«Загадка Полины Виардо» : Московская государственная академическая филармония
Закрыть

    «Загадка Полины Виардо»

    24 ноября 2022

    Камерный зал Филармонии

    схема проезда
    Яна Иванилова (сопрано)
    Венера Ахметова (художественное слово)
    Алексей Кудряшов (фортепиано)
    В программе:
    Шуман
    «Орешник» из цикла «Мирты», соч. 25
    Интермеццо из цикла «Венский карнавал», соч. 26
    Шуберт
    Баркарола, D 774
    Серенада из цикла «Лебединая песня», D 957
    И. С. Бах – Гуно
    Ave Maria
    де Фалья
    «Мавританская шаль» из цикла «Семь испанских народных песен»
    Глинка
    Романсы: «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье»
    Алябьев
    Романс «Соловей»
    Форе
    Романс «Пробуждение», соч. 7 № 1
    Римский-Корсаков
    «Не ветер, вея с высоты…» из цикла «Весной», соч. 43 № 2

    Абаза
    Романс «Утро туманное»

    П. Чайковский
    Романс «Нет, только тот, кто знал…», соч. 6 № 6

    Даргомыжский
    Романс «Мне грустно»

    Виардо
    Песня Hai luli!

    Лист
    Ноктюрн «Грезы любви», S. 541 № 3

    Вавилов
    Ave Maria


    Литературно-музыкальная композиция по воспоминаниям Полины Виардо и ее современников


    12+

    Абонемент №187:

    «Отзвуки театра. Виардо. Шаляпин». Литературно-музыкальные композиции по воспоминаниям Полины Виардо и Фёдора Шаляпина

    Судьбе Полины Виардо посвящена литературно-музыкальная композиция, созданная на основе воспоминаний этой удивительной женщины и ее современников, а также музыки того времени. Историю великой певицы расскажут Венера Ахметова (художественное слово), Яна Иванилова (сопрано) и Алексей Кудряшов (фортепиано). 

    Полина Виардо при жизни стала легендой. Она сделала блестящую карьеру в оперном театре, выступала во многих городах Европы, но рано оставила большую сцену и посвятила себя преподаванию и сочинению. Однако встречи в ее музыкальном салоне продолжали притягивать самых интересных и ярких личностей той эпохи.

    88 лет жизни Виардо – это и история культурной Европы XIXвека: ведь с ранней молодости она была окружена выдающимися музыкантами, литераторами и другими знаменитостями. Юная Полина училась игре на фортепиано у Листа, дружила с Мендельсоном, Шуманом и его женой Кларой, играла в дуэте с Шопеном и стала прототипом романа Жорж Санд «Консуэло». Для нее сочиняли Мейербер, Сен-Санс, Брамс, Берлиоз и другие, а стихи на разных языках ей посвящали известные поэты – от Плещеева до де Мюссе. Одна из самых загадочных и трогательных страниц жизни Полины Виардо – ее роман с Тургеневым, который провел рядом со своей музой без малого сорок лет. 

    Яна Иванилова

    Яна Иванилова родилась в Москве. В 1987 году окончила теоретическое отделение музыкального училища имени Октябрьской революции (ныне МГИМ имени А. Г. Шнитке), в 1994 году – Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс профессора Валентины Левко), затем ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории имении П. И. Чайковского (класс профессора Нины Дорлиак). Стажировалась у Ингеборг Вамзер (сольное пение) и Петера Берне (музыкальная стилистика) в Вене, у Мари Девалюи в Монреале. 

    Лауреат Международного конкурса имени Микулаша Шнайдера-Трнавского в Трнаве, Словакия (1999, II премия), обладательница специального приза за исполнение партии Виолетты («Травиата» Верди) на конкурсе в Кошице, Словакия (1999).

    В 1994–1999 гг. была солисткой Московского театра «Новая опера» имени Е. В. Колобова, где пела ведущие партии (Мария Стюарт в одноименной опере Доницетти, Лукреция в опере «Двое Фоскари» Верди и др.). В 2008 году дебютировала в Большом театре России в партии сопрано в балете «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова. В 2010 году гастролировала с этим спектаклем в Королевском театре Ковент Гарден в Лондоне. 

    Сотрудничала с выдающимися музыкантами, среди которых дирижеры Евгений Светланов, Евгений Колобов, Владимир Федосеев, Михаил Плетнёв, Андрей Борейко, Павел Коган, Владимир Спиваков, Владимир Минин, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис, Александр Рудин, Кент Нагано, Рене Клеменчич, Ричард Бонинг; пианисты Алексей Любимов, Борис Березовский, Андрей Коробейников, Важа Чачава; скрипач и дирижер Сергей Стадлер, а также с ансамблями «Мадригал», «Академия старинной музыки» и «Орфарион». 

    Выступала в Большом зале Московской консерватории, Московском международном Доме музыки, зале ЮНЕСКО в Париже, Виктория-холле в Женеве, Вестминстерском аббатстве в Лондоне, театре «Миллениум» в Нью-Йорке, Студии Гленна Гульда в Торонто. Участвовала в европейских музыкальных фестивалях, много концертирует по России. 

    В репертуаре Яны Иваниловой – ведущие партии в операх Гретри, Люлли, Рамо, Монтеверди, Пёрселла, Глюка, Пашкевича, Соколовского, Гайдна, Моцарта, Россини, Доницетти, Верди, партии сопрано в «Военном реквиеме» Бриттена, Восьмой симфонии Малера, поэме «Колокола» Рахманинова, «Торжественной мессе» Бетховена, Stabat Mater Дворжака, «Страстях по Матфею» И. С. Баха, оратории «Сотворение мира» Гайдна и многих других сочинениях кантатно-ораториального жанра. 

    Певица принимала участие в премьерах ряда сочинений Леонида Десятникова; в мировых премьерах опер «Король-пастух» Галуппи, «Эней в Лацио» Сарти и «Лунная ночь» Алябьева; российской премьере оперы «Антигона» Траэтты; в премьере восстановленной оперы «Каирский гусь» Моцарта в Останкинском театре; в абонементных концертах Московской филармонии «Камерные оперы в Камерном зале», представлявших премьеры ранее не исполнявшихся сочинений Генделя, Вивальди, Лео, Алессандро Скарлатти и других композиторов эпохи барокко (с ансамблем La voce strumentale под руководством Дмитрия Синьковского). 

    Особое место в творческой деятельности Яны Иваниловой занимает камерное музицирование, в том числе монографические программы, посвященные вокальной музыке русских композиторов, а также мировой классике. 

    Записи певицы выпущены фирмами Mirare, Vista Vera, Меgadisk, Орus 111, «Русские сезоны», Воngiovanni, Naxos, Antes Edition и др. В их числе романсы Метнера (с Борисом Березовским, Хэмишем Милном и Екатериной Державиной), вокальный цикл «Ступени» Сильвестрова (с Алексеем Любимовым), альбом «Музыкальный салон Екатерины Великой» и произведения Осипа Козловского (с ансамблем «Орфарион» под управлением Олега Худякова), опера «Эней в Лацио» Сарти, Восьмая симфония Малера (дирижер – Евгений Светланов), кантата «Знаки Зодиака» Бориса Чайковского (дирижер – Тимур Мынбаев), первая запись романсов Григория Катуара (с пианисткой Анной Засимовой) и другие. 

    Французским телеканалом Mezzo на фестивале «Безумный день» в Нанте были записаны романсы ор. 38 Рахманинова в исполнении Яны Иваниловой и Андрея Коробейникова и поэма «Колокола» Рахманинова с Уральским академическим филармоническим оркестром под управлением Дмитрия Лисса. 

    В сезоне 2018/19 к 145-летию со дня рождения Рахманинова Яна Иванилова исполнила с Андреем Коробейниковым все романсы композитора в Камерном зале Дома музыки. 

    Член жюри IV Международного конкурса оперного пения World Music Heritage в Москве (2022). 

    Удостоена звания заслуженной артистки России, награждена медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».

    Венера Ахметова

    Венера Ахметова окончила Казанское театральное училище, после чего была принята в труппу казанского молодежного Театра на Булаке. Параллельно с работой в театре училась на филологическом факультете Казанского государственного университета (окончила в 2004 году). 

    В течение нескольких лет сотрудничала с Москонцертом и Театром песни Рената Ибрагимова. В качестве ведущей выступала в Государственном центральном концертном зале «Россия», Государственном Кремлевском дворце, Колонном зале Дома Союзов, Театре Эстрады и на многих других сценах Москвы.

    С 2008 года работает в Московской филармонии. Ведущая программ в Концертном зале имени П. И. Чайковского, Большом зале Московской консерватории и Концертном зале имени С. В. Рахманинова комплекса «Филармония-2», где представляет публике многие прославленные коллективы, среди которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Госкапелла России, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Национальный филармонический оркестр России, «Виртуозы Москвы», Российский национальный оркестр и Государственный академический камерный оркестр России. 

    Выступает как мастер художественного слова на сцене Камерного зала филармонии и Малого зала «Филармонии-2» в литературно-музыкальных программах «Марина Цветаева – музыка жизни», «Марина Цветаева: “Мой Пушкин”», «Марина Цветаева: “Каждый стих – дитя любви”», «Марина Цветаева – Ариадна Эфрон: “Я стану для тебя воспоминаньем…”» и других.

    Алексей Кудряшов

    Алексей Кудряшов родился в Москве. Учился в Детской музыкальной школе № 3 имени Н. Я. Мясковского (класс Ольги Груздевой), Московском государственном училище музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ассистентуре-стажировке консерватории (класс профессора Веры Горностаевой). Занимался также у Льва Наумова, Андрея Диева и Алексея Наседкина. 

    Лауреат международных конкурсов имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге (Гран-при), конкурса пианистов, организованного Русской консерваторией имени А. Н. Скрябина в Париже (I премия), имени Хосе Итурби в Лос-Анджелесе (III премия и специальный приз), интернет-конкурса в Сербии (I премия в номинациях «фортепиано» и «дуэт»), Moscow Piano Open-2017 (III премия), Les Etoiles du Piano в Рубе (Франция, 2018, I премия и специальный приз от журнала Pianiste) и конкурса пианистов в Массарозе (Италия, 2018, II премия и приз публики). Удостоен специальных призов международных конкурсов имени Скрябина в Москве, имени А. И. Хачатуряна в Ереване и Европейского конкурса пианистов в Кане (Франция).

    Выступает в России и за рубежом с сольными концертами, в камерных ансамблях и в сопровождении оркестров. Участвовал в международных фестивалях имени Скрябина в Париже, имени Шопена в Варшаве, «Дни Чайковского» в Гамбурге, в Рейнгау (Германия), Armonie della sera в Понцано-ди-Фермо (Италия), «К 110-летию со дня рождения Пуленка», «Великие имена искусства», посвященном Владимиру Крайневу, «Московская осень» в Москве и других. Выступал с дирижерами Фабио Мастранджело, Димитрисом Ботинисом, Русланом Жарским, Игорем Манашеровым и другими. 

    С 2012 года преподает в Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена. Дает мастер-классы. С 2014 года – ответственный секретарь жюри Фестиваля романтической музыки молодых музыкантов Москвы. Является членом Международной ассоциации творческих работников, а также членом-корреспондентом Русской академии наук и искусств. 

    Записал компакт-диск с произведениями Шопена, Рахманинова и Скрябина. Участвовал в записях «Нотных папок пианистов» (серия «Золотая фонотека педагогического репертуара»).