В продаже абонемент Musica sacra nova
7 ноября 2019
Концертный зал имени П. И. Чайковского
схема проездаМихаил Давыдов (баритон)
Вокальное трио «Реликт»: Александр Никеров (тенор)Вячеслав Моюнов (баритон, гитара)Алексей Леонов (баритон, гитара)
Солисты и ансамбли оркестра: Алексей Вродливец (балалайка)Константин Захарато (балалайка)Александр Николайчук (балалайка)Сергей Четоев (свирель)Максим Яковлев (гитара)
Секстет балалаек оркестра
под руководством Игоря Сенина
Любимые мелодии XX-XXI веков.
Музыка из российских и зарубежных
кинофильмов и мюзиклов
Дунаевский
«Кубанские казаки», фантазия на темы из музыки к кинофильму
Ким
«Губы окаянные» из музыки к кинофильму «Пять вечеров»
Птичкин
«Сладка ягода» из музыки к кинофильму «Любовь земная»
Минков
«Если б не было войны» из музыки к кинофильму «Приказ: огонь не открывать!»
Зубков
Фантазия на тему из кинофильма «Цыган»
Мокроусов
Песня Юры, «Когда весна придёт, не знаю» из музыки к кинофильму «Весна на Заречной улице»
Хренников
Речная песенка из музыки к кинофильму «Верные друзья»
Чайковский
«Лютики-цветочки», фантазия на темы из музыки к кинофильму «Женитьба Бальзаминова»
Шостакович
Вальс из музыки к кинофильму «Первый эшелон»
Кальман
Ария Мистера Икс из фильма-оперетты «Принцесса цирка»
Хренников
Романс Лапина из музыки к кинофильму «Верные друзья»
Песенка Лепелетье из музыки к кинофильму «Гусарская баллада»
Юманс
Пасодобль «Рио-Рита»
Циммер
«Пираты Карибского моря», фантазия на темы из музыки к кинофильму
Стинг – Миллер
Парафраз на тему песни Shape of my heart из музыки к кинофильму «Леон»
Дунаевский
Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта»
Мокроусов
«Одинокая гармонь» из музыки к кинофильму «Дело Румянцева»
Дунаевский
Лунный вальс из музыки к кинофильму «Цирк»
Попурри французских вальсов
Гардель
Танго Por una cabeza из музыки к кинофильму «Запах женщины»
Бабаджанян
«Песня первой любви» из музыки к кинофильму «Песня первой любви»
Шаинский
«Травы, травы» из музыки к кинофильму «Анискин и Фантомас»
Гладков
Песня Остапа из кинофильма «12 стульев»
Ллойд-Уэбер
Дуэт Кристины и Призрака из мюзикла «Призрак оперы»
Гаврилин
«Праздник» из фильма-балета «Анюта
Концерт проходит при поддержке Французского института при Посольстве Франции
Абонемент №71:
Встречи по четвергам
Формирование оркестра началось в 1919 году при Армейском клубе тяжелой артиллерии с целью поднятия духа бойцов Красной Армии. 15 июля состоялось его первое выступление на концертной эстраде в Алексеевском народном доме (ныне Центральный дом кино) при участии хора под управлением Ивана Юхова (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова). Коллектив, насчитывавший тогда около 20 человек, назывался Первым московским Великорусским ансамблем. В его становлении и развитии главную роль сыграли выдающиеся исполнители – балалаечник-виртуоз Борис Трояновский и домрист Пётр Алексеев. В 1921 году коллектив получил статус Государственного I Московского Великорусского оркестра, а в 1930 году был принят в штат Всероссийского радиокомитета. В 1936 году был переименован в Государственный оркестр народных инструментов СССР. За время руководства Петра Алексеева оркестр прошел огромный путь от небольшого ансамбля до коллектива численностью 80 человек.
В 1939 году художественным руководителем оркестра стал дирижер Большого театра Николай Голованов, а через год, по рекомендации Голованова, его сменил выдающийся балалаечник-виртуоз Николай Петрович Осипов (1901–1945), чье имя коллектив носит сегодня.
Период работы Н. П. Осипова в оркестре пришелся на годы Великой Отечественной войны. В июне 1941 года практически все артисты коллектива ушли на фронт. Несмотря на то, что в Москве была остановлена вся концертная деятельность, а творческие объединения готовились к эвакуации, Осипову удалось убедить руководство страны в том, что оркестр может звучать и в малом составе. Коллектив продолжил свои выступления в ночных радиоэфирах, которые транслировались фронтовикам. Все это время Осипов ходатайствовал о возвращении с фронта и тыла музыкантов оркестра, чтобы восстановить его полный состав. В этом ему активно помогал Н. С. Голованов. Осенью 1942 года вышло правительственное распоряжение о восстановлении коллектива и о присуждении ему статуса Государственного русского народного оркестра.
Осипов привлекал к работе с оркестром ведущих современных композиторов, среди которых Рейнгольд Глиэр, Сергей Василенко, Анатолий Новиков. Вышли композиторы и из числа музыкантов оркестра – Владимир Дитель, Николай Будашкин, Вера Городовская. В дальнейшем на протяжении всей истории коллектива специально для него создавали музыку ведущие композиторы своего времени.
После Николая Осипова руководителями оркестра были его брат Дмитрий Осипов, Виктор Смирнов, Виталий Гнутов, Виктор Дубровский, Анатолий Полетаев, Николай Калинин, Владимир Понькин. С 2009 года коллектив возглавляет народный артист России Владимир Андропов.
С оркестром сотрудничали выдающиеся музыканты: дирижеры Николай Аносов, Александр Гаук, Вероника Дударова, Геннадий Рождественский, Владимир Федосеев, певцы Ирина Архипова, Ирина Богачёва, Зураб Соткилава, Евгений Нестеренко, Борис Штоколов, Дмитрий Хворостовский, Владимир Маторин, Лидия Русланова, Ольга Воронец, Людмила Зыкина, исполнители на народных инструментах Вера Городовская, Александр Цыганков, Павел Нечепоренко, Анатолий Тихонов, Михаил Рожков, Андрей Горбачёв и многие другие.
Оркестру рукоплескали в Австрии, Австралии, Великобритании, Франции, Германии, Греции, Нидерландах, Дании, Канаде, Китае, КНДР, Мексике, Новой Зеландии, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Японии. В репертуар коллектива вошли оригинальные произведения для оркестра русских народных инструментов и переложения симфонической классики. Оркестром записано 69 грампластинок и более 30 компакт-дисков, а каждый сезон отмечен появлением новых концертных программ для взрослой и детской аудитории. Абонементный цикл «Забавный профессор» (ведущий Павел Любимцев) был удостоен Премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
В 2024 году, в год своего 105-летия, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под руководством Владимира Андропова представлял Российскую Федерацию на торжественной церемонии открытия перекрестных Годов культуры России и Китая 2024–2025.
Владимир Андропов – народный артист России, лауреат Премии Правительства РФ в области культуры, кавалер ордена Дружбы (2001) и ордена Почёта (2021). Художественный руководитель и главный дирижер Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П.Осипова.
Родился в 1946 году в Проскурове (ныне Хмельницкий, Украина). Окончил оркестровый факультет Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко (ныне Львовская национальная музыкальная академия), затем факультет оперно-симфонического дирижирования Белорусской государственной консерватории имени А. В. Луначарского (ныне Белорусская государственная академия музыки) и аспирантуру.
Начал исполнительскую карьеру в качестве дирижера Белорусского симфонического оркестра, в то же время дебютировал в Государственном академическом Большом театре Белорусской ССР оперой «Иоланта» Чайковского.
В 1978 году дебютировал в Большом театре в Москве оперой «Испанский час» Равеля и был назначен художественным руководителем и дирижером сценического оркестра ГАБТа. В 2000–2002 гг. занимал пост художественного руководителя оперной труппы Большого театра. Выступил дирижером-постановщиком оперы «Прекрасная мельничиха» Паизиелло, балетов «Бессонница» Сергея Жукова, «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии Чайковского) и «Пассакалья» (на музыку Веберна). В театральный репертуар маэстро вошли также оперы «Евгений Онегин» и «Опричник» Чайковского, «Русалка» Даргомыжского, «Царская невеста» и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Набукко» и «Сила судьбы» Верди, «Тоска» Пуччини, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, балеты «Конек-горбунок» Щедрина, «Чиполлино» К. Хачатуряна.
В 1988 году под управлением Владимира Андропова была осуществлена единственная в мире запись оперы «Американцы» Евстигнея Фомина. В 2001 году маэстро принимал участие в постановке оперы «Борис Годунов» Мусоргского на сцене Театра Верди в Триесте. В качестве приглашенного дирижера сотрудничал с симфоническими оркестрами Сингапура, Белграда, Македонии и многими российскими коллективами.
В 2003–2010 гг. был художественным руководителем Астраханского государственного музыкального театра. С 2009 года возглавляет Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова.
Фелисьен Брют родился в 1986 году в провинции Овернь, где широко распространена традиционная французская музыка с непременным участием аккордеона. С 6 лет он начал заниматься на этом инструменте. В 10-летнем возрасте поступил в Национальный международный центр аккордеона Жака Морне (CNIMA – J. Mornet) в Сен-Сов-д'Овернь. Обучаясь у французских и зарубежных аккордеонистов (в том числе у известного российского музыканта Романа Жбанова), он открыл для себя свинг, классический и современный репертуар, со временем освоив также фольклор, популярную музыку и транскрипции.
В 2007 году Брют выиграл три престижных конкурса аккордеонистов: в Клингентале (Германия), Кастельфидардо (Италия) и Самаре («Трофей мира»). Благодаря этим победам он получил приглашения на крупные международные фестивали в России, Италии, Норвегии, Финляндии, Португалии и Сербии.
Будучи уже всемирно известным солистом, Брют увлекся ансамблевым музицированием в самых разных формах и жанрах. В 2014 году, отдавая дань Астору Пьяццолле, основал трио «Астория», с которым исполнял музыку в стиле tango nuevo. В апреле 2016 года ансамбль выпустил альбом “Soledad del Escualo”, получивший восторженные отзывы профессионального сообщества. В том же 2016 году Брют создал дуэт «Энигма» (аккордеон и скрипка), исполняющий самый широкий репертуар, и записал альбом “Duo Enigma”.
В 2017 году со струнным квартетом «Гермес» и контрабасистом Эдуардом Макаресом организовал проект Le Pari des Bretelles, в котором соединились академическая музыка, аргентинское танго и традиционный французский мюзет. С этим проектом музыканты с успехом выступали во Франции, Германии, Польше, Японии и других странах, участвовали в известных фестивалях и выпустили диск под лейблом Mirare.
В июле 2019 года Фелисьен Брют принял участие в фестивале «Безумные дни» в Екатеринбурге и Первоуральске. В течение последнего года он представил мировые премьеры сочинений для аккордеона и симфонического оркестра, написанных специально для него композитором Тибо Перреном: “Caprice d’accordéoniste” и “Souvenirs de Bal”.
Фелисьен Брют играет на инструментах фирм Bugari (модель Bugari Selecta) и Piermaria (модель Super Prodige).
Дарья Зыкова родилась в 1981 году в Москве. В 2005 году с отличием окончила Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс профессора Ирины Масленниковой), в 2009 году – ассистентуру-стажировку вуза. Обладатель Гран-при Всероссийского конкурса вокалистов Bella voce (2002).
С 2008 года – приглашенная солистка Большого театра России, где дебютировала в партии Папагены («Волшебная флейта» Моцарта). В дальнейшем в репертуар певицы на главной российской сцене вошли партии Мерседес, Фраскиты («Кармен» Бизе), Бригитты, Маши («Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского), Адели («Летучая мышь» И. Штрауса), Голоса Золотого петушка («Золотой петушок» Римского-Корсакова), Марианны Ляйтметцерин («Кавалер розы» Р. Штрауса), Ксении («Борис Годунов» Мусоргского), Герды («История Кая и Герды» Баневича), Берты («Севильский цирюльник» Россини).
Сотрудничает с Московской филармонией. Выступала с ведущими коллективами, среди которых Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, Московский государственный академический симфонический оркестр, Российский национальный оркестр, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Национальный академический оркестр народных инструментов имени Н. П. Осипова, Московский камерный оркестр Musica Viva; с известными дирижерами, такими как Владимир Федосеев, Василий Синайский, Павел Сорокин, Кристофер Мулдс, Дмитрий Юровский, Фабио Мастранджело, Мариус Стравинский, Лоран Кампеллоне, Кристоф-Маттиас Мюллер, Иоганнес Вильднер и другие.
Гастролировала в Италии, Германии, Австрии, Испании, Швеции, Польше, Литве, Эстонии, Молдове, США, Японии, Южной Корее.
Принимала участие в Международном фестивале «Опера априори», Международном музыкальном фестивале Юрия Башмета, международных фестивалях Аrs Longa, Primavera Classica, «Русская музыка на Балтике», «Спасская башня», Summertime, «Рахлинские сезоны». Постоянная участница проекта «Романтика романса» телеканала «Россия – Культура».
Автор уникальной методики музыкально-психологической реабилитации детей, перенесших тяжелые заболевания и стрессы, сирот, инвалидов. Ведет активную благотворительную и просветительскую деятельность. Награждена отличительным знаком Сербской патриархии.
Родился в Орле. В 2002 году окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. В 1994-1999 гг. – солист Ансамбля песни и пляски имени Александрова. В 1999 стал солистом Московского государственного академического Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского, где исполнил партии: Грицько («Сорочинская ярмарка» Мусоргского – спектакль получил премию «Золотая Маска»), Луиджи («Плащ» Пуччини), Дон Оттавио («Дон Жуан» Моцарта), Феррандо («Так поступают все женщины» Моцарта), Секст («Юлий Цезарь в Египте» Генделя – спектакль получил премию «Золотая Маска»), Люченцио («Укрощение строптивой» Шебалина).
В 2004-2010 гг. – приглашенный солист Большого театра России, где исполнил более 20 партий, в том числе Юродивый и Подьячий («Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского), Задрипанный мужичок («Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича), Платон Каратаев («Война и мир» Прокофьева), Гвидон («Золотой петушок» Римского-Корсакова). В составе труппы выступал в лондонском Ковент-Гарден, принимал участие в фестивалях в Савонлинне (Финляндия) и Любляне (Словения), в гастрольных поездках театра в Латвию и Грецию.
Сотрудничает с Симфоническим оркестром Москвы «Русская Филармония», Московским камерным оркестром MusicaViva, ГАСК под руководством Валерия Полянского, Государственным духовым оркестром России, участвует в концертных исполнениях опер («Орлеанская дева» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки, «Кащей бессмертный» и «Ночь перед Рождеством» Римского-Корсакова, «Последние дни» Николаева, «Добрыня Никитич» Гречанинова), вокально-симфонических произведений.
Заслуженный артист Республики Ингушетия (2006). В Арт-проекте «ТенорА XXI века» – с 2007 года. В 2007 году вместе с другими солистами Арт-проекта удостоен премии «Национальное достояние России», в 2013 – Премии города Москвы в области литературы и искусства.С 2012 – солист Национального Академического оркестра русских народных инструментов имени Осипова, с которым гастролировал вгородах России и Европы, а также в США. В 2019 году удостоен звания «Заслуженный артист России».
Дарья Рубцова родилась в 1993 году в потомственной казачьей семье. С раннего детства занималась музыкой, с четырех лет выступала в детском творческом коллективе «Казачата». В 15 лет стала солисткой Государственного оркестра «Русская удаль» Государственной филармонии Республики Адыгея (художественный руководитель и главный дирижер – Анатолий Шипитько). С этими коллективами гастролировала в станицах и городах России, а также в странах Европы (Польша, Германия, Румыния, Сербия, Болгария и другие).
Окончила Астраханскую государственную консерваторию (кафедра сольного народного пения). Победительница всероссийских и международных конкурсов, среди которых VI Международный конкурс вокалистов (Болгария, 2008, диплом I степени), VI Открытый Международный конкурс эстрадного и народного творчества «Бриллианты России» (Москва, 2012, Гран-при), Международный конкурс вокалистов «Балтийская феерия» (Санкт-Петербург, 2012, диплом I степени).
С ноября 2012 года – солистка Национального академического оркестра народных инструментов России имени Н. П. Осипова. Ведет активную концертную и гастрольную деятельность в составе Ансамбля молодых солистов и Секстета балалаек оркестра имени Осипова.
Вокальное трио «Реликт» образовано в 1986 году студентами Государственного музыкального училища имени Гнесиных Александром Никеровым (лирический тенор), Алексеем Кондратовым (драматический тенор) и Вячеславом Моюновым (лирический баритон). С 2012 года с трио постоянно сотрудничает гитарист Алексей Леонов.
За годы существования ансамблем накоплен яркий и разнообразный репертуар, простирающийся от обработок народных песен, старинных романсов, духовной музыки до камерно-ансамблевых сочинений, песен военных лет и произведений, специально написанных для «Реликта».
Музыканты представили множество концертных программ и выпустили целый ряд записей, среди которых «Старинные русские романсы», «Русские народные песни», «Классические мелодии русских и зарубежных композиторов», «Русские духовные песнопения», «Песни народов мира».
Музыканты ведут активную концертную деятельность в России и за рубежом. На гастролях коллектив побывал более чем в 60 странах мира, в том числе в Швейцарии, Южной Корее, Греции, Египте, Израиле, Италии, Испании, на Кубе, в Китае, Таиланде, Алжире, Монголии, Хорватии, Вьетнаме, Австралии, Македонии, Франции, Германии, Австрии и др. Музыкальная пресса Греции удостоила их титула «Золотые голоса Европы». Они неоднократно становились участниками международных фестивалей, среди которых «Восток – Запад», имени Кристины Ямрож в Польше, «Свет Вифлеема – 2000» в Израиле, фестивали в Даляне и Шеньжене (КНР), Фестиваль искусств в Аделаиде, «Охридское лето» в Македонии и многие другие.
Все участники ансамбля удостоены почетного звания «Заслуженный артист России».