musica Antiqua в Брюгге (Бельгия), фестивале камерной музыки в Капошваре (Венгрия) и многих других. 

    Юрий Мартынов успешно выступает как пианист, органист и как исполнитель на различных исторических клавишных инструментах (клавесин, хаммерклавир, клавикорд). Осуществил ряд российских премьер сочинений эпохи Ренессанса, барокко и раннего классицизма. Обладает огромным репертуаром, включающим в себя музыку XVI–XX веков. Первым в России исполнил весь «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха на клавикорде, впервые познакомил отечественную публику с рядом сольных и камерных произведений Питера Филипса, Томаса Таллиса, Иоганна Шоберта, Антона Эберля, Ивана Прача и других композиторов. Подготовил и провел ряд уникальных программ, в числе которых пастиччо-концерты Моцарта для клавесина с оркестром, авторские транскрипции И. С. Баха его собственных скрипичных и лютневых сочинений, программа «Французская арка» из сочинений Куперена и Рамо на клавесине и обращенных к ним сочинений Дебюсси и Равеля на фортепиано и др. 

    С 1994 года преподает в Московской консерватории (с 2003 года – доцент, в 2006–2010 годах – заведующий кафедрой клавишных инструментов и камерного ансамбля Факультета исторического и современного исполнительского искусства). В настоящее время – профессор кафедры специального фортепиано под руководством профессора Михаила Воскресенского и кафедры клавишных инструментов Факультета исторического и современного исполнительского искусства. Разработал программу дисциплины «Исторический специальный инструмент (клавесин + историческое фортепиано)» совместно с Александрой Кореневой. Проводит мастер-классы во многих городах России, а также в США, Франции, Бельгии, Нидерландах, Германии, Хорватии, Турции, Казахстане. Регулярно принимает участие в программе «Музыкальное передвижничество» Российского фонда культуры. 

    Дискография Юрия Мартынова насчитывает 20 CD, записанных и выпущенных на известных отечественных и зарубежных звукозаписывающих фирмах. Также осуществил фондовые записи для радио «Орфей», Би-би-си, Радио Франс, Западногерманского Радио (WDR) и др. Является первым и единственным исполнителем, записавшим все симфонии Бетховена в транскрипции Листа для фортепиано соло на инструментах соответствующей эпохи. Диски музыканта удостоены престижных международных наград, среди которых «Выбор месяца» Би-би-си, Choc de la Musique, 5 Diapason и Diapason d’Or, «5 звезд» британской газеты Guardian и др. Запись Девятой симфонии Бетховена – Листа включена Guardian в десятку лучших компакт-дисков 2016 года.