Солисты Государственного академического камерного оркестра России представляют программу из произведений чешских композиторов Леоша Яначека и Адольфа Мишека, а также американца Сэмюэла Барбера и нашего соотечественника Сергея Прокофьева. «Вероятно, ни один другой американский композитор не пользовался таким ранним, таким устойчивым и продолжительным признанием», – писали критики о Барбере, обладателе Пулитцеровской премии. Струнный квартет он создал в возрасте 25 лет, в самом начале карьеры. Вторую часть Барбер позже инструментовал для струнного оркестра; под названием Адажио эта возвышенная музыка обрела самостоятельную концертную жизнь и стала самым популярным сочинением композитора.
Барбер был требователен к себе: долго и многократно он переделывал партитуру квартета. Это же качество было присуще Яначеку, уничтожившему часть своих работ. Из трех его сонат для скрипки и фортепиано сохранилась лишь одна, которую композитор в течение восьми лет редактировал. Младший современник Яначека Адольф Мишек был прежде всего исполнителем – играл на контрабасе в Венском филармоническом оркестре и оркестре Национального театра. Его Соната № 2 для контрабаса и фортепиано чрезвычайно украсила репертуар исполнителей на самом большом из струнных инструментов.
Знаменитая веронская трагедия Шекспира волновала многих композиторов, но до Прокофьева никому не приходило в голову воплотить ее в советском балете. На прослушивании в Большом театре балет Прокофьева был признан нетанцевальным, музыкальный язык – непонятным. Беспокоясь о судьбе своей музыки, еще в 1936 году из партитуры «Ромео» композитор скомпоновал две оркестровые сюиты, затем создал на основе музыки балета цикл фортепианных пьес. Позже к ним обратился Вадим Борисовский – выдающийся музыкант и педагог, основоположник советской школы игры на альте; он сделал две обработки ряда фрагментов балета, в том числе для двух альтов и фортепиано.