Вершиной камерной музыки венского классицизма считается струнный квартет. Однако за этим Эверестом подчас не замечают удивительную часть ландшафта – ансамбли с менее стандартным составом исполнителей, которые отражают богатство и разнообразие музицирования того времени. Они хранят особое обаяние эпохи и открывают новые грани фантазии композиторов.
В творческом багаже Моцарта много разнообразных ансамблей: к струнным присоединяются и фортепиано, и гости из семейства духовых – флейта, кларнет, гобой, валторна. Как правило, эти отклонения от струнного эталона становились отражением реальной практики. Так, первые квартеты с флейтой Вольфгангу заказал Фердинанд Де Жан, богатый голландский флейтист-любитель, для которого Моцарт написал своего рода маленький флейтовый концерт – галантный, изящный и наполненный радостью совместного музицирования.
В свою очередь, состав фортепианного квартета вдохновил Моцарта на создание зрелых сочинений, которым суждено было стать первыми шедеврами этого жанра. Заказ композитор получил от издателя Хоффмайстера, но так увлекся возможностями ансамбля, что перестарался: Хоффмайстер посчитал первый квартет слишком путаным, трудным для любителей и заплатил лишь аванс, отказавшись от заказа двух уже запланированных квартетов. Критики тоже не оценили моцартовского новаторства: «все зевали от скуки при непонятном гвалте четырех инструментов, которые не играли вместе и четырех тактов подряд, и бессмысленный ансамбль которых не допускал никакого единства чувств».
Оценить несправедливость прессы и погрузиться в мир камерной музыки Моцарта приглашают солисты Московского камерного оркестра Musica Viva.